Файл: Модели сложившейся практики управления волонтерской деятельностью в вузах.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модели сложившейся практики управления волонтерской деятельностью в вузах
Содержание
Введение 3
1. Модели управления волонтерской деятельностью на базе высших учебных заведений 4
2. Структура модели управления волонтерской деятельностью 9
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Актуальность темы. Процесс развития молодежных волонтерских организаций претерпел серьезные преобразования за последнее десятилетие и продолжает определять стратегию их развития. Раньше высшее учебное заведение выступало только как база для набора волонтеров. Сегодня университет становится своеобразным центром принятия важнейших решений о хозяйственной деятельности добровольческой ячейки. Текущее положение ставит перед руководством образовательных учреждений ряд новых организационных задач. Одним из направлений их сотрудничества с государством и получателями волонтерских услуг является формирование стандартов эффективности волонтерской деятельности и поиск эффективных концепций совместной работы.
Студенческое волонтерство может существовать с разной степенью контроля, но обычно требует грамотного «сопровождения». По сравнению с другими некоммерческими организациями добровольные формирования в настоящее время демонстрируют более низкую степень организационной формализации. На сегодняшний день не разработано достаточно убедительной и объективной методики оценки их деятельности.
Поэтому целью данной работы является анализ модели сложившейся практики управления волонтерской деятельностью в вузах.
1. Модели управления волонтерской деятельностью на базе высших учебных заведений
Каждый человек постоянно себя спрашивает и своим делом отвечает на вопросы о том, кем хочет быть и в каком мире он хочет жить на самом деле. При этом выборе он, хотя или нехотя следует в полной мере определенными высоконравственными нормами. И поэтому различные образовательные учреждения последние годы побуждают целенаправленно своих учеников к волонтерской деятельности, это есть высшее проявление человеческой природы. Но это стало возможным благодаря тому, что увеличились не только масштабы этой деятельности, но и уровень ее организованности. В результате чего появились определенные стандарты волонтерского продвижения, которые помогли перенести подобные практики в общую систему высшего образования. Управление в университете волонтерами рассматривается в основе как инструмент регулировки взаимоотношений студентами – добровольцами и организацией их принимающей.
В учреждениях высшего образования волонтерская деятельность является самой эффективной формой организации, их активности и самореализованности студентов. Для лучшего социально-педагогического результата волонтерской деятельности все работы по ее развитию и привлечению к ней наибольшего числа студентов должны быть преобразованы в образовательную и социально-педагогическую работу образовательного учреждения.
Организация волонтерской (волонтерской) деятельности на базе вуза представляет собой систему, состоящую из множества составляющих ее элементов, также с достаточно сложной структурой связей между ними, в которой можно выделить:
-
подсистема управления образовательной организацией; подсистема преподавательского состава; -
подсистема студентов; -
подсистема волонтерской организации на базе вуза; -
подсистема нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации; -
подсистему нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность волонтерских организаций и объединений.
На основе сравнительной оценки деятельности добровольческих (волонтерских) организаций, действующих на базе различных вузов, рассмотрим модель деятельности Волонтерского центра.
Моделирование дает возможность исследовать свойства одних объектов путем изучения аналогичных свойств других объектов (моделей), связанных с первыми объектами [5].
В основе процесса моделирования лежит требование отразить целостность объекта исследования (волонтерского центра) и осуществляемой им деятельности.
Соответственно предлагаемая к анализу в данной работе модель деятельности Волонтерского центра в вузе включает в себя блоки концептуально-целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный.
В состав понятийно-целевого блока входят следующие принципы:
-
системность и целостность; -
общественно значимая направленность; -
гуманность; -
безвозмездность; -
добровольность; -
законность;
Основными моделями организации деятельности Волонтерского центра стали следующие подходы: компетентностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический.
Компетентностный подход позволяет осознать необходимость преодоления традиции рассмотрения личностного и профессионального роста развитием как автономные процессы.
Роль системного подхода в моделировании деятельности Волонтерского центра заключается в упрощении и систематизации имеющихся в науке и практике знаний по проблеме организации студенческого добровольческого движения.
Личностно-деятельностный подход направлен на нахождение такой конкретизированной извне конструкции произвольной деятельности обучающегося в вузе студента, которая будет способствовать изменению его внутренней деятельности, его мотивации, его иерархии ценностных ориентаций, выработке такого осмысленного профессионального активные личностные качества, такие как эмпатия, толерантность, рефлексивность [3].
Аксиологический подход обеспечивает развитие у студентов системы ценностей для добровольного труда, для других людей, для себя и своей деятельности, для развития своей личности и индивидуальности.
Концептуально-целевой блок также указывает на целенаправленное обеспечение подходящих организационных и психолого-педагогических рамочных условий для качественного проектирования деятельности волонтерского центра. Большинство высших учебных заведений имеют богатый опыт создания и реализации таких условий. К организационным условиям относятся создание соответствующей структуры органов управления добровольческим движением, их финансовое, кадровое и информационное обеспечение, правовое регулирование системы работы.
Одной из основных проблем в организации деятельности Волонтерского центра является мотивация его участников и руководителей к добровольному и активному участию в волонтерской деятельности. Соответственно, мотивационный блок модели представляется одним из важнейших [4].
По мере развития волонтерского движения в вузе могут развиваться разные формы мотивации волонтеров и лидеров волонтерских формирований [1; 4].
Например:
-
рекомендации и помощь в участии воспитанников Волонтерского центра в городских, областных, российских и международных конкурсах и мероприятиях для волонтеров; -
организация и проведение обучающих семинаров и тренингов для волонтеров по различным вопросам, связанным с развитием лидерских, организаторских и коммуникативных качеств; -
интервью для распространения информации в СМИ; -
подготовка публикаций о достижениях участников волонтерского движения, видеороликов, сайта о волонтерских лидерах; -
раздача сувениров с символикой Волонтерского центра; -
различные способы поощрения участников волонтерского движения (награды, премии, дипломы, благодарственные письма и т.д.).
Содержательный блок модели отражает поэтапную организацию волонтерской деятельности в рамках центра, а также ее содержание (реализация образовательных и мотивационных программ, мероприятий, проектов; разработка концепций проводимых мероприятий).
Критериально-оценочный блок модели ориентирован на системный анализ результатов волонтерской деятельности, конкретных волонтерских действий, в том числе в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативных документов.
Перечислим сформированные личностные результаты в результате участия студентов в волонтерской деятельности:
-
развитие организаторских и коммуникативных способностей студентов, приобретение навыков делового общения; -
получение опыта планирования и организации коллективной общественно полезной цели, развитие творческих способностей; -
помощь в формировании корпоративной культуры и приобретении опыта работы в команде, разделении обязанностей и ответственности; -
поощрение самореализации, ассертивности молодежи, развитие рефлексивных и регуляторных навыков.
Вышеуказанные результаты достигаются на различных уровнях организации студенческого волонтерства, которые можно определить в зависимости от профессиональной обусловленности волонтерства и степени участия в этом процессе координаторов, преподавателей и администрации образовательной организации.
Моделирование деятельности Волонтерского центра в вузе на основе адекватных методических подходов создает предпосылки научно-методического обеспечения процесса реализации реальных целей и ценностей высшего профессионального образования, поиска новых образовательных перспектив для вузов.
2. Структура модели управления волонтерской деятельностью
Число волонтеров в России к 2030 году может вырасти с нынешних 3,9 до 20,8 млн. человек, рассчитали эксперты Минэкономразвития. Для этого государство должно активно стимулировать профессиональную добровольческую деятельность, когда медики, юристы, педагоги помимо основной занятости безвозмездно помогают благотворительным фондам, НКО. Эксперты считают, что желание заняться волонтерской деятельностью и сейчас выражает огромное число людей, но зачастую они не могут найти этим желаниям применение. Поэтому государство в первую очередь должно увеличивать сферу приложения усилий добровольцев: например, упрощать им доступ в различные учреждения, где будет создана инфраструктура — центры волонтерской деятельности.
На рисунке 1 представим структуру Волонтерского центра, существующую на практике любого высшего учебного заведения.
Рис. 1 – Организационная структура Волонтерского центра в рамках высшего учебного заведения
Управление Волонтерским центром возлагается на директора, его представителей по работе с партнерами и по внутренним проектам.
Административный отдел организует делопроизводство, обслуживание и наполнение сайта, оформляет отчетные документы или в целом регулирует систему документооборота в Волонтерском центре.
Информационный отдел создает уникальное информационное пространство Волонтерского центра, а также разрабатывает и согласовывает с университетом информационные материалы о волонтерском движении. Информационный отдел призван решать проблему возможного недостаточного информационного обеспечения выявленной экспертами волонтерской деятельности, а также способствовать формированию у участников волонтерского движения компетентности «умение налаживать эффективные коммуникации и проявлять инициативу в построение коммуникаций с незнакомыми людьми, независимо от их социального статуса и положения в обществе» [2].
Команда по продвижению, работая в тесном сотрудничестве с отделом информации, выступает на крупных университетских мероприятиях, мероприятиях внешних партнеров, выступает с речами в школах и других учреждениях.
Команда проекта разрабатывает образовательные и мотивационные программы, взаимодействует с органами опеки ветеранов, детскими домами, ветеранами колледжей и другими организациями.
Команда проекта курирует отдельные мероприятия и во всем помогает сотрудникам волонтерского центра.
Департамент образовательных программ разрабатывает и реализует волонтерские программы различного уровня, создает методические материалы, курирует подготовку волонтеров по вновь создаваемым направлениям деятельности, привлекает тренеров/преподавателей и ветеранов для проведения обучающих программ.
Отдел рекрутинга отбирает кандидатов-добровольцев для участия в конкретных мероприятиях; работает совместно с тренерами и координатором образовательных программ; ведет записи интервью; администрирует и наполняет сайт с точки зрения заполнения профилей волонтеров.
Таким образом, предлагаемая модель деятельности Волонтерского центра, созданного на базе Института международного права, обеспечивает привлечение студентов вуза к волонтерской деятельности (волонтерству), что значимо в процессе их профессиональной подготовки.