Файл: Планконспект проведения занятия с личным составом 22 псч тема 6 Пожарные насосы Вид занятия Лекция. Отводимое время 1 (ч).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю

Начальник 22-ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ

МЧС России по Республике Коми

старший лейтенант внутренней службы

С.Е. Дубов

«»2023г.



План-конспект


проведения занятия с личным составом 22 -ПСЧ
Тема :№6 Пожарные насосы

Вид занятия: Лекция. Отводимое время :1 (ч)

Цель занятия :Ознакомится с теоритическими основами процессов всасывания и нагнетания при работе насосов. Изучить классификацию, устройство и принцип действия центробежных насосов. Ознакомиться с особенностями работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема.

Литература, используемая при проведении занятия:

-Справочник руководителя тушения пожара Повзик Я.С. 2004г.;

- Приказ Минтруда России от 11.12.2020 г. № 881 Н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»;

- «Пожарная техника» книга 1 Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. В.В. Теребнев, Москва 2010 г.




п/п

Учебные вопросы

(включая контроль занятий)

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение

(в том числе технические средства обучения) учебного вопроса.

1

2

3

4

1

Организационная часть

5

- проверка личного состава по учебному журналу

- сообщение о ходе предстоящего занятия

2

Основная часть

35

Насосные установки пожарных автомобилей предназначены для подачи под давлением жидких огнетушащих веществ (воды или растворов в ней различных добавок) по рукавным линиям для тушения пожаров или охлаждения конструкций на пожарах. Объемные насосы поршневые, простого, двойного и дефиринциального действия, плунжерные и роторные, шиберные, шестеренные, кулачковые и винтовые.

У поршневых насосов во время всасывания, вследствие возвратно поступательного движения поршня в цилиндре, рабочий объем камеры увеличивается, создается разряжение и в нее под действием атмосферного давления через всасывающий клапан поступает вода. Во время нагнетания объем камеры уменьшается, в воде сообщается энергия движения и она выдавливает через нагнетательный клапан в напорную линию.

У шиберного насоса при вращении ротора, эксцентрично расположенного в корпусе насоса, в первый период, увеличивается рабочий объем, заключенный, между двумя шиберами, внешней поверхности ротора, внутренней поверхностью корпуса и двумя боковыми крышками-происходит всасывание. Во второй период вращения ротора рабочий объем уменьшается и происходит нагнетание.

У шестеренного насоса ведущая и ведомая шестерни размещены с малыми зазорами в корпусе. При вращении шестерен жидкость, заполняющая впадины зубьев. В полости всасывания зубья шестерен выходят из зацепления, а в полости нагнетания входят в зацепление.

У водокольцевого насоса в цилиндрическом корпусе эксцентрично размещен ротор с радиальными лопатками, заклиненный на валу. К торцевой полости примыкают всасывающий и нагнетательный трубопровод. Корпус насоса предварительно заполняют водой. При вращении ротора вода отбрасывается к периферии, образуя водяное кольцо, концентричное корпусу насоса, в которое погружаются концы радиальных лопаток. Рабочий объем образованный двумя радиальными лопатками, внешней поверхностью ротора, водяным кольцом и двумя боковыми крышками, сначала увеличивается, потом уменьшается. При увеличении объема происходит всасывание, при уменьшениинагнетание.

Лопастные насосы-центробежные, осевые жестким креплением лопастей и поворотными лопастями и вихревые. Работа их основана на силовом взаимодействии перекачиваемой жидкости с рабочим колесом.

Работа осевых насосов основана на силовом взаимодействии лопастей с обтекающим их потоком. Основной частью насоса является рабочее колесо с наклонно расположенными консольными лопастями. При вращении колеса в потоке жидкости возникает разность давлений по обестороны с каждой лопасти и следовательно, силовое взаимодействие потока с рабочим колесом. Силы давления лопастей создают вынужденное вращательное и поступательное движение жидкости, увеличение ее давления и скорость, механическую энергию.

Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоёмов чаще всего производится в сельской местности, в населённых пунктах со слаборазвитым водоснабжением, а также в тех случаях, когда по условиям тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении пожара нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду чаще всего подают из открытых естественных или искусственных водоёмов.

При работе по подаче воды из водоёма необходимо произвести следующие операции:

- извлечь из каналов всасывающие пожарные рукава и соединить их друг с другом, присоединить всасывающую сетку; при этом особое внимание следует обратить на чистоту соединительных головок (конусные соединения всасывающих головок должны быть чистыми и смазанными тонким слоем смазки);

- снять заглушку насоса и присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав;

- установить всасывающий рукав в сборе с сеткой в водоём;

- присоединить напорные рукава к напорным патрубкам пожарного насоса;

- проверить плотность закрытия всех вентилей и сливных кранов пожарного насоса, а также крана системы дополнительного охлаждения двигателя;

- открыть вакуумный клапан;

- включить газоструйный вакуум-аппарат или вакуумный насос АВС-01 Э;

- плавно увеличить частоту вращения вала двигателя;

- при появлении в вакуумном клапане воды, которая видна через смотровой глазок, закрыть вакуумный клапан и выключить газоструйный вакуум-аппарат;

- включить сцепление и плавно увеличить частоту вращения вала насоса; после того как насос создаст необходимый напор, плавно открыть задвижку напорных патрубков насоса и установить заданный напор; в летнее время открыть вентиль системы дополнительного охлаждения.

При заборе воды всасывающая сетка должна быть погружена в воду не менее чем на 300 мм ниже уровня водоёма. Опускать её на дно водоёма не следует, это может вызвать попадание песка в полость насоса. Стараться не допускать резких перегибов всасывающего рукава, это может привести к образованию воздушной пробки.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение водой пожарного центробежного насоса можно осуществить двумя способами: заливкой пожарного центробежного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцеванием цистерны с пожарным насосом.

При первом способе необходимо: проверить герметичность пожарного насоса, всасывающих рукавов и плотность посадки обратного клапана всасывающей сетки (опустить всасывающие рукава с сеткой в воду); присоединить к насосу напорные рукава; закрыть все вентили, сливной краник пожарного насоса и краны водопенных коммуникаций; открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, и после заполнения насоса и всасывающих рукавов водой, что контролируется через глазок вакуумного крана, закрыть вакуумный клапан.

В дальнейшем работу выполнять в такой последовательности: плавно включить сцепление и закрыть вентиль из цистерны; увеличивая частоту вращения вала насоса, создать напор 200 – 400 кПа; плавно открыть задвижку на напорном патрубке насоса и установить заданный напор по манометру. При необходимости включается система дополнительного охлаждения двигателя.

При втором способе необходимо: соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; закрыть все вентили водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса; включить сцепление; открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны; установить частоту вращения вала насоса 2000 – 2500 об/мин и, плавно закрывая вентиль из цистерны, установить необходимое разрежение по вакуумметру.

После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отклонения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.

ПОДАЧА ВОДЫ ОТ ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ

Самым распространённым способом подачи воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями в городских условиях является работа насосов от водопроводной сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается всасывающим патрубком как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Последовательность работы при этом следующая:

- открыть крюком крышку колодца пожарного гидранта и его крышку;

- установить пожарную колонку на пожарный гидрант;

- снять заглушку, навернуть на всасывающий патрубок пожарного насоса рукавный водосборник для работы от пожарной колонки;

- соединить рукавный водосборник с пожарной колонкой с помощью напорно-всасывающих пожарных рукавов;

- присоединить к напорным патрубкам пожарного насоса напорные пожарные рукава;

- проверить, закрыты ли вентили и задвижки водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса;

- открыть клапан пожарного гидранта и вентили пожарной колонки и заполнить пожарный насос водой, предварительно открыв вакуумный клапан для выпуска воздуха при заполнении насоса водой (после выпуска воздуха закрыть вакуумный клапан);

- включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть задвижки напорных патрубков.

Осуществлять подачу воздушно-механической пены можно как с установкой, так и без установки пожарных автомобилей на водоисточник (от ёмкостей пожарных автоцистерн). В любом случае подача воздушно-механической пены через воздушно-пенные стволы (ГПС-600, СВП, СПП, УКТП «Пурга», и лафетный ствол) выполняется в следующей последовательности:

- произвести забор и подачу воды в рукавную линию к воздушно-пенному стволу (стволам), как при подаче в водяные стволы

- открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

- увеличив обороты двигателя, создать минимальный напор на выходе из насоса нормального давления 60 м вод. ст. (при подаче воздушно-пенных стволов ГПС-600, СВП, СПП, лафетного) или 80 м вод. ст. (при подаче стволов УКТП «Пурга»), а из насоса высокого давления 300 м вод. ст. Напор может быть увеличен в зависимости от длины рукавных линий. При заборе и подаче воды из гидранта водопроводной сети (вода поступает в насос из водопровода под избыточным давлением) оборотами двигателя и вентилями пожарной колонки (при необходимости прикрывая вентили пожарной колонки уменьшить подачу воды в насос) установить перепад давлений между напорной и всасывающей полостями насоса (по манометру и мановакуумметру) 5-6 кгс/см2; например давление по манометру 7 кгс/см2 , а по мановакуумметру 1,0 кгс/см2;

- установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение, в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов или с требуемой концентрацией водного раствора пенообразователя. При подаче воздушно-механической пены через УКТП «Пурга» установить требуемое положение дозатора. При наличии на пожарном насосе ручного дифференциального дозатора (некоторые образцы насосов "Ziegler"), а также при совместной работе с автомобилем пенного тушения, оборудованного таким дозатором, установить расход .

- открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Подача пенообразователя в пеносмеситель также может производится из посторонней ёмкости (например из бочки с пенообразователем). В этом случае необходимо отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с ёмкостью для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг (шланг входит в комплектацию пожарного автомобиля). Свободный конец шланга опустить в ёмкость с пенообразователем и выполнить все операции по подаче воздушно-механической пены. При этом, в случае забора воды из открытого водоисточника, необходимо обеспечить плотное закрытие дозатора. В противном случае в насос вместо воды будет подсасываться только один пенообразователь.

С целью рационального использования запаса огнетушащих средств пожарной автоцистерны, подачу воздушно-механической пены без её установки на водоисточник можно производить в следующей последовательности:

- установить автоцистерну на место работы;

-включить стояночную тормозную систему (при необходимости подложить упоры под колёса автомобиля);

- присоединить к напорному патрубку насоса рукавную линию с воздушно-пенным стволом (стволами);

- включить дополнительную трансмиссию привода пожарного насоса и выключить сцепление дополнительными органами управления из насосного отсека (для пожарных автомобилей с насосом заднего расположения);

проверить плотность закрытия всех вентилей и кранов пожарного насоса;

- открыть задвижку «из цистерны»;

- открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой закрыть её;

- открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;

- установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение (в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов);

- открыть кран от пенобака к пеносмесителю;

- включить сцепление или КОМ привода пожарного насоса (для пожарных автомобилей с насосом среднего расположения);

увеличив обороты двигателя довести давление воды в насосе до 2…3 кгс/см2 , контролируя его величину по манометру;

- плавно открывая напорную задвижку насоса и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый напор насоса: 60…70 м вод. ст. – при подаче стволов ГПС-600, СВП, СПП, или 80…90 м вод. ст. при подаче стволов УКТП «Пурга».

При работе пожарного насоса по подаче воздушно-механической пены осуществлять постоянный контроль за уровнем пенообразователя и производить операции, как при работе пожарного насоса по подаче воды.

По завершении подачи воздушно-механической пены или пенообразователя в пенобаке, закрыть кран от пенобака к пеносмесителю, и осуществить промывку пеносмесителя и насоса водой в следующей последовательности:

- открыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель, или переключить магистраль подачи пенообразователя на подсос (подвод) воды из постороннего водоисточника (ёмкости);

- установить рукоятку дозатора на максимальное положение (например, дозатор пеносмесителя ПС-5 на цифру «5») и поработать насосом не менее 2…3 мин., проворачивая при этом рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя.

Завершив промывку пеносмесителя и насоса необходимо уменьшить обороты двигателя, закрыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель (или отключить магистраль подвода воды в пеносмеситель из постороннего водоисточника), установить рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя в исходное положение и произвести операции, как при завершении подачи воды пожарным насосом.

Струйные насосы,(гидроэлеваторы Г-600), являются насосамитрения и работают по принципу эжекции.Г-600 предназначен для забора воды из открытых водоисточников.

Характеристика Г-600:

Подача воды – 600 л.мин.

Высота подъёма – 20 м.

Расстояние до водоисточника – 100 м.

Требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторных систем вычисляется по формуле Vсист=Nп х Vр х К.

Где: Vсист.- требуемое количество воды для запуска системы.

Nп.- число рукавов в системе

Vр- Коэффициент который зависит от числа гидроэлеваторов в системе.

Водителям при работе на пожаре запрещается без команды РТП и должностных лиц перемещать пожарные автомобили, мотопомпы, оставлять без надзора пожарные автомобили, мотопомпы и пожарные насосы. Подача огнетушащих средств разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

3


Заключительная часть

5

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.




Начальник караула ПСЧ-22

Старший лейтенант внутренней службы А.Я. Олейник

(должность, звание, Ф.И.О. лица составившего методический план)

«» 2023г.