Файл: Занятие 1 Тема Педагогическая праксеология в системе научного знания Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторное занятие №1


Тема: Педагогическая праксеология в системе научного знания

Задание 2


Наосновеанализастатьи«Праксиоцентризмвпрофессиональномстандартепедагога»выявитепраксеологическиеосновыпрофессионального стандарта педагога. (статья Л. Ю. Монахова и В. С.Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога»(Образование инаука.2017.Том19,4.С.9-38,5.С9-27).

Профессиональный стандарт педагога основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.

На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.


Возможные наименования должностей, профессий

Учитель

Воспитатель

Требования к образованию и обучению


Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее

профессиональное образование в рамках укрупненных

групп направлений подготовки высшего образования и

специальностей среднего профессионального

образования "Образование и педагогические науки"

либо высшее образование или среднее

профессиональное образование и дополнительное

профессиональное образование по направлению

деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются


Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем


Общепедагогическая функция.

Обучение





Из профстандарта

Из статьи

Трудовые

действия

Разработка и реализация

программ учебных дисциплин

в рамках основной

общеобразовательной

программы

…формирование

особого стиля

мышления педагога,

ориентированного на

понимание

педагогической

деятельности как

рациональной,

эффективной,

технологичной и т.п.

Осуществление

профессиональной

деятельности в соответствии с требованиями федеральных

государственных

образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной

образовательной среды

Планирование и проведение

учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы

обучающимися

Формирование универсальных

учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными

технологиями (далее - ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями

детей


Необходимые'>Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Вопросам оценки результатов педагогической деятельности в плане самооценки эффективности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности - так называемым праксеологическим характеристикам трудовых функций, педагоги практические не уделяют внимания.




Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями

детей




Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в

реальной и виртуальной среде




Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших

выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

…. Педагоги не смогли сориентироваться в

выборе критериев для оценки рациональности и эффективности педагогической деятельности

Формирование ИКТ- компетентностей как +




Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ- компетентность; общепедагогическая ИКТ- компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области

человеческой деятельности)




Необходимые

знания

Преподаваемый предмет в

пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

Рассматривается

деятельностная составляющая профессиональной готовности к педагогической деятельности, включающая в себя два вида готовности: теоретическую (необходимые знания) и практическую (необходимые умения)…..




История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни

личности и общества




Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий

жизни, их возможные девиации, а также основы их

психодиагностики







Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей

поведения в социальных сетях

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических

технологий


Воспитательная деятельность

Требования к опыту практической

работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные

установленным перечнем



Общепедагогическая функция. Обучение








Из профстандарта

Из статьи

Трудовые

Разработка и реализация

программ учебных дисциплин

в рамках основной

общеобразовательной

программы

……формирование

особого стиля

мышления педагога,

ориентированного на

понимание

педагогической

деятельности как

рациональной,

эффективной,

технологичной и т.п.

действия







Осуществление

профессиональной

деятельности в соответствии с

требованиями федеральных

государственных

образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования







Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной

образовательной среды




Планирование и проведение

учебных занятий




Систематический анализ эффективности

учебных занятий и подходов к

обучению




Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы

обучающимися

Формирование универсальных

учебных действий




Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями

(далее - ИКТ)







Формирование мотивации к обучению




Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями

детей


Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая

практика и т.п.

Вопросам оценки результатов педагогической деятельности в плане самооценки эффективности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности - так называемым праксеологическим характеристикам трудовых функций, педагоги практические не уделяют внимания.




Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями

детей




Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в

реальной и виртуальной среде







Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших

выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья

…. Педагоги не смогли соринтироваться в

выборе критериев для оценки рациональности и эффективности педагогической деятельности

Формирование ИКТ- компетентностей как +

Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ- компетентность; общепедагогическая ИКТ- компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области

человеческой деятельности)

Необходимые

знания

Преподаваемый предмет в

пределах требований

Рассматривается

деятельностная




федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и

науке

составляющая профессиональной готовности к педагогической деятельности, включающая в себя два вида готовности: теоретическую (необходимые знания) и практическую (необходимые умения)…..

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни

личности и общества

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий

жизни, их возможные девиации, а также основы их

психодиагностики

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей

поведения в социальных сетях

Пути достижения







образовательных результатов и способы оценки результатов

обучения




Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических

технологий

Воспитательная деятельность


Трудовые

действия

Регулирование поведения

обучающихся для

обеспечения безопасной

образовательной среды

Необходимым условием

для осознания меры

соответствия личностных

свойств социально-

нравственным и

профессиональным

нормам является

профессиональное

самосознание педагога,

важными компонентами

которого выступают

рефлексия и самооценка










Реализация современных, в

том числе интерактивных,

форм и методов

воспитательной работы,

используя их как на

занятии, так и во

внеурочной деятельности




Постановка воспитательных

целей, способствующих

развитию обучающихся,

независимо от их

способностей и характера

Определение и принятие

четких правил поведения

обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной

организации

Проектирование и

реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной,














































игровой, трудовой, спортивной,

художественной и т.д.)







Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные

ориентации ребенка)










Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов

самоуправления




Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни

образовательной организации







Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного

образа жизни







Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся

поликультурной среде




Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в




решении вопросов

воспитания ребенка




Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом

культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных

особенностей

…. мобилизовать психосоциальные ресурсы

и применить их в согласованной форме для решения поставленной задачи; сможет действовать профессионально и адекватно







Общаться с детьми,

признавать их достоинство, понимая и принимая их

ситуации, эффективно и качественно (достигая желаемого результата, оптимизируя ресурсы и усилия); исполнять задачи, демонстрируя определенный уровень овладения профессиональным мастерством.




Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско- взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических

работников







Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную

деятельность







Развивающая деятельность


Трудовые действия


Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с

особенностями их развития

Функции педагогической праксеологоии: сформированная праксеологическая

культура позволяет

педагогу результативно

проецировать целостную

картину мира и

профессиональную

учебную деятельность на

основе теоретико-

методологической и

методической

информации в плоскость

эффективного

практического

применения

Оценка параметров и

проектирование

психологически безопасной

и комфортной

образовательной среды,

разработка программ

профилактики различных

форм насилия в школе

Применение

инструментария и методов

диагностики и оценки

показателей уровня и

динамики развития ребенка

Освоение и применение

психолого-педагогических

технологий том числе

инклюзивных),

необходимых для адресной

работы с различными

контингентами учащихся:

одаренные дети, социальноу=язвимыедети, дети,

попавшие в трудные

жизненные ситуации, дети-

мигранты, дети-сироты,

дети с особыми

образовательными

потребностями (аутисты,

дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с

зависимостью






Оказание адресной помощи

обучающимся