Файл: Занятие 1 Тема Педагогическая праксеология в системе научного знания Задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторное занятие №1
Тема: Педагогическая праксеология в системе научного знания
Задание 2
Наосновеанализастатьи«Праксиоцентризмвпрофессиональномстандартепедагога»выявитепраксеологическиеосновыпрофессионального стандарта педагога. (статья Л. Ю. Монахова и В. С.Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога»(Образование инаука.2017.Том19,№4.С.9-38,№5.С9-27).
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.
На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Возможные наименования должностей, профессий | Учитель |
Воспитатель | |
Требования к образованию и обучению | Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации; |
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации | |
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Общепедагогическая функция.
Обучение
| Из профстандарта | Из статьи |
Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | …формирование особого стиля мышления педагога, ориентированного на понимание педагогической деятельности как рациональной, эффективной, технологичной и т.п. |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | ||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | ||
Планирование и проведение учебных занятий | ||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | ||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | ||
Формирование универсальных учебных действий | ||
Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) | ||
Формирование мотивации к обучению | ||
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
Необходимые'>Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | Вопросам оценки результатов педагогической деятельности в плане самооценки эффективности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности - так называемым праксеологическим характеристикам трудовых функций, педагоги практические не уделяют внимания. | |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | | ||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | | ||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | …. Педагоги не смогли сориентироваться в выборе критериев для оценки рациональности и эффективности педагогической деятельности Формирование ИКТ- компетентностей как + | | |
Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ- компетентность; общепедагогическая ИКТ- компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | | ||
Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | Рассматривается деятельностная составляющая профессиональной готовности к педагогической деятельности, включающая в себя два вида готовности: теоретическую (необходимые знания) и практическую (необходимые умения)….. | |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | | ||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | | ||
| |||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |||
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Воспитательная деятельность
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Общепедагогическая функция. Обучение
| Из профстандарта | Из статьи | |
Трудовые | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | ……формирование особого стиля мышления педагога, ориентированного на понимание педагогической деятельности как рациональной, эффективной, технологичной и т.п. | |
действия | |||
| |||
| |||
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | |||
| |||
| Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | ||
| Планирование и проведение учебных занятий | ||
| |||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |||
| |||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |||
Формирование универсальных учебных действий | |||
| |||
Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями | |||
(далее - ИКТ) | | ||
| Формирование мотивации к обучению | | |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |||
Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | Вопросам оценки результатов педагогической деятельности в плане самооценки эффективности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности, продуктивности, результативности, целесообразности, рациональности - так называемым праксеологическим характеристикам трудовых функций, педагоги практические не уделяют внимания. | |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | | ||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | | ||
| Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | …. Педагоги не смогли соринтироваться в выборе критериев для оценки рациональности и эффективности педагогической деятельности Формирование ИКТ- компетентностей как + | |
Владеть ИКТ- компетентностями: общепользовательская ИКТ- компетентность; общепедагогическая ИКТ- компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |||
Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований | Рассматривается деятельностная | |
| федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | составляющая профессиональной готовности к педагогической деятельности, включающая в себя два вида готовности: теоретическую (необходимые знания) и практическую (необходимые умения)….. | |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |||
Пути достижения |
| образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Воспитательная деятельность
Трудовые действия | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | Необходимым условием для осознания меры соответствия личностных свойств социально- нравственным и профессиональным нормам является профессиональное самосознание педагога, важными компонентами которого выступают рефлексия и самооценка | | |
| | |||
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | | |||
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, | | |||
| | |||
| | | ||
| | | ||
| | | ||
| | |||
| игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | | | |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | | | ||
| Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | | ||
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | | |||
| Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | | | |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | | |||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в | | |||
решении вопросов воспитания ребенка | | |||
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | …. мобилизовать психосоциальные ресурсы и применить их в согласованной форме для решения поставленной задачи; сможет действовать профессионально и адекватно | | |
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | ситуации, эффективно и качественно (достигая желаемого результата, оптимизируя ресурсы и усилия); исполнять задачи, демонстрируя определенный уровень овладения профессиональным мастерством. | | |
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско- взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | | |||
| Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | |
Развивающая деятельность
Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | Функции педагогической праксеологоии: сформированная праксеологическая культура позволяет педагогу результативно проецировать целостную картину мира и профессиональную учебную деятельность на основе теоретико- методологической и методической информации в плоскость эффективного практического применения |
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | ||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | ||
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социальноу=язвимыедети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети- мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | ||
| Оказание адресной помощи обучающимся | |