ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Орел, 2023

Оглавление


Введение 2

Основная часть: 4

1.1 История становления специальной педагогики 4

1.2 Развитие специальной педагогики в начале - середине ХIХ века 5

1.3 Развитие специальной психологии в России 5

Заключение 9

Список использованной литературы: 9


Введение


Специальная педагогика — это наука, изучающая закономерности, принципы, методы и формы организации процесса специального дошкольного образования людей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии [1].

Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с ОПФР [то же].

Коррекция — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у людей [то же].

Компенсация — это сложный процесс, который включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается [то же].

Социализация — это процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности [то же].

Актуальностью данного реферата является рассмотрение истории развития, зарождения и становления специальной психологии и педагогики - как предметного механизма для изучения и использования различных методик коррекции и лечения психических заболеваний и для получения достоверной информации об этой науке.

Объектом исследования является становление и развитие специальной педагогики и психологии, как предметного изучения структуры и особенностей личности.

Предмет исследования: специальная педагогика и психология.

Целью изучения является становление и развитие специальной педагогики и психологии, как отдельных самостоятельных наук.


Задачи:

1) изучить процесс зарождения и образования специальной педагогики и психологии;

3) Выявить особенности становления специальной педагогики и психологии в мире.

Основная часть:


Раздел I

1.1 История становления специальной педагогики


Первое упоминание об особенных людях было в 996 году, когда князь Владимир Святославович в Уставе Православной церкви обязывает заботиться о бедных, убогих, юродивых, значительное число из которых являются психически больными людьми.

Церковь и монастыри были первыми, кто позаботился о больных людях. Об этом свидетельствует "Повесть временных лет" - летопись киевского летописца Нестора. Есть свидетельства того, что в Киево-Печорской лавре уже в 11 веке существовали убежища для аномальных. [2, с. 23].

Период 12-15 веков для Древней Руси достаточно сложный. В результате татаро-монгольского нашествия утратились сведения о развитии отношения общества к аномальным людям. В Древней Руси юродивые были внесены в группу святости и таинственности. Отношение начинает меняться по мере того, как ненормальные люди (чаще всего умственно отсталые и психически больные) в силу своих особенностей, часто невольно, становятся преступниками, и их начинают изолировать от общества. Значительным документом является "Стоглавый судебный кодекс", принятый при Иване Грозном в 1551 году, в котором говорится, что забота о бедных и больных должна осуществляться государством [2, с. 24]. В 1670 году при монастырях начали открываться богадельни - государственные учреждения, куда, помимо стариков и сирот, отправляли душевнобольных. Согласно указам Петра I, начинают формироваться новые учреждения для определенной категории ненормальных лиц. С 1712 года были основаны провинциальные больницы для внебрачных детей; сиротские приюты; специальные приюты при монастырях. Люди с ограниченными возможностями находят поддержку во всех вновь организованных учреждениях: глухонемые, калеки, бедняки. В учреждения такого рода в основном попадают глухонемые (как взрослые, так и дети). [3, с. 1] Петр 1 вводит обязательную процедуру предварительного освидетельствования умственно отсталых с указанием признаков особого поведения. Первыми специализированными учреждениями, куда начинают поступать психически больные, являются специальные государственные учреждения, которые открываются после принятия указа Елизаветы II в 1785 году "Об учреждении указов общественного призрения", что также позволяет значительно расширить типы учреждений для ненормальных людей. Государство контролирует деятельность образовательных учреждений.



Первые организованные попытки воспитания различных категорий аномальных детей и подростков в России начинают предприниматься во второй половине XVIII века. При Екатерине II тщательно ведется воспитание глухонемых детей и подростков.

Во второй половине 18 века относятся первые попытки преподавания определенных категорий. Такие учреждения считаются общеобразовательными учреждениями, реализующими гуманистические идеалы образования, основанные на традициях благотворительности и меценатства. И.П. Бецкий, известный российский либерал и просветитель, сыграл важную роль в создании таких учреждений в Москве и Санкт-Петербурге [3, с 2].

1.2 Развитие специальной педагогики в начале - середине ХIХ века


Следующим этапом в развитии помощи людям с ограниченными возможностями является организация в начале - середине 19 века первых школ для различных категорий особых людей разного возраста. Количество школ по-прежнему невелико, поскольку они либо частные, либо благотворительные по своему характеру и предназначены для детей с нарушениями слуха и интеллекта. [2, с 31.]. В 1802 и 1809 годах в Риге открываются частные училища для глухих детей; в 1806 - училище для глухонемых; в 1807 году - институт для слепых. Большая заслуга в создании института для взрослых слепых (школу для детей открыть не удается) в России принадлежит французскому тифлопедагогу В. Гаюи, который приезжает в Россию и в течение нескольких лет работает в Санкт-Петербурге. [2, с. 36].

Большую роль в организации отечественной тифлопедагогики играет К. К. Грот (1815-1892), который создает училище для слепых мальчиков в Санкт-Петербурге. К. К. Грот и А. И. Скребицкий, разрабатывают специальный шрифт для обучения слепых - рельефно-линейный русский шрифт, и печатают книги для обучения подопечных. Особенностью деятельности данных учреждений было то, что ребята получали не только практические знания, но и подготавливались к профессиональной деятельности и самостоятельности [2, с. 3].

1.3 Развитие специальной психологии в России


Специальная психология как ветвь психологической науки начала развиваться в России в 20-е гг. XX в. В 1935 г. в России была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория по изучению психики аномальных детей. Ее возглавил известный отечественный дефектолог Д. В. Заикош, под руководством которого шло изучение особенностей учащихся специальной школы, проявляющихся в младшем и старшем школьном возрасте, а также путей развития этих детей в условиях специально организованного процесса обучения. Отечественная специальная психология формировалась как сравнительная психология нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии. Исследования проводились по проблемам развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности аномального ребенка с опорой на клинические данные, полученные отечественными психиатрами: И. С. Пваивр, Г. Е. Сухшр и др. [3, с. 8]. Ими были подробно изучены вопросы этиологии и патогенеза аномального развития, вопросы отграничения детей с отклонениями в развитии от сходных состояний, дано подробное описание этой категории детей.


В конце 50-х гг. XX в. дефектологами проводилось изучение особенностей высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта. Исследования познавательной деятельности этой группы детей имело выраженную педагогическую направленность и предоставляли материалы для разработки дидактических принципов и методологических путей обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В работах отечественных психологов было показано, что для детей с отклонениями в развитии характерна незрелость всей психики в целом [то же]. Кроме того, было установлено, что наиболее общие закономерности развития психики свойственны как нормально развивающимся, так и аномальным детям. В работах Л. В. Зашсова, X. С. Зшинсого, нашли отражение следующие наблюдения: недостаточность всех структурных компонентов мышления, слабость мыслительных операций, в особенности обобщения и абстрагирования, грубое нарушение словесно-логического мышления. По данным ряда дефектологов к концу среднего школьного возраста при условии целенаправленной коррекционно-психологической работы слабость мотивации мыслительной деятельности совершенствуется [1]. Благодаря работам известных отечественных дефектологов В. Г. Петровой, Г. М. Дульнеша и ряда других были получены данные. о возможности коррекции речи у детей с нарушениями интеллекта в процессе обучения: увеличение объема активного словаря, коррекция грамматического строя речи, совершенствование устной и письменной речи. В работах отечественных дефектологов было доказано, что психическое развитие аномальных детей характеризуется не только недостатками, они имеют и широкие потенциальные возможности развития мышления. Это подтверждают и исследования Л. С. Выготского о том, что в процессе коррекционного обучения у детей с отклонениями в развитии развиваются сложные виды психической деятельности.

Раздел II

2.1 Соотношения наук специальной психологии и педагогики

Центральным вопросом как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации функций. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание являются компенсирующее направленными. «Компенсация психических функций (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций» [5].


В системе наук психологии вообще и специальной, в частности, должно быть отведено совершенно особое место.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Общая психология имеет несколько ответвлений, одним из которых является специальная психология. Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения [то же].

Специальная психология и специальная педагогика тесно связаны друг с другом и взаимодействуют в процессе образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Специальная психология изучает психологические особенности развития детей с нарушениями различных функций (психических, физических, социальных и др.). Эта наука помогает оценить уровень развития ребенка, разработать индивидуальную программу поддержки и развития, проводить коррекционно-развивающую работу [то же]. Специальные психологи занимаются диагностикой и отбором детей для формирования инклюзивных групп.

Специальная педагогика занимается обучением, воспитанием и развитием детей с особыми образовательными потребностями. Эта наука помогает разработать учебные программы, методики и технологии обучения и воспитания, учитывающие индивидуальные особенности развития ребенка. Специальные педагоги создают комфортные условия для обучения и воспитания детей с нарушениями различных функций, используя современные технические средства и методы [то же].

Таким образом, соотношение наук специальной психологии и специальной педагогики можно охарактеризовать как совместную работу по созданию условий для успешного обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Заключение


Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.