Файл: Контрольная работа по теме Понятие социальная группа, класс исоциум По дисциплине Социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа по теме: Понятие «социальная группа», «класс» и «социум»
По дисциплине Социология
Вариант 11
Фамилия: Ланин
Имя: Данила
Отчество: Сергеевич
Студенческий билет:2010367
Группа: ИБ-04з, 3 курс
Проверил:______________
Санкт-Петербург
2023г
Содержание
-
Введение……………………………………………………………….3 -
Понятие социальной группы…………………………………………5 -
Социальный класс…………………………………………………….7 -
Социум………………………………………………………………..10 -
Заключение…………………………………………………………...12 -
Источники…………………………………………………………….13
Введение
Для начала, необходимо раскрыть, что же такое социология?
Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную функции. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития.
Социология тысячами тонких связей охватывает общество. Это обусловливает множество выполняемых ею функций, такие как:
Теоретико-познавательная — Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает увеличение знаний о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.
Прикладная функция. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем общества.
Идеологическая функция, заключающаяся в формировании идеологической базы в обществе. Социология формирует определенную идеологическую позицию относительно социальных проблем и явлений, которые существуют в обществе, на основе научных данных и анализа социальных процессов.
Просветительская, или образовательная, функция социологии - одна из основных функций современной социологии, которая заключается в распространении знаний о социальных явлениях и процессах в обществе.
Термин "социология" был введен в научный оборот Огюстом Контом (1798-1857), который считается основателем социологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1838 году в своём труде "Курс положительной философии" Конт ввёл термин "социология" для обозначения науки об обществе, которая должна использовать те же методы, что и естественные науки и применять научный подход для изучения социальных явлений и процессов.
Конт отличал социологию от философии и политической экономии того времени, которые касались социальных вопросов, но не имели научной базы для их изучения. О. Конт верил, что развитие социологии может дать научный оснований для обретения социального порядка и устойчивости в обществе
Слово "социология" было создано Огюстом Контом, однако сама концепция возникла только через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения. Социология возникла как дисциплина в восемнадцатом веке, и анализировала последствия двух немыслимо влиятельных событий: Промышленной и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.
Понятие социальной группы
По мере развития общества происходит процесс социального разделения, что выражается в усложнении социальной структуры общества. Основными элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе из статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Таких общностей насчитывается бесчисленное множество, но я постараюсь упомянуть лишь самые крупные.
Е. А. Коростелева указывает, что в каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом, в рамках определенного исторического контекста.
Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности: в социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время. Социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными. А также социальная группа, в подавляющем большинстве случаев, принадлежит к более широким социальным группам и общностям. Социологи выделяют три основные черты, присущие всем социальным группам: взаимодействие, членство и групповая идентичность.
Если сократить до сути, социальная группа - это коллектив людей, объединенных определенными критериями, которые могут быть относятся к их характеристикам, ценностям, интересам, поведению и т.д. Члены социальной группы могут иметь общие цели и/или образ жизни, совместно использовать ресурсы, делиться традициями и культурными практиками.
Социальные группы могут быть образованы по различным признакам, например, возрасту, полу, этнической принадлежности, вере, профессии, образованию или политическим взглядам. В рамках каждой социальной группы члены могут разделять общие убеждения, ценности и интересы, которые формируют основные принципы и цели группы.
Социальные группы играют значительную роль в формировании личности каждого человека, так как они обеспечивают членам особенный набор норм, поведенческих стандартов и ожиданий. Членство в социальной группе также формирует чувство принадлежности к коллективу, что для человека, как для существа с сильным стадным инстинктов практически жизненно важно.
Кроме того, социальные группы имеют важное значение в общественной жизни, так как могут выступать в качестве органов власти, защищая права и интересы членов группы. Они могут координировать совместные усилия в достижении общих целей, сотрудничать и оказывать взаимную поддержку.
Социальные группы могут быть как формальными, так и неформальными. Формальные группы образуются на основе явных правил и процедур и часто связаны с работой и организациями. Неформальные группы, напротив, образуются на основе взаимоотношений и социальных связей и часто связаны с хобби, интересами или общественными мероприятиями.
В целом, социальные группы представляют собой всеобщую явление в обществе и играют важную роль в формировании личности и социальных взаимоотношений. Они могут предоставлять людям поддержку и возможности сотрудничества, а также укреплять социальную идентичность и общественные связи.
Типология социальных групп может строиться по различным уровням. Так, в обществе различают: первичные группы, ориентированные на взаимосвязи между людьми (семья) и вторичные группы, ориентированные на определенную цель (компания); малые группы, находящиеся обычно в диапазоне от 2 до 20 человек (школьный класс) и большие группы (народ); формальные группы (Группа студентов вуза) и неформальные группы (компания близких друзей)
Социальный класс
Социальный класс - это группа людей, объединенных общим экономическим и социальным статусом в обществе. Этот термин используется для описания различных слоев общества, которые имеют общие социальные и экономические характеристики, такие как доходы, образование, профессия, культурные ценности и стиль жизни.
В различных социологических подходах и теориях могут быть предложены различные классификации социальных классов. Например, Марксистская теория выделяет три класса: буржуазия, пролетариат и мелкий буржуазия. Социальная теория Макса Вебера представляет несколько другую классификацию, которая включает в себя три типа класса: владеющий класс, общественные служащие и рабочий класс.
В современном обществе социальные классы могут быть определены по-разному, но в целом они связаны с экономическими и социальными переменными, такими как доходы, образование, профессия, культурные ценности и стиль жизни. Высший класс общества состоит из самых богатых и влиятельных людей, чьи доходы значительно превышают национальный средний уровень. Средний класс включает в себя людей, работающих на определенных должностях и обладающих высшим образованием. Низший класс, в свою очередь, часто включает людей с низкими доходами, безработных, мигрантов и прочих людей, зависимых от социальных пособий.
Социальные классы играют значительную роль в определении места и роли человека в обществе, а также в определении его стиля жизни и возможностей доступа к определенным ресурсам. Классы также могут характеризоваться различными уровнями логического мышления и культурных ценностей.
Важно отметить, что социальный класс не всегда строго определен и может быть изменчивым в зависимости от различных факторов, таких как экономические кризисы и изменения в законах и политических системах. Также в разных странах и регионах классы могут иметь существенно различные социальные особенности и характеристики.
Авторы «Социологического словаря» отмечают, что класс определяется социологами как один из основных типов социального разделения наряду с кастой и сословием. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер указывают, что теоретическая традиция анализа классов в социологии берёт начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших становление классовой структуры индустриального капитализма в 19 веке. Авторы, однако, также отмечают, что более современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу.
В современном мире, одной из наиболее распространённых социологических моделей классовой структуры является разделение населения на три класса — рабочий, промежуточный и высший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный – из работников умственного труда низшего уровня, а менеджеры, администраторы и профессиональные работники - врачи, ученые и т.д. составляют высший класс.
Необходимо отметить тот факт, что интерпретации классовой системы имеют различные, зачастую похожие, но все же имеющие явную разницу трактовки. Например, в соответствии с трактовкой небезызвестного Э. Гидденса, выделяют следующие классы:
-
Высший класс (те, кто владеет или непосредственно контролирует производственные ресурсы, это богатые, крупные промышленники, верхушка руководства); -
Средний класс (включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов); -
Рабочий класс («синие воротнички», или занятые ручным трудом).
В некоторых индустриальных странах (например, во Франции или Японии) выделяют четвёртый класс – крестьянство. Это люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства.
Таким образом, вопросы, связанные с понятием «класс», «классовая система», являются основополагающими в изучении социального разделения, именно поэтому они вызывают различные интерпретационные подходы, появление всё новых и новых трактовок, обуславливают проведение новых исследований.