Файл: Контрольная работа по теме Понятие социальная группа, класс исоциум По дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Контрольная работа по теме: Понятие «социальная группа», «класс» и «социум»

По дисциплине Социология

Вариант 11

Фамилия: Ланин

Имя: Данила

Отчество: Сергеевич

Студенческий билет:2010367

Группа: ИБ-04з, 3 курс

Проверил:______________

Санкт-Петербург

2023г

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3

  2. Понятие социальной группы…………………………………………5

  3. Социальный класс…………………………………………………….7

  4. Социум………………………………………………………………..10

  5. Заключение…………………………………………………………...12

  6. Источники…………………………………………………………….13


Введение


Для начала, необходимо раскрыть, что же такое социология?

Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную функции. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития.


Социология тысячами тонких связей охватывает общество. Это обус­ловливает множество выполняемых ею функций, такие как:

Теоретико-познавательная — Социология на всех уровнях и во всех своих струк­турных элементах обеспечивает увеличение знаний о раз­личных сферах социальной жизни, а также раскрывает законо­мерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социо­логия стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть зна­ния об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, се­мьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкрет­ных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных соци­альных общностей, невозможно обеспечить эффективное управ­ление.

Прикладная функция. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение прак­тических проблем общества.

Идеологическая функция, заключающаяся в формировании идеологической базы в обществе. Социология формирует определенную идеологическую позицию относительно социальных проблем и явлений, которые существуют в обществе, на основе научных данных и анализа социальных процессов.

Просветительская, или образовательная, функция социологии - одна из основных функций современной социологии, которая заключается в распространении знаний о социальных явлениях и процессах в обществе.

Термин "социология" был введен в научный оборот Огюстом Контом (1798-1857), который считается основателем социологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1838 году в своём труде "Курс положительной философии" Конт ввёл термин "социология" для обозначения науки об обществе, которая должна использовать те же методы, что и естественные науки и применять научный подход для изучения социальных явлений и процессов.

Конт отличал социологию от философии и политической экономии того времени, которые касались социальных вопросов, но не имели научной базы для их изучения. О. Конт верил, что развитие социологии может дать научный оснований для обретения социального порядка и устойчивости в обществе

Слово "социология" было создано Огюстом Контом, однако сама концепция возникла только через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения. Социология возникла как дисциплина в восемнадцатом веке, и анализировала последствия двух немыслимо влиятельных событий: Промышленной и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.


Понятие социальной группы


По мере развития общества происходит процесс социального разделения, что выражается в усложнении социальной структуры общества. Основными элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе из статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Таких общностей насчитывается бесчисленное множество, но я постараюсь упомянуть лишь самые крупные.


Е. А. Коростелева указывает, что в каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом, в рамках определенного исторического контекста.
Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности: в социальной группе должно происходить более или менее устой­чивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время. Социальная группа должна быть достаточно однородной по сво­ему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными. А также социальная группа, в подавляющем большинстве случаев, принадлежит к более широким социальным группам и общностям. Социологи выделяют три основные черты, присущие всем социальным группам: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

Если сократить до сути, социальная группа - это коллектив людей, объединенных определенными критериями, которые могут быть относятся к их характеристикам, ценностям, интересам, поведению и т.д. Члены социальной группы могут иметь общие цели и/или образ жизни, совместно использовать ресурсы, делиться традициями и культурными практиками.

Социальные группы могут быть образованы по различным признакам, например, возрасту, полу, этнической принадлежности, вере, профессии, образованию или политическим взглядам. В рамках каждой социальной группы члены могут разделять общие убеждения, ценности и интересы, которые формируют основные принципы и цели группы.

Социальные группы играют значительную роль в формировании личности каждого человека, так как они обеспечивают членам особенный набор норм, поведенческих стандартов и ожиданий. Членство в социальной группе также формирует чувство принадлежности к коллективу, что для человека, как для существа с сильным стадным инстинктов практически жизненно важно.


Кроме того, социальные группы имеют важное значение в общественной жизни, так как могут выступать в качестве органов власти, защищая права и интересы членов группы. Они могут координировать совместные усилия в достижении общих целей, сотрудничать и оказывать взаимную поддержку.

Социальные группы могут быть как формальными, так и неформальными. Формальные группы образуются на основе явных правил и процедур и часто связаны с работой и организациями. Неформальные группы, напротив, образуются на основе взаимоотношений и социальных связей и часто связаны с хобби, интересами или общественными мероприятиями.

В целом, социальные группы представляют собой всеобщую явление в обществе и играют важную роль в формировании личности и социальных взаимоотношений. Они могут предоставлять людям поддержку и возможности сотрудничества, а также укреплять социальную идентичность и общественные связи.

Типология социальных групп может строиться по различным уровням. Так, в обществе различают: первичные группы, ориентированные на взаимосвязи между людьми (семья) и вторичные группы, ориентированные на определенную цель (компания); малые группы, находящиеся обычно в диапазоне от 2 до 20 человек (школьный класс) и большие группы (народ); формальные группы (Группа студентов вуза) и неформальные группы (компания близких друзей)

Социальный класс


Социальный класс - это группа людей, объединенных общим экономическим и социальным статусом в обществе. Этот термин используется для описания различных слоев общества, которые имеют общие социальные и экономические характеристики, такие как доходы, образование, профессия, культурные ценности и стиль жизни.

В различных социологических подходах и теориях могут быть предложены различные классификации социальных классов. Например, Марксистская теория выделяет три класса: буржуазия, пролетариат и мелкий буржуазия. Социальная теория Макса Вебера представляет несколько другую классификацию, которая включает в себя три типа класса: владеющий класс, общественные служащие и рабочий класс.

В современном обществе социальные классы могут быть определены по-разному, но в целом они связаны с экономическими и социальными переменными, такими как доходы, образование, профессия, культурные ценности и стиль жизни. Высший класс общества состоит из самых богатых и влиятельных людей, чьи доходы значительно превышают национальный средний уровень. Средний класс включает в себя людей, работающих на определенных должностях и обладающих высшим образованием. Низший класс, в свою очередь, часто включает людей с низкими доходами, безработных, мигрантов и прочих людей, зависимых от социальных пособий.


Социальные классы играют значительную роль в определении места и роли человека в обществе, а также в определении его стиля жизни и возможностей доступа к определенным ресурсам. Классы также могут характеризоваться различными уровнями логического мышления и культурных ценностей.

Важно отметить, что социальный класс не всегда строго определен и может быть изменчивым в зависимости от различных факторов, таких как экономические кризисы и изменения в законах и политических системах. Также в разных странах и регионах классы могут иметь существенно различные социальные особенности и характеристики.

Авторы «Социологического словаря» отмечают, что класс определяется социологами как один из основных типов социального разделения наряду с кастой и сословием. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер указывают, что теоретическая традиция анализа классов в социологии берёт начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших становление классовой структуры индустриального капитализма в 19 веке. Авторы, однако, также отмечают, что более современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу.

В современном мире, одной из наиболее распространённых социологических моделей классовой структуры является разделение населения на три класса — рабочий, промежуточный и высший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный – из работников умственного труда низшего уровня, а менеджеры, администраторы и профессиональные работники - врачи, ученые и т.д. составляют высший класс.

Необходимо отметить тот факт, что интерпретации классовой системы имеют различные, зачастую похожие, но все же имеющие явную разницу трактовки. Например, в соответствии с трактовкой небезызвестного Э. Гидденса, выделяют следующие классы:

  • Высший класс (те, кто владеет или непосредственно контролирует производственные ресурсы, это богатые, крупные промышленники, верхушка руководства);

  • Средний класс (включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов);

  • Рабочий класс («синие воротнички», или занятые ручным трудом).

В некоторых индустриальных странах (например, во Франции или Японии) выделяют четвёртый класс – крестьянство. Это люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства.

Таким образом, вопросы, связанные с понятием «класс», «классовая система», являются основополагающими в изучении социального разделения, именно поэтому они вызывают различные интерпретационные подходы, появление всё новых и новых трактовок, обуславливают проведение новых исследований.