ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РУССКИЙ АНАРХИЗМ
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921). Они в свою очередь опирались на труды таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер и П. Прудон.
Михаил Александрович Бакунин
18 июня 1814 - 19 июня 1876 г.
анархист, панславист, один из идеологов народничества
Основные произведения
О философии (1840)
Реакция в Германии (1842)
Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
Государственность и анархия (1873)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867 )
Революционный катехизис
Учение Бакунина
Происхождение государства рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш вольной безгосударственной организации будущего.
Худшие - основа для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей “замешано”государство.
Возникновение государства в Германии связывает с тем, что “в немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины”.
Идиотизм, глупость людей главное условие рабства . Государство исторически возникает “во всех странах от союза насилия опустошения и грабежа”.
Понимание государства
“Насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного”.
“Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо”. “Кто говорит государство и власть, тот говорит господство”.
Вместо государства после социальной революции создается новый строй, основанный на “идее свободы”. Свобода индивидов и ассоциаций выступает при этом как некий априорный принцип, определенным образом сочетаемый в его умозрительной концепции с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы.
Важнейшими среди них стало в конечном итоге требование разрушения государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета, которые, как считали анархисты, в принципе несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов. Но это не означает распада общественных связей. Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона.
Свобода
Свобода индивида, есть не что иное, как “отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных”.
Увязывал свободу с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, а также на тесную взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной.
“Коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, - когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”.
Сопоставляя индивидуальную и коллективную свободу, склонен был видеть в достижении реальной свободы для каждого подлинную цель истории, а в уважении достоинства личности - высший нравственный закон.
Анархизм М.А.Бакунина имеет коллективистские корни. Он стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности.
“Я становлюсь действительно свободным лишь благодаря свободе других, так что, чем больше количество свободных людей, окружающих меня, чем глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже и шире становится моя свобода”.
Свобода нужна для развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими путем воспитания, научного образования и материального благополучия.
Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, а обязательное условие, для реализации идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.
С высоты своего идеала Бакунин опять возвращается к анализу сущности государства, его природы.
Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться.
Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности.
Поэтому нет большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы.
Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводились к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций.
В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено.
Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей.
Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т. е. их свободного и равноправного союза.
Понимание права
Праву политическому, официальному Бакунин противился в не меньшей степени, чем, скажем, навязыванию догматов религии и церкви, оправданию привилегий богатства, привилегий знатности.
За всеми этими учреждениями он видел скрытое насилие и политическое принуждение, т.е. антигуманную порабощающую власть.
Поскольку всякая власть, держится на насилии, на пренебрежении к человеческой воле, то для того, чтобы уцелеть, она стремится расширить свои полномочия и воздействие путем подавления инициативы личности, группы и вообще любого объединения людей при помощи закона - закона, так сказать, собственного изготовления.
Свобода человека должна соизмеряться, не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той свободой, которая есть отражение «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.
Выступал за абсолютную неприкосновенность и неотчуждаемость личной свободы. За «рациональное», т.е. разумное, естественное, человеческое право против права — привилегии, возникающего из насилия над людьми.
Бакунин резко критикует "государственный социализм", в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества.
Такой социализм, по его мнению обнаружил свою полную несостоятельность , поскольку будучи сугубо "регламентаторским" и деспотическим", он далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей.
Государство обнаружило себя банкротом перед социализмом, "оно убило веру, которую социализм в него имел".
Бакунин доказывает несостоятельность теорий государственного или доктринарного социализма.
Социализм не умер, он осуществит себя "путем частных экономических ассоциаций" и будет способен обеспечить каждому человеку материальные и духовные средства для его свободного и всестороннего развития.
Особенность бакунинской тактики, специфика бакунинского направления в народническом движении состояла в том, что он стремился осуществить революционные преобразования посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер.
Бакунин отрицал необходимости пропаганды социализма «в народе».
Считал, что в силу своего невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории.
Отмечает практическую сметку русского крестьянина, его природный ум и выделяет его особое свойство — готовность к бунту.
В подтверждении этой мысли он обращается к истории восстаний Пугачева и Разина, которые объявлялись им первыми революционерами, к распространенности и популярности в народе явления разбойников.
Разбой возводился им в статус важнейшего исторического явления, свойственного только России.
По мнению Бакунина исторический облик народов проявляется в их отношении к социальной революции (народы «способные» к революции и «неспособные» к ней).
Русский народ способен к социальной революции, он «бунтарь по натуре», из глубины народного духа в стране возникнут «новые формы свободной общественности».
Идея Бакунина о революционной избранности русского народа импонировала многим народникам.
Русское государство Бакунин рассматривал как институт, противостоящий народу.
Единственным выходом из создавшегося положения объявлялся – «всеобщий бунт, революция».
Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере — социальная революция, в политической— разрушение государства.
Считает, что политическая борьба, выставление общедемократических требований не нужны, ибо в русских условиях такое направление борьбы выгодно одной буржуазии.
Социальный переворот автоматически принесет с собой политические свободы.
Добиваться же политических свобод до социального переворота — это значит играть на руку еще неокрепшей буржуазии.
В России присутствуют два важных условия революции: нищенское положение народа и его забитость, рабство.
Чем хуже условия жизни масс, тем вероятнее взрыв.
Надо лишь добиться истинной социально-революционной комбинации — соединить революционный инстинкт мужика с идейностью интеллигенции, которая, «проведя между общинами живой ток революционной мысли, воли и дела», заинтересовав революцией «лучших крестьян», сможет «поднять вдруг все деревни».
Задача интеллигенции — вызывать эти бунты, не ожидая, когда пропаганда социалистических идей приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится.
В действительности народникам-бакунистам не удалось поднять не только «все деревни», но хотя бы отдельные районы. Бакунизм не смог из теории стать революционной практикой и привести к победе революции, хотя влияние анархизма сохранялось еще долго.
Пётр Алексеевич Кропоткин
27 ноября 1842 - 8 февраля 1921
Создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.
Основные работы
«Современная наука и анархия» 1892
«Государство и его роль в истории» 1896
«Анархия, её философия, её идеал» 1896
«Поля, фабрики и мастерские» 1899
«Записки революционера» 1902
«Взаимопомощь как фактор эволюции» 1902
«Нравственные начала анархизма» 1906
Учение Кропоткина
Утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества.
Анархизм, представляет собой "философию как природы, так и общества".
Резко выступал против государства и государственного социализма", считал, что трудящиеся сами в состоянии "выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе.
Считал возможным установление.
"безгосударственного коммунизма" на основе "союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам".
Экстраполировал идеи о строении и развитии природы на строение общества, попытаться подвести под теорию анархизма естественнонаучную базу.
Вселенная (включая человека как ее неотъемлемую часть) — органическое целое. Кропоткин создал свой метод ее познания, основанный на единстве всего живого, общем для всех законе взаимной помощи и солидарности, определяющем процесс эволюции.
Считал, что обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают все виды живых существ объединяться во имя общих интересов.
Тот вид, который способен организовать свою жизнь на максимально солидарных началах, оказывается в более благоприятных условиях для выживания, долголетия.
Прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи.
У людей — этот закон «работает» на всех этапах исторического развития.
Но, формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи. Были времена, когда некоторые учреждения (особенно государство) препятствовали дальнейшему развитию начал солидарности, тем самым противодействуя движению человечества вперед.