Файл: Русский анархизм.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РУССКИЙ АНАРХИЗМ

Михаил Александрович Бакунин

Основные произведения

Учение Бакунина

Происхождение государства рассматривает с идеалистических позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш вольной безгосударственной организации будущего.

Худшие - основа для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на предосудительных свойствах ума и характера людей “замешано”государство.

Возникновение государства в Германии связывает с тем, что “в немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть страсть государственного порядка и государственной дисциплины”.

Идиотизм, глупость людей главное условие рабства . Государство исторически возникает “во всех странах от союза насилия опустошения и грабежа”.

Понимание государства

Свобода

Понимание права

Пётр Алексеевич Кропоткин

Основные работы

Учение Кропоткина

"безгосударственного коммунизма" на основе "союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам".

Происхождение государства

Возникновению государства способствовали следующие факторы:

Социальная революция

Отрицание диктатуры пролетариата

Заключение


В другие периоды истории, наоборот, максимальное соответствие общественной организации принципам взаимной помощи обеспечивало выход человечества на ранее недосягаемые высоты развития.


В современном ему капиталистическом обществе Кропоткин видел резкое несоответствие господствующих учреждений, в первую очередь государства и законодательства, началам взаимной помощи.
В связи с этим возникает острая необходимость привести политические учреждения в соответствие с основным фактором прогресса.
Революция движет человечество вперед, ибо она разрушает формы организации жизни, имеющие тенденции к застою, затрудняющие прогресс, деморализующие человека.


Государственная стадия общества, по мнению Кропоткина, является нарушением принципа взаимопомощи и разрушением солидарности людей, базирующейся институционально на общественном договоре.
Государство мешает людям осуществлять свое право на свободу, а его деятельность — это «бесконечно длинный ряд преступлений» и «поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком».

Происхождение государства


«Само историческое развитие государства, было вызвано не чем иным, как возникновением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который таким образом стал бы господствующим».


Важное место в генезисе государства отводил правосудию, рассматривая судебную власть как первоначальную по отношению к другим ветвям власти.
Идея правосудия оказала влияние «в значительно большей мере, чем военные или экономические причины, она послужила основой, на которой развилась власть королей и феодальных властителей».

Возникновению государства способствовали следующие факторы:


психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников;
«необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев;
церковь, которая требовала повиновения власти;
римское право, т.е. византийское право, которое в свою очередь происходит от восточных деспотий».


Смысл существования государства заключается в том, чтобы мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, чтобы препятствовать развитию местного почина и личной предприимчивости, душить уже существующие вольности и мешать возникновению новых, и все это с целью подчинить народные массы ничтожному меньшинству.



Отрицал буржуазный парламентаризм, всеобщее избирательное право, так как они служат угнетению народа: парламентаризм — специфическая организация власти «соответствующая обществу, основанному на эксплуатации наемного труда капиталом».
Основные недостатки парламентаризма Кропоткин видел в неспособности представительного правления осуществлять возложенные на него функции, в иллюзорности представительства народа.

Социальная революция


Государство как причина всех общественных зол устраняется, социальной революцией.
Только она может вывести человечество из безнравственного царства насилия, созданного государством, и привести его в царство свободы.
В понятие социальной революции, которая имеет закономерный, неизбежный характер, Кропоткин включает не только момент разрушения, насилия, но и момент созидательный, прежде всего духовно-нравственный, «новые понятия о равенстве».


Идеал анархии, установится не сразу, а после своеобразного переходного периода.
На этой стадии допускалось временное существование государственного федерализма как частного проявления универсальной закономерности естественного федерализма в природе и обществе.
Федерализм — форма объединенная, соответствующая закону взаимной помощи.
Различал несколько видов федерализма:
федерации и конфедерации родов и племен у дикарей и варваров, федерации вольных городов, деревень и общин в средние века, современные ему государственные федерации будущие безгосударственные федерации.

Отрицание диктатуры пролетариата


«Будет ли представительное собрание состоять из рабочих или буржуа, войдут ли в него даже социалисты-революционеры, - оно сохранит все недостатки представительного собрания, так как эти недостатки зависят не от состава данного собрания, а присущи самой системе.
Рабочее государство, управляемое выборным собранием, одно из самых зловредных мечтаний, внушенных нам воспитанием, признающим власть и авторитет».


Революционный народ при помощи федеративного государства уничтожает частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию, «возврат обществу того, что ему принадлежит по праву».


Общественными должны стать не только земля и фабрики, но и все «жизненные припасы» одежда, жилища.
«Общая собственность на орудия производства, неизбежно приведет и к пользованию сообща продуктами общего труда».
Народ сам займется распределением продуктов, руководствуясь в этом деле «самым простым чувством справедливости». В случае же нехватки продуктов, их нужно распределять по строгим нормам.


После краткого переходного периода общество вступит в стадию анархии, где все вопросы организации будут решаться путем свободного соглашения без центрального правительства.
Это будет коммуна, состоящая из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединяются в свободные федерации, так как «стремление к децентрализации» для анархо-коммуниста — социальная закономерность.


Россия должна превратиться в добровольный, но тесный союз свободных областей и народов;
Местное самоуправление, городское и земское, должно быть устроено так, чтобы все отдельные самоуправляющиеся единицы, вплоть до самых мелких, были возможно более свободными и пользовались возможно большими правами.
Анархия понималась как общество, где существует дисциплина и порядок, разумная организованность, но все это идет снизу, а не сверху.
Гарантии против возможных злоупотреблений властью Кропоткин видел в социальных институтах (производственные и научные ассоциации, трудовые коллективы, рабочие союзы, кооперации и др.), в общественных навыках и гражданской позиции россиян.


Критиковал государственный социализм, политику большевиков в первые годы советской власти.
Кропоткин с большой тревогой наблюдал за послеоктябрьскими событиями, деятельностью большевистской власти. Эту тревогу он выразил в обращении к рабочим Западной Европы, где предупреждал о пагубности строительства коммунистической республики «по принципу строго централизованного госу­дарственного коммунизма, под железным правлением партий­ной диктатуры».
По его мнению, это неизбежно приведет к краху страны, ибо государственная власть испортит даже самых лучших людей и неизбежно выродится в произвол и деспотизм.


Вправовых взглядах Кропоткина содержатся элементы естественно-правового, исторического, психологического, биологического и социологического подходов.
Кропоткин обосновывал отрицание государства и связанного с ним законодательства прежде всего историческими фактами.

В этой связи он относил свои взгляды к исторической школе. И все же основным методом анализа правовых явлений стал в его творчестве анархистский вариант права, основанный на биосоциологическом эволюционизме.


Право и законодательство, по Кропоткину, два полюса, они существуют как бы в разных измерениях.
Законодательство как форма проявления права» в теории Кропоткина — явление переходящее, классовое, причем неизбежно классово-эксплуаторское, а основы права — явление вечное, общечеловеческое, коренящееся в природной инстинктивной справедливости человека.

Заключение


Кропоткин стремился избежать крайностей анархической доктрины, придать ей научный характер, сделать ее более гибкой и реалистичной. Удалось это лишь частично.
В его наследии наиболее интересны идеи переходного периода, связанные с временным использованием государственных форм и инсти­тутов при условии их демократизации и федерализации.
Готовность к компромиссу не избавила учение Кропоткина от утопизма, свойственного всей школе анархистов. Указать реальные пути осуществления свободы он не сумел. У Кропоткина, как и у его предшественников, критическая сторона программы сильнее позитивной.