Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология Вариант 2 Студент группы 9ТЭба1 М. С. Иовенко Преподаватель И. Ю. Тимофеева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»

Факультет авиационной и морской техники

Кафедра «История и культурология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Вариант №2

Студент группы 9ТЭба-1 М. С. Иовенко
Преподаватель И. Ю. Тимофеева

2021

Содержание

1. Задание 3

2. Задание 3

3. Задание 4

4. Задание 6

5. Задание 7

Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право). 7

6. Задание 9


1. Задание


Дайте несколько определений понятию культура:

Культура – это комплекс…

Культура – это специфически человеческий способ деятельности…

Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.

Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

2. Задание


Впишите в таблицу те аспекты изучения культуры, которые характерны для перечисленных областей знания:


Психология культуры

Это область психологии, задача которой состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры (искусства, религии, языка, экономики, общества и т. д.) с психологической точки зрения.

Искусствоведение

Это комплекс научных дисциплин, изучающих искусство.

Этнология

Наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.

Социология

Наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Философия

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. 

Герменевтика

Как направление культурологических исследований, локализует свой интерес в пространстве проблематики исторического познания

3. Задание


Соотнесите исторические определения термина «культура» с эпохой. Каким образом менялось содержание понятия «культура» со временем? Почему в XXI в. не выработано единое определение термина «культура»?

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от слова colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Впоследствии от слова colere, произошло много других слов. Напимер, значение "населять" через латинское colonus трансформировалось в колонию, а "почитать", "поклоняться" через латинское cultus - в культ. В Древнем Риме слово культура стало использоваться как оппозиция понятию «натура»- природа. В противоположность первозданному и естественному оно обозначало обработаное, возделанное, искусственное.

Слово "культура" римляне употребляли с каким-нибудь объектом в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: "culture juries" - выработка правил поведения, "culture lingual" - совершенствование языка и т.д.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя более широкий круг предметов, явлений, действий общим свойством которых был их сверхприродный характер. Сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, был включён в систему культуры, которая тем самым приобрела смысл «образования» и «воспитания».

В средние века получил распространение иной комплекс значений и слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. Под культурой осознается данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования.

В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре, как о продукте свободной созидательной активности человека. Под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей.

В значении самостоятельного понятие "культура" появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к "человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку "естественному", необразованному.

Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться в эпоху Просвещения. В это время возникла проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Идеологи Просвещения стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale- природа. Эти два латинских понятия противопоставлялись друг другу, как искусственно созданное и естественное природное. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле. Культура понимается как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать "культурой".



Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в.

На протяжении XX века интерес к культурологии как науки, изучающей культуру продолжал возрастать, что закономерно привело к появлению множества новых теорий, школ, направлений, дававших свою оценку сущности культуры и вероятных перспектив её будущего.

Выработать единственное определение культуры, по-видимому, невозможно, поскольку культура вбирает в себя все, что представляет собой мир человека, в том числе и он сам как творец и носитель культуры.

4. Задание


Что вкладывается авторами в понятие «культура» в следующих цитатах?

«Культура это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться, и не может, по-видимому, не кончиться» (П.А. Флоренский).

Флоренский в данное определение вкладывает диалектический смысл культуры.

«Культура как организованная борьба с природой наделяет человека могуществом, каким некогда были наделены боги; но богоподобие делает человека неудовлетворенным неудовлетворенным в цивилизации» (Поль Рикер).

Культура явление динамичное.

«Умирая, культура превращается в цивилизацию» (Освальд Шпенглер).

По Шпенглеру, цивилизация - механизированная жизнь общества, где творчество человека сведено практически на нет. Культура же - живое дыхание жизни человека, творение, все самое прекрасное, что создается ЛИЧНОСТЬЮ, а не МАССОЙ (которая существует в период цивилизации) . Когда дыхание жизни прекращается, то культура сменяется цивилизацией. Переход от цивилизации к культуре невозможен. Это как старение организма: в зрелости уже невозможно стать молодым.

«Когда почему-либо образуется дефицит культуры, когда отбрасываются современные культурные нормы и улетучиваются современные культурные связи, из этого вакуума к нам выскакивает дикарь» (Л.С.Клейн).


Культуру нельзя возводить в определенные рамки. Культура явление многогранное.

5. Задание


Определите взаимосвязь таких универсумов, как «природа» – «культура» – «цивилизация». Приведите примеры антагонистического воздействия в парах «природа – культура» и «культура – цивилизация».

Цивилизация – это уровень развития материальной культуры и общественной жизни (наука, техника, экономика, государство, право).


Культура – это уровень развития духовной жизни (нравственность, религия, философия, искусство). Существует три типа соотношения этих понятий:

1) Культура и цивилизация – синонимы.

2) Отношение части и целого (Ц=К1+К2+К3…).

3) Противопоставление понятий.

Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой сложную систему «природа-общество» и культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины.

Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции человека оказалось тесным лоно природы, и он вышел за ее границы, вышел в мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. Для естественно-природных явлений, как подчеркивал Н. Бердяев, принципы происхождения находятся в самих этих явлениях. В то время как для артефактов, явлений, созданных культурой, принципы происхождения находятся вне этих явлений, в голове человека, проектирующего и осуществляющего продуцирование артефактов.

В этом можно усматривать несовместимость природы и культуры. Существует точка зрения, которая разрабатывает идею несовместимости природы и культуры, противоречия биологического и социального в человеке.

Однако очевидно, что вне природы «первой» никакая культура невозможна, что культура трансформирует, преобразовывает то, что дано первой природой. По этому поводу существует противоположная точка зрения, которая разрабатывает теорию природоцентризма, где обосновывается вывод о центральной и основополагающей роли первой природы в развитии культуры и человека. Однако более предпочтительной кажется идея обобщения этих двух крайних точек зрения, идея поиска гармонизации природы и культуры.


Человек здесь выполняет роль соединительного звена двух типов эволюции – природной и культурной или, как еще говорят творческой эволюции. Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. В конце концов, культура – это пересозданная человеком природа. Человек, «пересотворяя природу», утверждает тем самым себя как субъекта культуры, как ее создателя, и, следовательно, как Человека.

Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого – нарастает степень отчужденности природы и человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид. Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.

6. Задание


Соотнесите каждое определение культуры с культурологической школой:

«Культура – это результат сублимации полового инстинкта человека, строится на принуждении и запрете влечений. Культура выступает в качестве системы норм и запретов, сдерживающих естественные инстинкты человека». - психологическая школа

«Культура – это символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Это мир символический, основными составляющими которого являются язык, миф, религия, искусство, наука и т.д.». - символическая концепция культуры

«Культура – это результат игровой деятельности человека, она выросла из игры и является результатом игровой деятельности человека» - игровая концепция культуры,

«Культура – это результат стремления человека особым образом обозначить среду своего обитания». – структурализм

Школы: структурализм, психологическая школа, игровая концепция культуры, символическая концепция культуры.