Файл: Охарактеризуйте основные педагогические технологии обучения детей с нарушением слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охарактеризуйте основные педагогические технологии обучения детей с нарушением слуха

Педагогические технологии обучения детей с нарушением слуха имеют специфические особенности. Процесс обучения слабослышащих детей обусловлены тем, что ранняя потеря слуха у детей приводит к тому, что словесная речь у них не развивается совсем, или формируется замедленно и со значительными отклонениями, препятствующими налаживанию нормальных словесных контактов с окружающими людьми.

Всё это оказывает существенное влияние на познание слабослышащими детьми окружающего мира и ориентировку в нём, на формирование мышления и психику, на уровень социальной адаптации.

Педагогические технологии

На своих уроках мы используем различные педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технологию дифференцированного и проблемного обучения, развивающего обучения, групповой работы и проектную деятельность.

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. В процессе игры у слабослышащих детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

I. К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

При работе с глухими учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с глухими учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития даёт возможность добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.


В школе-интернате используется педтехнология социальной интеграции учащихся:

1) для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

2) социальная интеграция детей с недостатками слуха в среду слышащих. Это и городские спортивные соревнования, выступления воспитанников на творческих конкурсах, экскурсии и т.д. Здесь учащиеся с нарушением слуха могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы, учителя начальных классов уже используют личностный подход к обучению на уроках труда, позже в кружках доп.образования: рисования и бисероплетения, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Так при формировании произносительной стороны речи у детей с потерей слуха учителями-дефектологами используются элементы данной технологии. Например, существует модуль “Дыхание”, “Звуки”, “Ритм”, “Слитность, “Слова”, “Тексты” и т.д. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка выстроена

система глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у глухих учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста. Для глухих сложно соотнести читаемое с прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Большое затруднение учащиеся испытывают при пересказе текста. И немногие из глухих детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами дает мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи – одному из важнейших средств коммуникации глухих школьников.

Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

II. Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

По математике создано эффективное условие обучению счетных навыков и выполнению программы школы глухих, что позволило систематизировать имеющийся опыт проведения уроков математики. Данная педагогическая технология по обучению математике глухих детей раскрывает систему работы таким образом, чтобы учащиеся последовательно изучали связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Последовательное усвоение и накопление словаря.

Для создания эффективных условий обучения и воспитания глухих детей, не прошедших дошкольную подготовку и не владеющих речью была разработана педагогическая технология по обучению языку в 3-х разделах: обучение дактильной речи, устной речи и грамоте. Обучение дактильной речи предполагает использование методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приемов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря.


Педагогическая технология по формированию орфоэпических норм произношения для детей с недостатками слуха нашла широкое применение в работе учителей-дефектологов. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов. В результате неслышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринимать на слух лишь ударную часть слова. А это не может служит полноценной основой для формирования лексической стороны речи. Несформированность грамматического строя речи ведет к неправильному согласованию слов, неверному употреблению падежных окончаний, пропуску предлогов и других ошибок. Письменная речь отражает недочеты устной речи. Фонетическая сторона речи несовершенна. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Изучения орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках РРС и ФП.

Слабослышащие школьники нуждаются в особой педагогической заботе, поэтому в обязательном порядке применяем здоровьесберегающие технологии, которые позволяют осуществлять гигиеническую организацию урока и внеклассных мероприятий для сохранения высокой работоспособности детей на уроке и предупреждения раннего утомления.

Для предотвращения перегрузки слабослышащих детей и сохранения их здоровья нами используются различные приемы и методы: динамические, дидактические материалы, смена видов деятельности, разноуровневые домашние задания.

Большое внимание уделяется созданию благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках, используются приемы рефлексии.

Применяются в практической деятельности технологии адаптивной системы обучения, одним из принципов которой является дифференцированное обучение. Особое внимание уделяем адаптации учебного и подбору речевого материала.

Электронные средства обучения

В своей работе активно применяем электронные средства обучения, компьютерные программы, позволяющие формировать положительную мотивацию учащихся к обучению. Кроме того, ИКТ – незаменимое средство для составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.


Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате чего усвоение знаний становится более эффективным. Увеличиваются доступность и наглядность изложения учебного материала, а для слабослышащих детей зрительное восприятие играет значимую роль в процессе познания.

Внедряем в работу проектный, научно-исследовательский методы, способствующие формированию навыков у учащихся самостоятельной работы и работы в группе, а также позволяющие находить более эффективные формы и методы работы для развития метапредметных компетентостей.

Для того чтобы найти свое место в жизни, слабослышащим ребятам, также как и их слышащим сверстникам, необходимо двигаться вверх по лестнице к поставленным целям и мечтам, преодолевая ступень за ступенью. Одной из таких ступеней является и начальная школа.

Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности глухого в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.