Файл: Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1755

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Персонифицированный учет и действующее законодательство в системе государственного пенсионного страхования

1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода

1.3 Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования

1.4 Субъекты индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования

Глава 2. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции и источники формирования средств

2.2 Единая пенсионная служба

2.3 Негосударственные пенсионные фонды

2.4 Актуальные вопросы индивидуального (персонифицированного) учета и пути их решения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение



Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право:

-потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявить ему сведения о застрахованных лицах, для предоставления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

- Страхователь обязан:

-представлять в установленный срок органам ПФР сведения о застрахованных лицах;

-зарегистрироваться в месячный срок со дня постановки на учет в ПФР в качестве плательщика страховых взносов в органе ПФР;

Органы ПФР имеют право требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

В их обязанности входит:

-обеспечение своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета обязательного пенсионного страхования сведений, представленных страхователями и застрахованными лицами, а также надежного их хранения;

-осуществление контроля за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов.

Статья 17 Закона № 27-ФЗ устанавливает ответственность органов и должностных лиц ПФР, страхователей и застрахованных лиц

Руководители, а также должностные лица органов ПФР, участвующие в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить защиту конфиденциальной информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.


Глава 2. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции и источники формирования средств


В соответствии ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"9 обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"10 дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства - Пенсионного фонда Российской Федерации - было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)11.

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности

, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением "О пенсионном фонде РФ (России)"12 являются:

- целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

- капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;

- осуществление (совместно с налоговыми органами) контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"13, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);


- участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее ее совершенствование;

- осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав руководящего органа - Правления ПФР - входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда.14

Правление ПФР выполняет следующие функции:

- несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;

- определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;

- утверждает бюджет, смету расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений ПФР, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

- утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;

- решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.

На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФ РФ, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных
, осуществляющих работу в районах.

Основной задачей регионального Отделения ПФ РФ является организация персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки. Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения.15

Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"16 в большинстве регионов России в настоящее время на базе региональных отделений ПФ РФ созданы службы по назначению, выплате и доставке пенсий, то есть объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав, контроля за поступлением средств и взносов до выплаты и доставки пенсии. При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы.