Файл: Российская психологическая наука в 21 веке.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская психологическая наука в 21 веке

  • Опубликовано рекордное количество книг по психологии, и первые позиции по популярности этого списка занимают общая психология, социальная психология и социальная адаптация, психология личности, стрессоустойчивость и самопознание, но часто среди этих публикаций неправильно введенные, непроверенные, описанные в них методы не адаптированы, появляются ошибки, ссылки на первоисточник неверны, Вы можете найти множество коллекций, которые отображаются или не отображаются, не имеют научного обоснования. Кроме того, эти так называемые "книги по практической психологии" часто представляют собой пустые рассуждения, длинные философские рассуждения, мистические заклинания, которые помогают психологам в трудной работе с определенными людьми.

Задачи работы:

  • Задачи работы:
  • 1. Привести краткие биографические данные Л.С. Выготского.
  • 2. Проанализировать исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского.
  • 3. Рассмотреть общие положения теории личности Л.С. Выготского.
  • 4. Охарактеризовать развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому
  • Цель нашей работы - проанализировать психологическую науку России в 21 веке на примере советского психолога Льва Выготского.
  • Личность - одна из семи ипостасей человека. Остальные - это человек как индивид, человек как организм, человек как индивидуальность, человек как "Я", человек - роль, человек как физическое тело, подверженное всем законам механики. Эти характеристики раскрывают понятие "человек" с разных сторон и не являются тождественными. Они образуют единое целое, и одновременно каждая имеет свои особенности.
  • Человек появляется на свет полноправным членом общества и с рождения, в отличие от животных, которых именуют особями, называется индивидом, т.е. единичным представителем рода человеческого, вида Homo sapiens (человек разумный), продуктом длительного развития и носителем индивидуально-своеобразных черт.
  • К началу второго десятилетия XXI века произошли значительные изменения в психологии как науке и практике, появились новые тенденции ее развития. 
  • Одним из доминирующих направлений современной психологии является когнитивная психология, что во многом обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать познавательные процессы человеческого мозга и дают много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека.
  • Возрастет роль психологии в гуманизации общества. Гуманистическая психология как направление в современной психологии превратится в важнейшее качество всех отраслей психологии, акцентируя ценностный аспект работы психолога в любой сфере.

  • Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. Современные психологические теории уже трудно однозначно классифицировать и относить к какой-либо традиционной теоретической концепции.
  • В современных психологических теориях и эмпирических исследованиях все чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, генетической, гуманистической и когнитивной психологии. Психология постепенно становится единой научной дисциплиной.
  • Таким образом, приходится разрабатывать способы, которые позволили бы решать практические задачи на основе эмпирического знания.
  • Еще одной проблемой психологии в современном мире является многообразие процессов, состояний и свойств человека, которые необходимо охватить в рамках одной науки. Одни из этих явлений описаны достаточно подробно и хорошо изучены, а другие до сих пор не подвергались полноценному изучению и анализу.
  • Мотивирующая сфера сознания Мысль возникает не сама по себе, а в зависимости от мотивирующей сферы сознания (потребности, аффекты и эмоции, и т. п.)
  • Понимание чужой мысли становится возможным, когда мы вникаем в ее аффективно-волевую сторону
  • Итак, движение мысли идет по следующим фазам: мотив – мысль – внутреннй план речи – смысловая сторона внешней речи – фазическая сторона внешней речи
  • Выготский Лев Семенович (1896-1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета имени Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
  • В книге "История развития высших психических функций" (1930-1931, опубликованной в 1960г.) дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые "вовнутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

  • Первая идея связана с различением экзистенциальных ситуаций, проблем, схем как средств разрешения этих проблем, новой реальности, вbдения и действий.
  • Вторая — с культурно-исторической и семиотической трактовкой способностей человека.
  • Третья — с культурологической характеристикой этапов развития человека.
  • Занков - прямой выготчанин; он потом откололся от идей основной группы последователей Выготского. Менчинская тоже в молодости, в начале тридцатых годов, работала в группе Выготского. Затем она также создала свое направление, и можно сказать, эта школа известна - научная школа Менчинской. Кроме того, Шиф, Морозова, также первая ученица Льва Семеновича, в области дефектологии создали свои, сверхоригинальные подходы. Несмотря на сохранение по внутренним основаниям единства научного направления Выготского, внутри этого направления сложились определенные автономные научные школы.
  • Д.Б. Эльконин. Даниил Борисович очень много работал над осмыслением наследия Льва Семеновича. В его "Избранных трудах" была возможность ввести особый раздел о Выготском. Самое последнее публичное научное выступление Даниила Борисовича состоялось в мае 1984 года, когда отмечалась годовщина смерти Выготского, и Даниил Борисович выступил очень ярко. Эльконин - "выготчанин". И вместе с тем основные положения Даниила Борисовича, корнями уходящие в идеи Выготского, были столь разнообразно и неожиданно интерпретированы, раскрыты, конкретизированы, что именно сейчас может идти речь о своеобразии и оригинальности научной школы Эльконина.

Спасибо за внимание!!!