Файл: Научноисследовательская работа ) 38. 03. 01 Экономика (профиль Финансы и кредит).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продукты баумолевской экономики и товары, генерирующие ошибки рынка (экстерналии, информационная асимметрия), при этом маркер опекаемых благ - социальная полезность товаров и услуг.
Отметим, что прогнозирование не является главной задачей данного направления. Тем не менее, социодинамический мультипликатор (понятие, которое используется в концепции экономической социодинамики для объяснения феномена самовозрастания совокупного потребительского итога, механизм умножения национального богатства) - инструмент, который позволяет оценить темпы развития общественного благосостояния.
.
За 10 лет экономика России, несмотря на амбициозные цели и планы, не совершила качественного рывка. Многие социально-экономические проблемы, которые стояли на повестке дня еще в 2008 году, сохраняются и до сих пор. Экономическая политика также коренным образом не изменилась. Ряд решений, направленных на ускорение экономического роста и отложенных на период кризиса 2008 г., так до сих пор и не приняты. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика в значительной степени сохраняют принципы и подходы, сложившиеся в условиях 2008 г., что сдерживает развитие экономики. В результате, каждый новый кризис экономика России встречает во все более сложном состоянии, что усиливает риски затяжной стагнации в будущем.
Важнейшее изменение, которое резко отличает экономическую ситуацию в России последних лет от 2006-2008 гг. – это значительное замедление экономического роста. Среднегодовые темпы роста ВВП России за последние 3 года составили 1,9% по сравнению с ростом на 7,3% в 2006-2008 гг. Основная причина этого замедления – отсутствие новых источников роста экономики страны, таких как улучшение доступа к транспортно-логистической инфраструктуре, повышение доступности финансирования, улучшение делового климата и др. Соответственно, резко сократились и темпы роста инвестиций в основной капитал (см. табл. 1).
Темпы модернизации и развития инфраструктуры России продолжают оставаться на низком уровне, на что указывают низкие показатели ввода новых объектов и отсутствие существенного улучшения качества инфраструктуры. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности за 2019 год Россия по качеству дорог находилась на 99 месте в мире, что практически не отличается от результатов рейтинга 2008 года (104 место). Низкий уровень развития касается и финансовой инфраструктуры. В условиях антироссийских санкций доступ российских компаний и банков к дешевым финансовым ресурсам за рубежом существенно сократился, а показатель внешнего долга вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. В то же время уровень развития внутренней финансовой системы продолжает оставаться низким, обуславливая низкую доступность финансовых средств для бизнеса.
Негативные тенденции заметны и в отношении уровня жизни населения. Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к 2019 г. снизилась до 12,3% (в 2008 г. она составляла 13,4%), начавшееся в 2014 г. падение реальных доходов населения привело к смещению структуры потребления в пользу продовольствия, Доля продуктов питания в структуре расходов населения выросла с 27,6% в 2008 г. до 29,0% в 2018 г.
При этом состояние государственных финансов продолжает указывать на значительные возможности стимулирования развития экономики. Внешний долг РФ на фоне антироссийских санкций в последние годы существенно сократился и в целом вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. Размер внутреннего госдолга остается невысоким вследствие продолжения консервативной бюджетной политики и отказа от существенного наращивания госрасходов. Сохраняется ориентация на достижение профицита бюджета, однако на фоне снижения цен на нефть масштабы этого профицита стали существенно меньше. Объем накопленных государством нефтегазовых доходов снизился (в % ВВП), но все еще представляет существенную величину.
Сравнение текущей структуры ВВП России с ее состоянием в 2008 г. показывает, что сырьевой характер российской экономики за это время только усугубился. Если в 2008 г. доля сферы добычи полезных ископаемых в ВВП нашей страны составляла 9,3%, то в 2019 г. – уже 12,6%. Одновременно с этим доля обрабатывающих производств снизилась с 17,5% до 14,6%. Сократилась и доля строительства. При этом значительно вырос вклад сектора государственного управления, военной безопасности и социального обеспечения (см. табл. 2), что отражает тенденцию к разрастанию государственного сектора.
В структуре ВВП с 2008 по 2019 гг. существенно снизилась также доля одной из основных отраслей – оптовой и розничной торговли и услуг ремонта. Однако это в значительной степени связано с изменением методологии учета данного сектора экономики (были исключены услуги ремонта предметов личного пользования и бытовых изделий, и оставлены только услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов).
О сохраняющейся сырьевой зависимости российской экономики свидетельствует также и список крупнейших компаний России, который с 2008 г. мало изменился: в нем все также доминируют компании нефтегазового сектора и госмонополии. Согласно рейтингу «Эксперт 400», в пятерку крупнейших компаний по объему выручки и в 2008 г., и в 2019 г. входили Роснефть, Газпром, Лукойл и РЖД. Единственное изменение, произошедшее в топ-5 за эти годы – Сбербанк занял место ликвидированного РАО «ЕЭС России». При этом лишь 4 российские компании (Роснефть, Газпром, Лукойл и Сбербанк) входят в рейтинг Fortune Global 500. В 2008 г. в данном рейтинге, помимо этих четырех компаний, была еще и компания Сургутнефтегаз.
Экономическая активность в России по-прежнему сконцентрирована в Москве. Вклад ВРП города Москвы в суммарный ВРП субъектов РФ несколько уменьшился (с 24,3% в объеме совокупного ВРП в 2008 г. до 22,3% в 2018 г.), однако столица по-прежнему остается доминирующим в экономике регионом. Тем не менее, в совокупном ВРП незначительно выросла доля Санкт-Петербурга (с 4,2% до 4,6%). Масштаб изменения долей прочих субъектов РФ не превышал 0,2 п.п. При этом Москва и Московская область остаются важнейшими центрами притяжения населения и, соответственно, трудовых ресурсов. Доля Москвы в структуре населения РФ увеличилась до 8,7% в 2018 г. по сравнению с 7,9% в 2008 г., Московской области – до 5,3% по сравнению с 4,9%. Кроме них, еще на 0,3 п.п. увеличились доли Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В других регионах изменения составляли не более 0,2 п.п.1
Национальные проекты как новый инструмент социально-экономического развития России задумали сразу после начала нынешнего президентского срока Владимира Путина. Нацпроекты должны работать на цели его майских указов 2018 года, которые включают повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), снижение уровня бедности в два раза, а также вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. Официально программу нацпроектов запустили в 2019 году на срок до 2024-го, в июле 2020 было принято решение отложить достижение ряда показателей до 2030 и скорректировать программу с учетом изменившихся обстоятельств. По докризисным прогнозам Министерства экономического развития, экономический рост в результате реализации нацпроектов уже с 2021-го должен был составлять 3 % в год.
Отметим, что прогнозирование не является главной задачей данного направления. Тем не менее, социодинамический мультипликатор (понятие, которое используется в концепции экономической социодинамики для объяснения феномена самовозрастания совокупного потребительского итога, механизм умножения национального богатства) - инструмент, который позволяет оценить темпы развития общественного благосостояния.
.
Обзор основных финансово-экономических показателей развития российской экономики не менее чем за десятилетний ретроспективный период.
За 10 лет экономика России, несмотря на амбициозные цели и планы, не совершила качественного рывка. Многие социально-экономические проблемы, которые стояли на повестке дня еще в 2008 году, сохраняются и до сих пор. Экономическая политика также коренным образом не изменилась. Ряд решений, направленных на ускорение экономического роста и отложенных на период кризиса 2008 г., так до сих пор и не приняты. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика в значительной степени сохраняют принципы и подходы, сложившиеся в условиях 2008 г., что сдерживает развитие экономики. В результате, каждый новый кризис экономика России встречает во все более сложном состоянии, что усиливает риски затяжной стагнации в будущем.
Важнейшее изменение, которое резко отличает экономическую ситуацию в России последних лет от 2006-2008 гг. – это значительное замедление экономического роста. Среднегодовые темпы роста ВВП России за последние 3 года составили 1,9% по сравнению с ростом на 7,3% в 2006-2008 гг. Основная причина этого замедления – отсутствие новых источников роста экономики страны, таких как улучшение доступа к транспортно-логистической инфраструктуре, повышение доступности финансирования, улучшение делового климата и др. Соответственно, резко сократились и темпы роста инвестиций в основной капитал (см. табл. 1).
Темпы модернизации и развития инфраструктуры России продолжают оставаться на низком уровне, на что указывают низкие показатели ввода новых объектов и отсутствие существенного улучшения качества инфраструктуры. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности за 2019 год Россия по качеству дорог находилась на 99 месте в мире, что практически не отличается от результатов рейтинга 2008 года (104 место). Низкий уровень развития касается и финансовой инфраструктуры. В условиях антироссийских санкций доступ российских компаний и банков к дешевым финансовым ресурсам за рубежом существенно сократился, а показатель внешнего долга вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. В то же время уровень развития внутренней финансовой системы продолжает оставаться низким, обуславливая низкую доступность финансовых средств для бизнеса.
Негативные тенденции заметны и в отношении уровня жизни населения. Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к 2019 г. снизилась до 12,3% (в 2008 г. она составляла 13,4%), начавшееся в 2014 г. падение реальных доходов населения привело к смещению структуры потребления в пользу продовольствия, Доля продуктов питания в структуре расходов населения выросла с 27,6% в 2008 г. до 29,0% в 2018 г.
При этом состояние государственных финансов продолжает указывать на значительные возможности стимулирования развития экономики. Внешний долг РФ на фоне антироссийских санкций в последние годы существенно сократился и в целом вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. Размер внутреннего госдолга остается невысоким вследствие продолжения консервативной бюджетной политики и отказа от существенного наращивания госрасходов. Сохраняется ориентация на достижение профицита бюджета, однако на фоне снижения цен на нефть масштабы этого профицита стали существенно меньше. Объем накопленных государством нефтегазовых доходов снизился (в % ВВП), но все еще представляет существенную величину.
Сравнение текущей структуры ВВП России с ее состоянием в 2008 г. показывает, что сырьевой характер российской экономики за это время только усугубился. Если в 2008 г. доля сферы добычи полезных ископаемых в ВВП нашей страны составляла 9,3%, то в 2019 г. – уже 12,6%. Одновременно с этим доля обрабатывающих производств снизилась с 17,5% до 14,6%. Сократилась и доля строительства. При этом значительно вырос вклад сектора государственного управления, военной безопасности и социального обеспечения (см. табл. 2), что отражает тенденцию к разрастанию государственного сектора.
В структуре ВВП с 2008 по 2019 гг. существенно снизилась также доля одной из основных отраслей – оптовой и розничной торговли и услуг ремонта. Однако это в значительной степени связано с изменением методологии учета данного сектора экономики (были исключены услуги ремонта предметов личного пользования и бытовых изделий, и оставлены только услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов).
О сохраняющейся сырьевой зависимости российской экономики свидетельствует также и список крупнейших компаний России, который с 2008 г. мало изменился: в нем все также доминируют компании нефтегазового сектора и госмонополии. Согласно рейтингу «Эксперт 400», в пятерку крупнейших компаний по объему выручки и в 2008 г., и в 2019 г. входили Роснефть, Газпром, Лукойл и РЖД. Единственное изменение, произошедшее в топ-5 за эти годы – Сбербанк занял место ликвидированного РАО «ЕЭС России». При этом лишь 4 российские компании (Роснефть, Газпром, Лукойл и Сбербанк) входят в рейтинг Fortune Global 500. В 2008 г. в данном рейтинге, помимо этих четырех компаний, была еще и компания Сургутнефтегаз.
Экономическая активность в России по-прежнему сконцентрирована в Москве. Вклад ВРП города Москвы в суммарный ВРП субъектов РФ несколько уменьшился (с 24,3% в объеме совокупного ВРП в 2008 г. до 22,3% в 2018 г.), однако столица по-прежнему остается доминирующим в экономике регионом. Тем не менее, в совокупном ВРП незначительно выросла доля Санкт-Петербурга (с 4,2% до 4,6%). Масштаб изменения долей прочих субъектов РФ не превышал 0,2 п.п. При этом Москва и Московская область остаются важнейшими центрами притяжения населения и, соответственно, трудовых ресурсов. Доля Москвы в структуре населения РФ увеличилась до 8,7% в 2018 г. по сравнению с 7,9% в 2008 г., Московской области – до 5,3% по сравнению с 4,9%. Кроме них, еще на 0,3 п.п. увеличились доли Санкт-Петербурга и Краснодарского края. В других регионах изменения составляли не более 0,2 п.п.1
Обзор основных государственных долгосрочных программ и инициатив, направленных на поддержание и развитие национальной экономики
Национальные проекты как новый инструмент социально-экономического развития России задумали сразу после начала нынешнего президентского срока Владимира Путина. Нацпроекты должны работать на цели его майских указов 2018 года, которые включают повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), снижение уровня бедности в два раза, а также вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. Официально программу нацпроектов запустили в 2019 году на срок до 2024-го, в июле 2020 было принято решение отложить достижение ряда показателей до 2030 и скорректировать программу с учетом изменившихся обстоятельств. По докризисным прогнозам Министерства экономического развития, экономический рост в результате реализации нацпроектов уже с 2021-го должен был составлять 3 % в год.
-
Существенная часть средств, выделенных в рамках нацпроектов, – это расходы, которые производили и раньше, но за счет финансирования из федерального бюджета. Например, 19 % от всех средств, предоставленных на нацпроекты в 2019 году, и более 26 % в 2020-м выделено на финансовую поддержку семей при рождении детей в виде материнского капитала. В условиях кризиса, вызванного пандемией, нацпроекты будут выполнять задачи текущей бюджетной политики в еще большей степени. -
В течение первых трех кварталов 2019 года были исполнены расходы по проектам, которые в 2018-м и ранее и так финансировал федеральный бюджет, поэтому бюрократические процессы их согласования не вызвали сложностей. -
В последнем квартале 2019 года расходы по отстающим нацпроектам были исполнены опережающими темпами – более 40 % запланированных расходов исполнено в последнем квартале по нацпроектам «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Экология». При этом исполнение НП «Цифровая экономика» и «Экология» так и осталось на низком уровне – 73,3 и 66,3 % соответственно. Общий уровень исполнения нацпроектов составил 91,4 %, что приемлемо на фоне невысокого уровня исполнения бюджетных расходов (94,2 %). В начале 2020 года исполнение расходов по нацпроектам более равномерно – так, за четыре месяца 2020-го исполнено уже 44,5 % всех запланированных расходов на здравоохранение (вероятно, в связи с пандемией), 29 % всех запланированных расходов на НП «Демография», а также 34,3 % расходов в рамках НП «Жилье и городская среда». -
Задачи нацпроектов находятся в процессе пересмотра с учетом повысившейся роли здравоохранения и социальной политики в результате последствий пандемии. Большинство стран мира анонсировало объемные фискальные меры, направленные на социальную политику, здравоохранение и помощь бизнесу. Россия также анонсировала подобные меры, однако пока в небольшом объеме. Цели национального развития предполагается продлить до 2030 года в соответствии с указом президента от 21 июля 2020 года, акцентировав внимание на увеличение продолжительности жизни, борьбу с бедностью, образование, науку, а также защиту окружающей среды и инфраструктуру, а также увеличить срок реализации поставленных целей. -
В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, мы ожидаем увеличения расходов по нацпроекту «Здравоохранение» (на 10 %) в 2020 и 2021 годах за счет существенного сокращения затрат по нацпроектам «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Наука» в 2020-м и 2021-м на 25 и 20 % соответственно, а также небольшого снижения (на 10 %) по нацпроекту «Демография» в 2020-м и 2021-м (за счет уменьшения количества обращений за материнским капиталом) и по остальным на 10 % в 2020-м. Полагаем, общий объем израсходованных на нацпроекты средств в 2020 году будет примерно на 150 млрд рублей меньше запланированного, в 2021-м – приблизительно на 100. -
В 2020 году вклад нацпроектов, исполненных в 2019-м, в компенсации экономического спада за счет реализации нацпроектов не превысит 0,7 п. п. от текущих темпов экономического роста, а вклад от реализации нацпроектов в 2020-м составит не более 0,6 п. п. повышения темпов экономического роста в 2020–2021 годах. Мы не учитываем отрицательный мультипликатор для государственных затрат на -
Приведенная оценка является оптимистичной, существует ряд факторов, которые будут уменьшать эффективность экономического роста: низкое качество администрирования государственных расходов, повышение нормы сбережений у среднего класса в условиях неопределенности. -
При существующей конфигурации нацпроектов экономический рост будет «одногорбым», то есть Симметричное снижение налогов (или не повышение НДС) в 2019-м позволило бы увеличить ВВП примерно на 0,4 п. п. Таким образом, снижение налогов было бы в лучшем случае сравнимо по эффекту с увеличением госрасходов за счет нацпроектов.