Файл: Лекция 5 Тема Внимание Подготовила Котова Д. В. Курск 2020г. Общее представление о внимании.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России)
Лекция №5
Тема: «Внимание»
Подготовила:
Котова Д.В.
Курск 2020г.
Внимание это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (Рубинштейн)
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. (Столяренко)
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
.
Сосредоточенность внимания
(противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение внимания –состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации
, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации.
Таковыми являются:
- природное и социально обусловленное внимание;
- непосредственное и опосредствованное внимание;
- непроизвольное и произвольное внимание;
- чувственное и интеллектуальное внимание.
Дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.
Внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание
Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли.
При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания.
Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.
Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо.
Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Т. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания.
Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.
Второй подход выдвигали ученые
И. Герберт и У. Гамильтон.
Они считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.
Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида.
При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.
Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе.
Он утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания.
Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Д.Н. Узнадзе называл «объективизацией».
Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания.
Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга.
В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.
Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, всё более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.
Различают естественный и искусственный пути развития внимания.
Обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека.
Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств.
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.
Можно выделить семь основных стадий
На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания.
Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.
На 2-й стадии весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.).
Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.
На 3-й стадии
ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.
На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи.
Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему.
Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.
На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.
Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.
На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание.
Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди».
Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня.
Зарождение средства регуляции своим мышлением, внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.
7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе.
Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:
- снижение устойчивости;
- уменьшение объема;
- нарушение переключения.
Рассеянность
Повышенная отвлекаемость
Инертность внимания
Апрозексия
Нарушения способности длительно концентрировать внимание, сосредоточения с постоянными переходами от одного явления к другому, ни на чем не задерживаясь.
Лекция №5
Тема: «Внимание»
Подготовила:
Котова Д.В.
Курск 2020г.
Общее представление о внимании
Внимание это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (Рубинштейн)
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. (Столяренко)
Свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
.
Сосредоточенность
Сосредоточенность внимания
(противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение внимания
Распределение внимания –состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания
Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации
, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации.
Основные виды внимания
Таковыми являются:
- природное и социально обусловленное внимание;
- непосредственное и опосредствованное внимание;
- непроизвольное и произвольное внимание;
- чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание
Дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание
Складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание
Не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание
Регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание
Не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.
Непроизвольное
Внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное
Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание
Чувственное и интеллектуальное
Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли.
При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Психологические теории внимания
В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания.
Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.
Гипотезы внимания
1 подход
Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо.
Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Т. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания.
Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.
2 подход
Второй подход выдвигали ученые
И. Герберт и У. Гамильтон.
Они считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.
3 подход
Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида.
При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.
4 подход
Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе.
Он утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания.
Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Д.Н. Узнадзе называл «объективизацией».
5 подход
Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания.
Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
6 подход
Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга.
В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.
Развитие внимания
Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, всё более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.
Различают естественный и искусственный пути развития внимания.
Естественный путь
Обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека.
Искусственный
Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств.
Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.
В процессе развития внимания выделяют несколько стадий
Можно выделить семь основных стадий
1 стадия
На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания.
Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.
2 стадия
На 2-й стадии весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.).
Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.
3 стадия
На 3-й стадии
ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.
4 стадия
На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи.
Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему.
Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.
5 стадия
На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.
Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.
6 стадия
На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание.
Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди».
Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня.
Зарождение средства регуляции своим мышлением, внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.
7 стадия
7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе.
Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.
Нарушение внимания
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:
- снижение устойчивости;
- уменьшение объема;
- нарушение переключения.
Синдромы нарушений внимания
Рассеянность
Повышенная отвлекаемость
Инертность внимания
Апрозексия
Рассеянность
Нарушения способности длительно концентрировать внимание, сосредоточения с постоянными переходами от одного явления к другому, ни на чем не задерживаясь.