Файл: SWOT-анализ и предложение по маркетинговой стратегии для продвижения бренда M&M’s (концерн Mars) на 2019 год.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
Введение
Компания Mars одна из лидеров рынка в России по продаже кондитерских изделий (а также кормов для домашних животных). В результате экономического кризиса, начавшегося в 2014 году, продажи в 2015-2016 году снизились, эта тенденция сохранилась и на 2017-2018г. В первую очередь пострадали от снижения покупательской способности бренды такие как M&M’s, Maltesers. Также сильным фактором, влияющим на продажи бренда, является – рост цен на какао-бобы. Это основное сырье для производства драже. Проблема в том, что повышение цены на сырье естественно влияет увеличение цены на драже М&M’s, что может вывести из уровня «психологической цены» продукт итак не являющийся основным в продуктовой корзине потребителя. Кроме того, вступившие в силу поправки закона «о Торговле»* с 2017 года усложняют деятельность монополий. Все это обусловило необходимость анализа и выработки стратегии на ближайший год, внимательное рассмотрение угроз и выявление сильных сторон. Целью моей работы является отразить все факторы, влияющие в данный момент на бренд в SWOT-анализе, проанализировать и предложить маркетинговую стратегию на 2019 год.
*Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Описание ситуации на рынке бренда
Ситуацию на рынке предельно ясно отражает следующая диаграмма:
Диаграмма отражает данные на конец 2016г (источник: https://koloro.ru/blog/issledovaniya/analiz-rinka-shokolada-rossii-2015-2016.html)
Лидеры рынка.
Лидером кондитерского российского рынка является холдинг «Объединенные кондитеры», в который входит 18 фабрик по всей России, в том числе ОАО «Рот Фронт» (член холдинга с 2002 года), ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» (с 2003 года), ЗАО «Фабрика «Русский шоколад», производитель шоколада «Аленка», и «Красный Октябрь» (с 2007 года). На долю холдинга приходится 20% рынка.
Лидирующим федеральным округом является Центральный – на него приходится 41,3% производства. За ним следуют Приволжский (20,4%) и Сибирский районы (11,3%).
Тройку лидеров по производству шоколада составляют компании ООО «Нестле Россия» (21,1% рынка), ООО «Марс» (18,2%) и ООО «Мондэлис Русь» (14,4%). В десятку также попали ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и ОАО «РОТ ФРОНТ» (все они принадлежат холдингу «Объединенные кондитеры»).
ООО «Нестле Россия» производят плиточный шоколад под товарными знаками «Россия - Щедрая душа!» и Nestle, батончики: Nuts, Nesquik, KitKat. Компания действует на територии России с 1995 года. Шоколадная фабрика «Россия» находится в Самаре.
Компании ООО «Мондэлис Русь» принадлежат такие бренды шоколада: плитки Aplen Gold, Milka и батончик Picnic.
В данной шоколадной отрасли продукция компании Mars (ООО «Марс») представлена такими брендами:
шоколадные плитки: Dove и А.КОРКУНОВ;
батончики: Mars, Snickers, Twix, Milky Way, Bounty;
шоколадные драже: M&M’s, Maltesers.
В 2017-2018г ситуация на рынке существенно не поменялась. Для того чтобы проанализировать ситуацию бренда M&M’s которую мы исследуем ниже приведу описание всех брендов компании. Большим преимуществом компании является то, что она закрытая и является семейным бизнесом. Как результат, решения принимаются быстро и развитие компании, и все инвестиции на развитие идут из собственных средств. Наличие у компании брендов-производителей кормов для домашних питомцев являются опорой для удержания на плаву в условиях кризиса. Прибыль от продаж кормов позволила компании вложить более 5 млрд.рублей в кондитерские фабрики в России в 2016г в тот момент когда многие компании переходили в режим экономии.
Краткое описание брендов и концепции бренда M&M’s
Компания Mars в России сейчас – это бренды: Petcare – WHISKAS®, PEDIGREE®, SHEBA®, CESAR®, PERFECT FIT®, CHAPPI®, KITEKAT®, CATSAN®, DREAMIES®, EUKANUBA®, NATURE'STABLE®; Chocolate – SNICKERS®, M&M’S®, DOVE®, MARS®, MILKY WAY®, MALTESERS®, BOUNTY®, TWIX®, A.KORKUNOV®; Wrigley – ORBIT®, ECLIPSE®, 5®, DOUBLEMINT®, WRIGLEY’S SPEARMINT®, RONDO®, SKITTLES®, JUICY FRUIT®; Food – UNCLE BEN’S®, DOLMIO®; ROYAL CANIN®. *данные с официального сайта
Компания Mars начала бизнес на российском рынке в 1991 г., а в 1995 году открыла свою первую фабрику – завод по производству шоколада в Ступино. В том же году началось производство кормов для кошек и собак на первом заводе по производству продуктов питания для домашних животных в н. п. Лужники Ступинского района.
В 2008 году в результате приобретения компанией Mars компании Wrigley российский бренд A.KORKUNOV® стал частью Mars. По данным внутренних исследований компании шоколад Коркунов до сих пор не ассоциируется с компанией Mars у потребителей.
С 1991 года компания инвестировала в российскую экономику свыше 2 млрд долларов США. В частности, были построены и модернизированы 10 фабрик по производству питания для домашних животных, шоколада, жевательной резинки и кондитерских изделий.*
Подразделение в России которое отвечает за бренд M&M’s называется Mars Sneak-food’s.
Спрос на бренды в условиях кризиса существенно изменился. На рассматриваемый мной бренд M&M’s спрос ощутимо снизился, т.к. кондитерские изделия- первое от чего отказался потребитель. Как выразился в одном из интервью глава компании Mars в России Валерий Щапов: «Потребители экономят на продуктах не первой необходимости, например, на кондитерских изделиях. Поэтому эта категория сейчас растет в основном за счет более дешевых предложений». (3)
Также на спрос повлияли такие факторы как снос в Москве палаток у метро и в других местах. Поскольку шоколадные драже M&M’s являются импульсным товаром, то продажи существенно упали в этом регионе.
*информация с официального сайта https://www.mars.com/cis/ru/brands.aspx
Концепция бренда M&M’s
Шоколад в цветной глазури. Конфеты M&M’s давно стали узнаваемым брендом. Этому способствовало немало факторов: качество продукта, запоминающаяся упаковка, демонстрация позитивных эмоций, получаемых при потреблении.
Основная целевая группа M&M’s – молодые люди от 15 до 25 лет, но это не мешает M&M’s быть популярным и среди детей.
Основная идея бренда M&M's – веселье, активное общение.
Step/Pest анализ
Анализ проведен для бренда M&M’s
Социальные факторы 1 Рост социальной нестабильности 2 Повышение рождаемости за последние годы 3 Стремление к здоровому образу жизни |
Технологические факторы 1 Уровень техники и технологии 2 Ориентиры в развитии техники 3 TRIZ |
Экономические факторы 1. Увеличение уровня инфляции 2. Падение уровня доходов населения 3 Повышение цен на какао |
Политические факторы 1 Увеличение налога на доход иностранных компаний. 2. Установление максимального уровня цен 3. Антимонопольные ограничения (поправки в закон «о Торговле» с 2017 года) |
Группы факторов |
Описание события |
Опасность/ Возможности (+,-) |
Вероятность/ Важность 1- 100% |
Влияние 1 - 10 |
Программа действий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Экономические |
1. Увеличение уровня инфляции |
- |
100 |
8 |
Гибкость ценовой политики |
2. Падение уровня доходов населения |
- |
100 |
6 |
Предложение более выгодных условий приобретения товара (напр. Multipack) |
|
3 Повышение цен на какао |
- |
100 |
6 |
Снижение цены за счет уменьшения издержек на упаковку(1) |
|
Социальные |
1 Рост социальной нестабильности |
- |
90 |
4 |
Разнообразие рекламных кампаний |
2 Повышение рождаемости за последние годы |
+ |
100 |
7 |
Фокус на продукцию для детей |
|
3 Стремление к здоровому образу жизни |
+ |
70 |
8 |
Выпуск продуктов с более низкой каллорийностью |
|
Технологические |
1 Повышение уровня техники и технологии |
+ |
100 |
9 |
Присутствие в мобильных приложениях |
2 Ориентиры в развитии техники |
+ |
100 |
9 |
Новые каналы продаж где присутствует молодежный сектор |
|
3 Использование TRIZ |
+ |
100 |
8 |
R&D |
|
Политические |
1 Увеличение налога на доход иностранных компаний. |
- |
70 |
9 |
Лоббирование интересов компании |
2 Установление максимального уровня цен |
- |
100 |
7 |
Лоббирование интересов компании |
|
3 Антимонопольные ограничения(2) |
- |
100 |
9 |
Лоббирование интересов компании |
С 2016 года Евразийская экономическая комиссия приняла решение убрать импортные пошлины на какао-продукты, что является несомненным плюсом для компании (при условии, что пошлины будут отменяться каждый последующий год)
- В этом факторе очень важны новые поправки в закон «о Торговле»
Например, позиционирование как главная движущая сила такого продукта как M&M’s напрямую зависит от продвижения в сетях. Новый закон регулирует это таким образом, что вознаграждение сети за приобретение товара и его продвижение не может превышать 5% от цены приобретенных товаров. То есть у нас намного меньше возможностей для стимулирования продаж непосредственно в сетях, а у мелких конкурентов больше.
- https://rns.online/interviews/Glava-Mars-v-Rossii-o-krizise-i-vihode-iz-nego---2017-01-30/
SWOT – анализ
SWOT - анализ |
|||||||||
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
||||||||
Слабые стороны |
Сильные стороны |
||||||||
Выше цены в сравнении с основными конкурентами |
Износ техники при высокой загрузке мощностей |
Негибкость производства (производства малого количества продукции) |
ИТОГО |
Установление взаимовыгодных отношений с поставщиками сырья |
Успешное Продвижение в трейде |
Стабильное качество при приемлемых ценах везде и всегда. |
ИТОГО |
ВСЕГО |
|
Возможности |
|||||||||
Ориентиры в развитии техники |
0 |
+3 |
+1 |
+4 |
0 |
0 |
+3 |
+3 |
+14 |
Стремление к здоровому образу жизни |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+3 |
+2 |
+5 |
+5 |
Возможность использования TRIZ |
0 |
+3 |
+2 |
+5 |
0 |
0 |
+2 |
+2 |
+7 |
Угрозы |
|||||||||
Повышение цен на какао |
-2 |
0 |
0 |
-2 |
+3 |
0 |
0 |
+3 |
+1 |
Падение уровня доходов населения |
-3 |
0 |
-1 |
-4 |
0 |
+2 |
+3 |
+5 |
+1 |
Повышение рождаемости за последние годы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
Итого |
-5 |
+6 |
+2 |
+5 |
+3 |
+6 |
+10 |
+20 |
Ключевые факторы успеха
- Маркетинговая политика
- Технологические инновации
- Сохранение корпоративной культуры внутри компании
- Кадровая политика (заинтересованность сотрудников в успехах компании)
- Рекламные кампании
- Стабильное качество при приемлемых ценах везде и всегда. (основанные на основных принципах компании)
- Оптимальное для конкретной географии множество форматов магазинов, рассчитанных на разные потребительские группы. Географическое расширение рынка с учетом местной специфики.
- Экспансия в регионы, агрессивное завоевание самых привлекательных рынков
- Отслеживание деятельности ближайших конкурентов
- Продвижение в трейде (мотивационные программы, направленные на отдел продаж, стимулирование точек в предоставлении продукции компании)
- Покрытие максимального количества точек сбыта продукции в условиях их сокращения
- Выход на новые каналы продаж
5 сил Портера
1. Угроза появления продуктов-заменителей
На рынке существует огромное количество субститутов, выпущенных также компанией Mars. Для бренда M&M’s это Maltesers. Тем не менее такая возможность иметь много видов продукции в одной товарной линии дает компании преимущество по удержанию потребителя в этой категории. Нельзя забывать о компаниях-конкурентах, основным из которых является Nestle и Kraft Foods, производящие аналоги M&M’s.
2. Угроза появления новых игроков
FMCG сегмент всегда был очень привлекателен для многих компаний. В данный момент высокая конкуренция, снижение покупательской способности и наличие безусловных лидеров данной отрасли, толкает «новых игроков» к огромным капиталовложениям при большой степени риска. Этот факт и отпугивает многих потенциальных конкурентов. Тем не менее на рынке наблюдается приверженность к определенной торговой марке, но стабильной ее называть нельзя. Цена не является решающим фактором при выборе бренда M&M’s, но в условиях кризиса при появлении продуктового аналога у конкурента по меньшей стоимости может оказаться сильной угрозой.
3. Рыночная власть поставщиков
Компания Mars для производства бренда M&M’s обладает несколькими поставщиками ( в т.ч. какао-бобов), связанными с ней односторонними долгосрочными договорами. В случае неудовлетворенности поставщиком или невыполнения условий договора контракт, может быть, расторгнут в одностороннем порядке. Альтернатив действующим поставщикам много. Рабочая сила и оборудование по производству собственное. Единственным «проблемным» ингредиентом для компании является какао, поставщики которого являются монополистами, и, следовательно, оказывают влияние на компанию.