Файл: Учет и контроль кассовых операций в бюджетных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе своей деятельности бюджетные учреждения вступают в экономические отношения с различными предприятиями, организациями и физическими лицами. Правильная организация расчетных операций обеспечивает стабильность оборота организации, укрепление ее договорной и расчетной дисциплины, улучшение финансового состояния. Большинство платежей между организациями осуществляется по безналичному расчету. Однако нет ни одной фирмы, организации или индивидуального предпринимателя, которые могли бы вести свою деятельность, не сталкиваясь с денежными операциями. Говоря о кассовых операциях, мы всегда имеем в виду действия, связанные с платежами, совершаемыми наличными платежами. Денежные расчеты - это расчеты, в которых денежные средства фактически участвуют, и которые могут быть осуществлены в единой форме-путем перечисления их во исполнение гражданского обязательства. Кассовые операции, как вид финансовых операций, представляют собой операции по приему и выдаче денежных средств из кассовых аппаратов организаций или банков.

Актуальность темы курсовой заключается в том, что деньги-это самый ограниченный ресурс, и успех бюджетного учреждения во многом определяется способностью руководителя рационально распределять и использовать его. Эффективное кассовое управление бюджетным учреждением может быть построено только после тщательного изучения системы кассового учета организации. Таким образом, изучение особенностей учета, анализа и контроля кассовых операций чрезвычайно важно для правильной организации денежного обращения, эффективного использования финансовых ресурсов и обеспечения бесперебойного движения денежных средств для удовлетворения насущных потребностей бюджетного учреждения.

Актуальность данной темы обусловлена также тем, что в последние годы произошли значительные изменения в бухгалтерском учете, связанные с продолжением его реформирования, созданием системы бухгалтерского учета, позволяющей генерировать полную информацию о секторе государственного управления, финансовой отчетности, отвечающей международным требованиям и т.д.

Денежные выплаты в бюджетных учреждениях должны быть объектом пристального внимания. В процессе денежных выплат исполняется бюджет, исполняются обязательства с работниками по оплате труда, возникают налоговые обязательства

Целью курсовой является изучение теоретических и практических аспектов учета, анализа и контроля денежных средств в кассе бюджетного учреждения. Таким образом, предметом исследования являются кассовые операции с наличными деньгами.


Объектом исследования является муниципальное учреждение МБ ДОУ «Красная шапочка».

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

  • анализ правового регулирования учета кассовых операций в бюджетных организациях;
  • изучение документации кассовых операций, а также изучение аналитического и синтетического учета кассовых операций в бюджетных учреждениях;
  • изучение бухгалтерского учета кассовых операций в соответствии с программой " 1С Бухгалтерия»;
  • изучение и анализ организации системы учета кассовых операций на примере МБ ДОУ «Красная шапочка»;
  • анализ состояния кассовых операций в МБ ДОУ «Красная шапочка»;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию системы учета кассовых операций.

Кроме того, нами были изучены и использованы правовые документы, регламентирующие учет кассовых операций в бюджетных учреждениях, а также актуальные материалы статей в периодических изданиях.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, определяют основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России принадлежит БК РФ.

БК РФ устанавливает права и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе. Правовой статус бюджетного учреждения определяется его учредительными документами (уставом или нормативными правовыми актами), которые определяют характер его деятельности и организационно-правовую форму, предмет и цель его деятельности, источники формирования имущества и другие характеристики.


Учреждение - это некоммерческая организация, созданная и финансируемая полностью или частично собственником (в лице государственных органов различного уровня) с целью выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение, в отличие от других общественных организаций, отвечает по своим обязательствам имеющимися в его распоряжении средствами, а если их недостаточно, то собственник отвечает по обязательствам учреждения в виде субсидий. Закон предусматривает право собственника изъять из учреждения излишнее, неиспользуемое или нецелевое имущество.[1]

Учреждения, находящиеся в собственности государства (на практике их называют бюджетными учреждениями), также являются некоммерческими и имеют свои фундаментальные отличия. Бухгалтерский учет в этих структурах обычно называют бюджетным учетом. Она формируется под влиянием нескольких определяющих факторов.

Бюджетное учреждение создается органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных некоммерческих функций. Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (школы, высшие и средние учебные заведения, учреждения здравоохранения, учреждения культуры и др.).

Основные правовые и организационные факторы, влияющие на систему бухгалтерского учета бюджетных учреждений:

  • нормативная система (План счетов);
  • учет по статьям бюджетной классификации;
  • расчетное планирование и финансирование;
  • Казначейская система исполнения бюджета.

Таким образом, бюджетное учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, а также за счет средств субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М.: Проспект, 2006.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Проспект, 2006.


5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

6. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".

7. Инструкция по бюджетному учету. Утверждено приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25Н.

8. Приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46 "О порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателями средств федерального бюджета".

9. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 года № 111н "об утверждении Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

10. Руководство по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждена приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.

11. Альбом новых унифицированных форм первичной бухгалтерской документации. Утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71А.

12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. № 123 "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".

Из перечисленных нормативных документов наиболее важными являются Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и инструкции по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.

Закон о бухгалтерском учете определяет сущность бухгалтерского учета, определяет его задачи, основные правила его ведения, оценку активов и пассивов, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее представления, а также предусматривает Основные понятия бухгалтерского учета и отчетности (по счетам, двойная запись и др.).

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.[2]

Инструкция по бюджетному учету устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не должны противоречить БК РФ. Кроме того, кодекс устанавливает приоритет международно-правовых норм при заключении международных договоров с Российской Федерацией.


В настоящее время существует четыре уровня правового регулирования отечественного бюджетного учета (Рис.1). 2.2).

Документы первого уровня-законодательные, регулирующие учет доходов, источников финансирования дефицита и расходов бюджета, операций, осуществляемых в ходе его исполнения. Отдельные аспекты бюджетного учета регулируются Гражданским, трудовым, семейным кодексами, законами Российской Федерации "Об образовании", "о культуре", "о медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также указами президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование бюджетного учета в Российской Федерации

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации являются основой действующих инструкций по бюджетному учету и инструкций по применению бюджетной классификации.

Нормативный уровень представлен документами, регламентирующими правила и принципы формирования учетной политики, учета деятельности бюджетных учреждений, активов, обязательств, доходов и расходов.[3]

Методический уровень состоит из специализированных документов отраслевого характера, которые утверждаются федеральными органами, министерствами и ведомствами. Как правило, они содержат инструкции, рекомендации и возможные варианты ведения бухгалтерского учета, связанные с отраслевой спецификой (методические рекомендации, письма, обзор практики разрешения споров Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и т. д.).

Документы четвертого уровня-организационные, включают приказы, распоряжения руководства учреждений, должностные инструкции, положения об оплате труда и др.

1.2 Порядок и организация ведения кассовых операций в бюджетных организациях

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и инструкциями по бюджетному учету, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года № 25Н.

Методологические принципы организации и ведения бюджетного учета являются общими для всех органов и учреждений, в которых он ведется.