Файл: Эмпирические исследования свойств внимания (Методика исследования).pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что внимание считается одним из основных психических процессов, оказывающих большое влияние на благополучность обучения младших школьников. Изучения российских научных работников показали значимость и роль внимания и отдельных его качеств на формирование общего интеллекта ребенка. Между тем вопрос о механизмах воздействия внимания на общую обучаемость подростков вплоть до этих времен остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего преподавания подростков.
Особую значимость обретает введение в педагогический процесс психологической поддержки тем ребятам, которые ощущают существенные проблемы в усвоении программ обучения из-за патологии внимания, либо отдельных его свойств.
В ходе обучения младших школьников диагностирование отдельных свойств внимания чаще всего остается за пределами зоны интереса специалистов. В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал согласно изучению внимания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, однако трудность особенностей раскрытия патологий отдельных свойств внимания и их корректировки никак не потеряла собственной актуальности.
Данную сферу изучали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и другие. Вместе с тем, обучение включает существенные возможности с целью развития свойств внимания меньших школьников, однако нуждается в детальном исследовании при применении комплекса адекватных методов.
Объект исследования – внимание младших школьников.
Предмет исследования - свойства внимания младших школьников.
Цель исследования - изучить свойства внимания младших школьников.
Задачи исследования:
- Провести анализ психологической литературы по теме исследования.
- Изучить психологические особенности внимания и отдельных его свойств, а также методов их изучения.
- Провести диагностическое исследование свойств внимания у младших школьников.
- Провести анализ полученных данных, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей младшего школьного возраста свойства внимания имеют разную степень развития. Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает высокого уровня развития других его свойств.
База исследования:
Ученики 2 класса средней школы г. Москвы в количестве 10 человек.
Методика исследования:
- Методика Пьерона – Рузера
- Методика «Корректурная проба»
- Методика «Таблицы Шульте»
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
1.1. Понятие внимания
Внимание — это нацеленность и концентрированность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или работы. Под нацеленностью сознания предполагается выбор объекта, а концентрированность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает эффективную ориентировку субъекта в окружающем мире и гарантирует наиболее полное и четкое отображение его в психике человека. Согласно суждению Л.С. Выготского, результат учебного процесса на занятии в большей степени зависит от того, в какой степени учителю получается овладеть вниманием обучающихся. В случае если внимание ориентировано на учебный материал, в таком случае последний наиболее успешно понимается, усваивается; помимо этого, чуткая работа детей на уроке гарантирует и дисциплину в классе. При внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все прочее принимается в данный период слабо, неотчетливо.
Представим такое положение. Учащийся читает книгу, его внимание сосредоточено на её содержании. Однако он слышит и раздающиеся в комнате звуки радио. Отдельные слова доходят до его сознания. Вот по радио начали транслировать репортаж о футбольном матче, и внимание мальчика целиком переключилось на передачу, а взгляд автоматически продолжает скользить по строчкам книги. Таким образом учащийся «прочитал» несколько страниц, но до его сознания не дошел смысл напечатанного там.
Внимание как правило выражено в мимике, а также в позе, движениях. Бдительного слушателя легко отличить от невнимательного. Однако в некоторых случаях учащийся делает вид, что слушает учителя, на самом деле его мысли далеки от того, что происходит в классе.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не способен выражаться за пределами других процессов. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем (т. е. улавливаем), думаем (т. е. мыслим) или что-то делаем.
В связи с тем, что человек в период бодрствования захвачен какой-либо работой (что-то делает или о чем-то думает), в таком случае и внимание его всегда бывает на чем-то сосредоточено. В случае если учащийся небрежен к содержанию урока, это значит, что его внимание направлено на что-то другое.
Таким образом, вниманием называют нацеленность и концентрированность сознания на конкретных объектах или конкретной работы при отвлечении от каких-либо других посторонних стимулов.
1.2. Свойства внимания
Свойства внимания — нацеленность, объем, распределение, концентрированность, интенсивность, стабильность и переключаемость — связаны со структурой деятельности человека. На начальном этапе работы, при осуществлении общей ориентации, когда объекты данной ситуации ещё равнозначимы, главной характерной чертой внимания считается масштаб, равномерно распределенная нацеленность сознания на несколько объектов. В данный период деятельности ещё отсутствует устойчивость внимания. Однако данное качество обретает значительное роль, когда из существующих объектов обнаруживаются наиболее значимые для данной работы. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значимости работы психические процессы становятся наиболее интенсивными. Продолжительность действия вызывает потребность устойчивости психических процессов.
Объемом внимания называется число объектов, которое человек способен одновременно понимать с равной степенью ясности.
Объем внимания несколько меньше объема осознавания, поскольку наравне с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в любой период происходит и неотчетливое осмысливание многих других объектов.
Распределение внимания — нацеленность сознания на осуществление нескольких синхронных действий. Распределение внимания зависит от опыта, способностей и умений. Получая в ходе упражнения надлежащие устойчивые навыки, человек начинает осуществлять те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми зонами мозга, которые не находятся в состоянии оптимальной возбужденности. Это и дает возможность осуществлять несколько действий одновременно, в то время как каждое новое действие требует абсолютной концентрации сознания.
К свойствам внимания относится и переключение внимания.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.
Переключение внимания - темп свободной смены объектов психических процессов. Данное свойство внимания в существенной мере находится в зависимости от личных отличительных черт высшей нервной деятельности человека —уравновешенности и активности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей наиболее подвижно, иных —менее подвижно. Данная индивидуальная отличительная черта внимания обязана учитываться при профессиональном отборе. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.
Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Концентрация внимания - уровень сосредоточенности сознания на одном объекте, насыщенность ориентированности сознания на этот объект.
Концентрация внимания гарантирует углубленное исследование познаваемых предметов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Распределение внимания проявляется в мастерстве в одно и то же время осуществлять несколько действий или осуществлять наблюдение за некоторыми процессами, объектами.
С точки зрения физиологии, распределение внимания разъясняется тем, что при присутствии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных её зонах существует лишь частичное замедление, в следствии чего данные зоны в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания на протяжение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью подразумевается общая нацеленность внимания в процессе деятельности.
Воздействует на устойчивость внимания и интенсивная работа с объектом внимания. Ж. Пиаже полагает, что внимание к предмету порождает природную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредотачивает внимание на объекте.
Отвлекаемость внимания связана с непроизвольными колебаниями внимания, которые представляют собой периодическое снижение интереса к определенному предмету или деятельности.
Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучению внимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных с психологией.
1.3. Методы исследования свойств внимания
При исследовании внимания необходимо принимать во внимание, то что свойства внимания у одного и этого же человека зависят от многих условий: вероятны колебания внимания в связи с утомлениями и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному типу работы, его психологического состояния. Большая часть созданных проверок на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.
Объем внимания. Все без исключения способы исследования объема внимания возможно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает, предъявление материала в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым. Индивидуальные оценки результатов сравниваются со среднегрупповыми.
Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости. Чаще всего используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте. Комплект состоит из 5 черно-белых таблиц (размер 60х60 см), где в случайном порядке размешены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и показывает числа указкой в порядке их возрастания. Основным показателем объема внимания является время выполнения теста.
Внимание концентрируется достаточно, если испытуемый затрачивает на прочтение таблицы не более 40-50 секунд. Внимание устойчивое, если нет значительных временных отличий в прочтении всех таблиц. При неустойчивости внимания отмечаются значительные колебания результатов по отдельным таблицам, но без тенденции к увеличению времени, затрачиваемого на каждую следующую таблицу. Если происходит увеличение времени чтения каждой следующей таблицы, то это свидетельствует об истощаемости внимания, снижении работоспособности.
Переключаемость внимания. Для оценки, переключения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф.Д. Горбовым. В его таблице имеются черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Требуется отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем. Фиксируется время поиска каждых 10 цифр и ошибок (замена порядка, замена цифры, замена цвета).