Файл: Эмпирические исследования свойств внимания (Методика исследования).pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
Концентрация и устойчивость внимания. Для изучения концентрации и устойчивости внимания наиболее часто используется корректурная проба. Тест предложен Б. Бурдоном. Обследование проводится с помощью специальных, бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (2000 знаков по 5Ч букв в строке). Испытуемый просматривает ряд за рядом и вычеркивает или подчеркивает определенные буквы. Например, в четных строках подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И», а в нечетных букву «К» вычеркивать, а букву «И» подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не отмеченных) букв, а также по времени выполнения, заданного количества строк. Результаты исследования легко выразить количественно.
Уровень концентрации (сосредоточенности) внимания может быть выражен с помощью индекса точности (К): К = S2/n, где S число строк таблицы, проработанных испытуемым; n – количество ошибок (пропусков и ошибочных отметок знаков).
Показатель устойчивости внимания выражается индексом темпа выполнения задания (А): А = S/t, где S - количество знаков в проработанной части таблицы; t - время выполнения.
Данный вариант теста позволяет вычислить и индекс переключаемости внимания (C): C = S0\S r 100, где S0 - количество ошибочно обработанных строк, S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
Методика «Корректурная проба» имеет много вариантов исполнения (буквенные, цифровые и знаковые варианты), обработки результатов и построения нормативов в зависимости от конкретных задач исследования.
Избирательность внимания - чаще всего используется методика немецкого психолога Хуго Мюнстерберга (1863-1916). Это буквенный текст, где нужно как можно быстрее (норматив - две минуты) подчеркнуть скрытые в нем слова (25 слов). Регистрируются также и ошибки - пропущенные и неправильно выделенные слова.
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методика исследования
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Нам необходимо подтвердить это предположение на эмпирическом уровне. Исследование проводилось в одной из московских школ. В качестве испытуемых выступила ученики 2 класса в количестве 10 человек, среди них 6 девочек и 4 мальчиков. Возраст испытуемых – 7-8 лет. Класс дружный, дети общительные. Дети приняли активное участие в проведении эксперимента, старались. Для исследования уровня развития внимания младших школьников, были использованы следующие методики:
- определение продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера),
- корректурная проба Бурдона,
- методика «Таблицы Шульте» для определения объема внимания.
1.Методика Пьерона-Рузера
Цель: Определение уровня распределения, переключения и устойчивости внимания.
Материал: бланк с рисунками фигур, карандаш (ручка).
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Процедура исследования: испытуемому предлагается бланк, на котором нарисованы различные фигуры. В верхней части бланка – образец: в каждой из представленных фигур (по одной каждого вида) нарисован значок: черточка, знак =, кружок, вертикальные черточки и знак =. Испытуемому предлагается расставить значки, помещенные в фигурах-образцах в соответствующие образцу фигуры. Задание выполняется на время.
Обработка результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Высокий уровень – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
2.Тест «Корректурная проба» Бурдона
Цель: определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости.
Оборудование: Таблица с тест-объектами, геометрические фигуры (знаки), секундомер, карандаш или ручка.
Описание методики: Задание дается вначале дня. Экспериментатор отмечает на листе количество просмотренных знаков. Фиксирует время выполнения задания – 4 минуты.
Инструкция: Вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки, а двумя чертами квадратики в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее, пока не выполнишь задание на всем листе.
3.Методика «Таблицы Шульте»
Цель: исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Оборудование: секундомер, 4 таблицы, с цифрами от 1 до 25, расположенными в хаотичном порядке.
Описание методики: Ребенку предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.
Инструкция: Покажи указкой и назови все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
Обработка результатов: Нормой для данного возраста является – 30 – 50 секунд, затраченных на каждую таблицу. Средняя норма – 40-42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
2.2. Результаты исследования
Результаты оценки концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона–Рузера:
№ |
Имя |
Время |
Кол. ошибок |
Уровень |
1 |
Катя |
1,51 |
4 |
низкий |
2 |
Саша |
1,30 |
1 |
средний |
3 |
Леша |
1,45 |
2 |
средний |
4 |
Егор |
2,01 |
5 |
очень низкий |
5 |
Андрей |
1,50 |
5 |
низкий |
6 |
Оля |
1,52 |
5 |
низкий |
7 |
Вика |
1,10 |
0 |
высокий |
8 |
Аня |
2,05 |
6 |
очень низкий |
9 |
Надя |
1,42 |
2 |
средний |
10 |
Максим |
1,46 |
2 |
средний |
Согласно возрастным нормам после 7 лет доступно безошибочное выполнение задания.
Показатели концентрации внимания у учеников второго класса по методике «Корректурная проба»
№ |
Имя |
Объем |
Кол. ошибок |
Показатель нормы |
1 |
Катя |
512 |
5 |
норма |
2 |
Саша |
541 |
7 |
норма |
3 |
Леша |
562 |
6 |
норма |
4 |
Егор |
403 |
8 |
ниже нормы |
5 |
Андрей |
383 |
13 |
ниже нормы |
6 |
Оля |
456 |
8 |
ниже нормы |
7 |
Вика |
478 |
9 |
ниже нормы |
8 |
Аня |
508 |
7 |
норма |
9 |
Надя |
422 |
9 |
ниже нормы |
10 |
Максим |
398 |
10 |
ниже нормы |
Согласно возрастным нормам после 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3 минут, безошибочно.
В целом, уровень внимания в классе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе.
Показатели объема внимания у младших школьников по методике «Таблицы Шульте»
№ |
Имя |
Время по таблице № |
Ср. знач. |
Показатель нормы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1 |
Катя |
45 |
44 |
46 |
31 |
41,5 |
норма |
2 |
Саша |
46 |
45 |
43 |
46 |
45 |
норма |
3 |
Леша |
51 |
45 |
42 |
32 |
42,5 |
норма |
4 |
Егор |
39 |
45 |
43 |
41 |
42 |
норма |
5 |
Андрей |
59 |
63 |
65 |
62 |
62,25 |
ниже нормы |
6 |
Оля |
56 |
49 |
54 |
48 |
51,75 |
ниже нормы |
7 |
Вика |
46 |
41 |
42 |
41 |
42,5 |
норма |
8 |
Аня |
72 |
68 |
66 |
63 |
67,25 |
ниже нормы |
9 |
Надя |
67 |
59 |
54 |
62 |
60,5 |
ниже нормы |
10 |
Максим |
45 |
39 |
39 |
42 |
41,25 |
норма |
Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.
Уровень развития внимания у младших школьников по результатам трех методик
№ |
Имя |
Уровень развития внимания |
||
Устойчивость |
Концентрация |
Объем |
||
1 |
Катя |
1,51-низкий |
512-норма |
41,5-норма |
2 |
Саша |
1,30-средний |
541-норма |
45-норма |
3 |
Леша |
1,45-средний |
562-норма |
42,5-норма |
4 |
Егор |
2,01-очень низкий |
403-нижен нормы |
42-норма |
5 |
Андрей |
1,50-низкий |
383-ниже нормы |
62,25-ниже нормы |
6 |
Оля |
1,52-низкий |
456-ниже нормы |
51,75-ниже нормы |
7 |
Вика |
1,10-высокий |
478-ниже нормы |
42,5-норма |
8 |
Аня |
2,05-очень низкий |
508-норма |
67,25-ниже нормы |
9 |
Надя |
1,42-средний |
422-ниже нормы |
60,5-ниже нормы |
10 |
Максим |
1,46-средний |
398-ниже нормы |
41,25-норма |
2.3. Обсуждение результатов
Целью данного исследования было изучение свойств внимания у младших школьников.
Одним из изучаемых нами свойств внимания являлась устойчивость. По данным исследования почти у половины детей (40%) средний уровень данного показателя и почти у половины (46,6%) учеников низкий уровень данного показателя. Это значит, что почти все дети, принявшие участие в нашем исследовании, способны короткое время удерживать внимание на предложенном задании, доделывать задание до конца, не нарушая инструкции. Таким детям довольно трудно учиться. Они постоянно переспрашивают учителя, что нужно делать, допускают большое ошибки в задании. При выполнении задания методики Пьерона – Рузера они, начав правильно «кодировать фигуры», уже после первой или второй строки начинают путать знаки, даже несмотря на то, что перед ними находится образец, с которым они могут сверяться.
Следующим изучаемым свойством внимания младших школьников явилась концентрация, то есть свойство, выражающее степень сосредоточенности внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей. Поглощенность объектами сосредоточения делает человека высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей.
Среди младших школьников, участвующих в нашем исследовании, 40% имеют средний уровень концентрации внимания. То есть, начав выполнять задание, они не отвлекаются на посторонние раздражители (посмотреть в окно, на соседа, залезть в свой портфель за чем-нибудь и тому подобное). Они способны выполнить задание от начала до конца, проверив при этом результат. Такая способность к концентрации помогает им успешно учиться.
В то же время 60% младших школьников имеют низкий уровень концентрации внимания. То есть, при выполнении задания они могут отвлечься на сильный раздражитель, но не делают этого постоянно. Педагогу не приходится постоянно возвращать их к выполняемому заданию, они достаточно сосредоточены на нем, но иногда все же отвлекаются. Однако при этом не утрачивая инструкции, то есть возвращаясь к выполнению задания, они с точность выполняют инструкцию.
Следующим изучаемым свойством внимания у младших школьников был объем внимания, то есть количество одновременно отражаемых в сознании объектов. Для данного исследования нами были выбраны таблицы Шульте, которые позволяют выявить не только работоспособность испытуемого, но и уровень развития некоторых свойств внимания, в том числе и объем.