Файл: Культура как способ освоения социальных знаков гилядова элина.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Культура как “способ освоения социальных знаков”
ГИЛЯДОВА ЭЛИНА
Лев Семёнович Выготский
Советский психолог. Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего и новой психологической теории сознания.Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)
- Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
- Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.
Классификация психических функций
- Низшие (элементарные) психические функции (НПФ) – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
- Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово.
Знак
Интериоризация – это переход знака в свойство поведения. Человек осваивает способ, присваивает опыт и усваивает умения.
Знаки несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет человек.
Знаки – речь, жесты, ноты, живопись и т.д.
Благодаря интериоризации знаков происходит становление высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь.
Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты)
ВЫВОД
Каков основной источник формирования и развития высших психических функций?
Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть.
Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:
- овладение способами использования предметов человеческой культуры.
- овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.
- овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.
- овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6– М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
- Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения. - М.-Л.: Государственное издательство, 1998.- 224 с.
- Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005. - 671 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.