Файл: Возможности и ограничения их использования в организации.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, то решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы. Помимо того что приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она способна вступить в конфликт с его принадлежностью к руководящему аппарату организации. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя — примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного организационного подразделения.
Руководителю требуются официальные полномочия для управления людьми, и власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей. Она может принимать различные формы.
Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяют и его управленческий стиль.
Выделяют несколько его видов:
- Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.
- Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз такого руководителя. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
- Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданностей и поддается прогнозу.
- Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известной меры, после чего дело подменяется его обсуждением.
- Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».
- Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.
Взаимоотношения с подчиненными, психологический климат и результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Еще раз обратимся к их характеристике.
Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления. Для него характерно единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря непрестанному контролю этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции), но обнаруживается больше недостатков, чем достоинств. Среди таковых:
- высокая вероятность ошибочных решений;
- подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
- неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
- неблагоприятный психологический климат (существование «подхалимов», «козлов отпущения», интриг) обусловливает повышенную стрессовую нагрузку; вреден для психического и физического здоровья.
Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Демократический (коллективный). Управленческие решения принимаются после обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация такого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический (попустительский, нейтральный). С одной стороны, характеризуется «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены ею, руководителем. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула трудиться добросовестно, работа складывается из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
Ситуативный стиль управления предполагает гибкое реагирование на уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд)
2.3. Понятие и виды психологических воздействий
Когда один человек влияет на другого, чтобы изменить основную линию его поведения, установки, отношения или другие личностные характеристики в нужном для конкретной ситуации направлении, он, осознанно или неосознанно, использует в качестве средств влияния психологические воздействия.
В самом широком смысле психологическое воздействие определяют как целенаправленный перенос движения (в широком смысле — как изменения) и информации от одного участника взаимодействия к другому[1].
При этом сознательное, целенаправленное и нецеленаправленное воздействие — неотъемлемое свойство и следствие любого взаимодействия[2]. В процессе психологического воздействия за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей происходит изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения[3].
Наиболее точно определить психологические воздействия можно как способы организации словесной и эмоциональной информации для достижения определенных изменений в сознании и поведении участников коммуникативного взаимодействия.
В результате психологического воздействия могут повышаться или снижаться способности личности, ее познавательная и трудовая активность, формироваться положительные или отрицательные качества личности и т.д.
В целом типологию психологических воздействий можно представить следующим образом
Типология психологических воздействий
Классификационный критерии |
Воздействие |
Этические ограничения |
Законное. Незаконное |
Уровень |
Непосредственное. Опосредованное |
Преобладающий коммуникативный канал |
Речевое. Неречевое. Комбинированное |
Степень осознанности |
Сознательное. Неосознаваемое |
Направленность |
На источники активности (потребности, интересы, склонности, идеалы). На "субъективные модели действительности" — когнитивные структуры, обеспечивающие активность (принятые сведения, усвоенные знания, представления о мире, людях, себе). На психические состояния, оптимальные или неблагоприятные для осуществления активности |
(фоновые, функциональные, эмоциональные и т.н.). На диспозиции, регулирующие и направляющие активность (смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, мировоззрения, убеждения и верования) |
|
Цели |
Императивное (директивная форма воздействия с целью достижения контроля над поведением адресата. Конечная цель — принуждение адресата — не завуалирована). Манипулятивное (воздействие с целью контроля над поведением адресата и достижения скрытых намерений инициатора). Личностное (равноправное, имеющее целью взаимоизменения в сознании и поведении участников для достижения общих целей) |
Форма |
Открытое. Скрытое |
Психологические методы |
Убеждение. Внушение. Заражение. Подражание |
Тактики |
Похвала. Критика. Просьба. Угроза. Приказ. Подкуй. Обмен и т.н. |
Тип |
Авторитарное. Диалогическое |
Роль в формировании и закреплении социально одобряемого поведения |
Положительная. Отрицательная |
Классификационный критерий |
Воздействие |
Приемы, формирующие и закрепляющие социально одобряемое поведение |
Созидающие. Тормозящие |
Результаты по широте охвата |
Парциальные (изменения какого-либо одного состояния, качества, отношения). Общие (изменения в целом сознания или поведения) |
Результаты по стойкости изменений |
Временные. Постоянные |
Достигаемый эффект |
Необходимое (решаются основные задачи коммуникативного взаимодействия). Желательное (способствует более успешному решению основных задач коммуникативного взаимодействия). Нейтральное. Нежелательное (затрудняет достижение задач коммуникативного взаимодействия) |
2.4. Какие психологические трюки позволяют быть лидером
1. Принимать все, как должное
По мнению писателя Кристиана Бониллы, чаще всего лидеров отличает спокойствие — они не удивляются и не волнуются из-за хороших или плохих новостей. «Все, что происходит в бизнесе — это логичное следствие принятых ранее решений. Чтобы выглядеть увереннее в любой ситуации, достаточно использовать в разных вариациях фразу "чего и следовало ожидать"».
Эта фраза, поясняет Бонилла, помогает другим людям увидеть проблему в более широком контексте, и они беспокоятся гораздо меньше, когда могут отследить цепочку событий, которая привела к этой ситуации: «Ваша задача — быть самым спокойным и трезвомыслящим человеком в комнате. Правда, для этого действительно нужно помнить о всех предыдущих шагах компании».
Фраза «Как и следовало ожидать, некоторые наши клиенты по-прежнему не могут принять новую модель ценообразования, которую мы приняли в прошлом году» звучит явно лучше и более профессионально, чем фраза «Кошмар, клиенты просто в бешенстве».
— Кристиан Бонилла
2. Знать, когда нужно вовремя замолчать
Когда человек получает доступ к информации или узнает новости, ему хочется поделиться ими с сотрудниками или начальством, предупреждает. Однако он не советует делать этого сразу, а предлагает взять паузу и подумать о последствиях.
«Представьте, что вы доктор, и согласно предварительным анализам, которые вы получили сегодня, у вашего пациента ранняя стадия рака, — пишет он. — Стоит ли вам говорить ему об этом диагнозе? А если завтра придут более точные результаты анализов и заболевание не подтвердится? В этом случае вы до смерти напугаете человека».
Руководитель получает больше лидерских «очков», когда он выглядит уверенно в критической ситуации, то есть знает ответы на все вопросы: «Если в компании что-то случилось, не стоит докладывать об этом вышестоящему руководству до тех пор, пока вы сами не разберетесь в происходящем и не сможете предложить решение проблемы. У начальства будет очень много вопросов, поэтому будьте уверены, что у вас готовы на них ответы».
По мнению писателя, если проблема попадает под эти условия, то о ней пока не стоит докладывать выше:
- Ситуация не требует немедленных мер (закон не нарушен, все живы, деньги не иссякли).
- Вы ждете дополнительную информацию, которая прояснит картину.
- Вы контролируете информационный поток и уверены, что клиенты не узнают о происшествии из других источников.
- Возможно, через некоторое время вы сами справитесь с проблемой.
- Вам кажется, что эта проблема может быть связана с другими, которые еще пока не всплыли на поверхность.
3. Умение выдержать паузу
По словам старшего разработчика в Microsoft Рохита Капура, если человек, перед тем, как ответить на вопрос, сделает паузу, то будет выглядеть более уверенным собеседником и хорошим слушателем: «Зачастую многие из нас перебивают оппонента и даже не дают ему закончить вопрос. Но посмотрите, как ведут себя политики и профессиональные ораторы: они сперва внимательно слушают, затем секунду-другую собираются с мыслями, и только потом отвечают».
Главное оставаться спокойным и уверенным, а также следить за языком тела, чтобы оппонент не увидел в молчании угрозу или пренебрежение.
— Рохит Капур
4. Интерес
Когда человек интересуется происходящими вокруг событиями, жизнью других людей, новинками, то он выглядит более уверенным и компетентным собеседником и может производить благоприятное впечатление на людей, пишет Капур.
«Если в определенной ситуации оказывается, что вы осведомлены лучше других, то это автоматически ставит вас в позицию лидера. Но к сожалению, это скорее не психологический прием, а жизненный принцип».
— Рохит Капур
5. Поза лидера
Лиам Хэйс предположил, что люди подсознательно считают лидерами тех, кто занимает больше пространства вокруг себя: «Например, человек может упереть руки в бока, или нависнуть над столом, вместо того, чтобы "сжиматься" на стуле».
Когда я чувствую себя неуверенно накануне презентаций или общения с важными людьми, я «обманываю» свой мозг — принимаю одну из властных поз на две минуты и перенимаю этот образ.
— Лиам Хэйс
6. Прерывание паттерна
Блогер Алекс Момбо поделился советом, как сделать собеседников более восприимчивыми и внушаемыми: «Когда люди сталкиваются с неожиданным событием, их мозг не знает, как реагировать, и на несколько секунд впадает в шок. Это состояние называется прерыванием паттерна».
В качестве примера он приводит ситуацию, когда люди слышат громкий звук и бессознательно обращают внимание на его источник: «Точно так же перед тем, как произнести что-то действительно важное, вы могли бы щелкнуть пальцами — это слегка собьет собеседников с толку и сделает их более восприимчивыми к тому, что вы собираетесь сказать».
7. Глубокий голос
Во время публичных выступлений руководитель компании Beken Пенгфей Жень советует разговаривать более глубоким голосом: «Когда человек артикулирует звук при помощи связок, голос получается высоким. Он отвлекает слушателей от содержания вашего выступления. Но если задействовать грудную клетку, то он становится глубже. Такой голос успокаивает аудиторию и помогает оратору лучше воздействовать на нее».