Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1036
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По сравнению с прессой, которой в будущем грозит полное исчезновение за пределами Сети, дела с телевидением обстоят несколько лучше. Но все же средний зритель стал смотреть телевизор за последние десять лет меньше на 20 процентов! Чтобы этот процесс не усугублялся, телевизионным компаниям приходится меняться. Точнее не им, а источникам передачи информации. Телевизор станет веб-браузером и позволит работать с такими инструментами, как чат и электронная почта. В Интернет, в отличие от телевидения, время передачи информации не ограничено. Информация на веб-страничках может отличаться еще одним ценным качеством, которое не в состоянии позволить себе ни телевидение, ни даже подчас газеты: глубиной раскрытия темы.
Прогресс в этой информационно-коммуникационной среде является катализатором возникновения СМИ нового типа — Интернет-СМИ. Новый элемент, появившийся в рамках системы СМИ, стал в ней важным звеном. Благодаря присутствию в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде онлайновые СМИ получили мощный импульс к развитию в количественном и качественном отношении и с течением времени начинают играть все более заметную роль в информационных процессах, протекающих в обществе. Являясь следствием совершенствования технологий информационного обмена, новые Интернет-СМИ сами превращаются в «проводников» новых знаний и выступают в качестве «испытательного полигона» для наиболее передовых технологий, все более широко внедряемых в различные сферы деятельности человека. Уже сейчас миллионы людей обращаются к сетевым изданиям в качестве первоисточника информации. А некоторые Интернет - газеты по популярности могут конкурировать и с федеральными каналами. Интернет - аудитория сетевых изданий растет очень быстро и в тоже время увеличивается конкуренция между изданиями, которая влияет на их качество.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, уровень доверия к сетевой информации порой больше, чем к официальным источникам, например органам госвласти, а также бумажным газетам и ТВ. Ниша Интернет-СМИ уникальна и специфична, ее высоко оценивают издатели традиционных СМИ, не случайно большинство газет и журналов имеют сайты с Интернет-версиями. По оценкам различных специалистов, будущее Интернет-СМИ в России одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
2 Интернет в современном обществе
Информатизация общества – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей людей на основе использования информационных ресурсов и технологий. Деятельность человека, которая связана с процессами получения, преобразования, накопления, передачи и использования информации, называют информационной деятельностью.
Информационное общество - это новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующейся в первую очередь высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами - микропроцессорными технологиями и сетью Интернет. Формирование Интернет-аудитории и образование Интернет-сообществ являются важнейшим результатом развития и распространения сети Интернет. Среда сети Интернет имеет многокомпонентную структуру, выступающую фактором формирования информационной модели общественного устройства., социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет. Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
На сегодняшний день Интернет — это начало эпохи электронной коммерции. Одной из основных составляющих этого процесса является торговля, и торговля не только информационными продуктами, как самыми близкими к характеристикам среды интернета, но и традиционными товарами., Всего за несколько лет электронный рынок интернета сумел занять прочное место в коммерческой деятельности многих компаний. Интернет сегодня становится все более значимым фактором общемировой экономики. Все чаще появляются мнения о возможности рынка интернета влиять на мировую экономику, и все большее число фирм рассматривают интернет как неотъемлемый элемент ведения коммерческой деятельности.
2.1 Роль Интернета в жизни современного человека
Роль Интернета в жизни человека становится всё более значимой, часть жизни проходит в виртуальном пространстве — соцсети, мессенджеры, сайты, игры. Жизнь постоянно развивается, новые технологии и достижения значительно упрощают общение и дают больше возможностей для получения информации.
Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует интернет и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.
Роль интернета постоянно растёт, преимуществ довольно много, мир стал другим, сейчас невозможно представить жизнь современного человека без интернета (поиск рецептов, схем для вязания, данных по медикаментам и т.д.), есть информация буквально обо всём. Значение интернета в жизни человека зависит от определённой личности, умения распределять временные ресурсы, делать нужные акценты.
Основные причины потребности молодёжи в Интернете:
-
Свобода выбора, свобода общения, свобода самовыражения. -
Доступ к новой и актуальной информации (свежие новости). Получение информации в процессе обучения в вузе, большая часть знаний черпается из виртуальных хранилищ, стандартные библиотеки посещаются всё реже. -
Чувство глобализации, человек воспринимает себя частью всемирной сети, а не конкретного города, страны. -
Удобство и оперативность в покупках и обмене данными, пересылка фото, файлов.
Интернет недаром назвали всемирной паутиной. Он проник во все сферы жизни человека и многие люди уже не представляют свою жизнь без виртуальной сети. Действительно, виртуальная сеть даёт невероятные возможности каждому человеку, главное — научиться ими пользоваться, открыть для себя необходимые способы и ресурсы.
2.2 Влияние интернета на человека
Виртуальный и реальный миры в жизни человека сейчас поляризуются, бывает и дисбаланс, наблюдается уход от реальности, когда человек большую часть времени пребывает в сетях интернета. Кто-то же научился находить баланс и использовать интернет для достижения целей, рекламы, продвижения бизнеса или общения с друзьями, поиска новых знакомых, а для кого-то он становится заменой реальной жизни, а не средством для реализации жизненных планов.
Огромное количество социальных сетей позволяет общаться людям не только из разных городов, но даже из разных стран. Пожалуй, самая яркая черта социальной сети – возможность создавать в ней свой виртуальный образ, который легко корректируется. И начнем с того, что Социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, континент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Виртуальная коммуникация понимается нами как коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера, при котором создается особая модель реальности, характеризующаяся эффектом присутствия человека в ней и позволяющая действовать с воображаемыми и реальными объектами.
Для профессиональных коммуникаций Интернет является «лишь инструментом». В ней существует свой специфический язык взаимодействия (наличие «смайликов», аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.); специфические нормы взаимодействия; избирательная трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы); социальная иерархия, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации.
Коммуникация через Интернет, как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи коммуникативных средств (вербальных и невербальных), на первый взгляд, удовлетворяет потребность в сообществе, в групповой принадлежности, решает проблему одиночества, идентификации и самореализации, увеличения количества социальных контактов. Действительно, с возникновением Интернета появились условия для возникновения самодеятельных объединений («слабых взаимодействий»), в которых происходит взаимодействие спонтанно развивающихся индивидуальностей, развитие человеческой индивидуальности каждого индивида. Сетевое сообщество обеспечивает каждому участнику суверенность, свободу, социальное пространство и время для идентификации своего «Я», способности производить индивидуальные смыслы, для самоактуализации и развития своей субъективности. За счёт согласованного взаимодействия множества участников происходит самоструктурирование, самодетерминация сетевого сообщества. Важно отметить, что структура сетевого сообщества упорядочивается и усложняется под воздействием внутренних факторов, без внешнего управления. Количество доступных систем, поддерживающих сетевое сотрудничество и совместное творчество, многократно увеличивается.
Результатом взаимодействия личности с интернет-сообществами является появление как информированного и наделённого ответственностью индивида («постоянного собственного диспетчера»), так и дезадаптированной личности. Анализ воздействия интернет-сообщества на индивидуальное поведение участников выявил ряд проблем, связанных со специфическими девиациями. 8Такие свойства информации Интернета, как избыточность и фрагментарность, определяют деформацию развития личности, её дезориентацию и, в конечном счете, десоциализацию. Обилие информации приводит к «фундаментальной потере ориентации», что оборачивается утратой способности к коммуникации с реальными людьми, приводит к утрате самоидентичности. Индивид оказывается «разорванным» между жизнью в реальных координатах «здесь и сейчас» и жизнью внутри особого коммуникативного пространства, где время – «сейчас» господствует над пространством – «здесь».
Состояние множественности смыслов, значений, ценностей, принадлежащих разным индивидам, группам, культурам, ввергает человека в хаос, приводит к тому, что он начинает утрачивать прочные основания своей жизни и испытывать трудности с определением собственной самотождественности. Многообразие состояний личности, испытываемых под воздействием Интернета и интернет-сообществ, подтверждает представление о самой личности, «Я» человека, как динамической и самоорганизующейся структуре и процессе.
Социально-философский подход к исследованию интернет-сообществ и их влиянию на процесс социализации личности реализует П. А. Константинов. Социализация пользователей интернет-сообществ рассматривается им как «процесс вхождения пользователя в социокультурную среду интернет-сообщества через усвоение социальных ценностей и норм, а также технологий коммуникации и элементов информационной культуры», результатом которой является формирование коллективной идентичности. Социально-психологические аспекты общения личности в Интернет-сообществах являются предметом исследования.
Виртуальное общение, общение «в сетях» представляет собой угрозу личностному развитию молодых пользователей Интернета. Межличностные коммуникации в Интернете приводят личность к утрате её идентичности. Идентичность означает соотнесённость чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве. Идентичность в значении «тождественный», «одинаковый» предполагает осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и его состояний. Следует отметить, что в виртуальных сообществах людей как таковых нет, они представлены виртуальными образами, которые созданы реальными людьми. Анонимность, невидимость участников в сетевых коммуникациях позволяет каждому создавать свой собственный виртуальный образ. Стремление к анонимности может выражать неудовлетворённость реальной идентичностью, теми сторонами, которые в виртуальной коммуникации отсутствуют (пол, возраст, социальный статус, этническая принадлежность, внешняя привлекательность). Возможность «убежать из собственного тела» рассматривается некоторыми авторами как один из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. Потребность в полной анонимности в сетевой коммуникации связана, как правило, с неудовлетворённостью реальной социальной идентичностью и желанием избавиться от неё. Растворение в пространстве виртуальной реальности разрушает психику человека, потерявшего способность отличать мир реальный от иллюзорного. Формами проявления утраты идентичности являются уход от объективной реальности в субъективную, от реальной сферы жизнедеятельности и общения – в виртуальную, иллюзия самореализации в виртуальной реальности. Человеческое общество, отвечая на вызовы сетевого сообщества, стремится сообразовывать свои действия с общим порядком, поэтому поведение участников интернет-сообществ регулируется с помощью социальных норм – законов, нормативных актов, правил, установленных самими участниками интернет-сообщества («сетевой этикет»).