Файл: Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива (Понятие, виды и функции трудового коллектива).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сплоченность работников коллектива. Сплоченность зависит от множества причин. Трудно, а порой и невозможно сплотить коллектив за короткое время. В каждом отдельном случае этот период различен. Быстрее данный процесс протекает там, где руководитель коллектива энергичный, целеустремленный, знает, как повлиять на людей, чтобы они сплотились. Еще лучше, если менеджер стал лидером коллектива, за ним идут, ему верят, подражают, объединяются вокруг него и его идей.

Психологическая совместимость работников в трудовом коллективе. Для достижения психологической совместимости людей в коллективе необходимы, по меньшей мере, два условия:

  • совместимость характеров, типов темпераментов;
  • высокий профессиональный уровень всех работающих в коллективе

Учет таких условий важен, но недостаточен. Чтобы обеспечить такую совместимость, необходимы конкретные действия менеджера:

  • знать и использовать склонности людей, их позиции для возникновения доверия между ними;
  • распределять работу и обязанности между членами коллектива так, чтобы никто не мог пользоваться плодами работы другого;
  • создавать условия для личной безопасности людей;
  • содействовать возникновению чувства взаимной помощи и поддержки в процессе совместного труда

Уровень психологического давления коллектива на своих членов и степень конформизма - схожести мнений. Коллектив постоянно оказывает свое психологическое воздействие на каждого работника. Это происходит не только при личных контактах, когда товарищи непосредственно высказывают свое отношение к действию или поступку коллеги, но и тогда, когда человек собирается поступить по-своему. Во всех случаях он должен учитывать то, что скажут или подумают о нем и его действиях сослуживцы.

.

Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива

Основные понятия психологического воздействия

Психологическое воздействие - понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.


Психологическое воздействие - воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Если человека вытолкнули - воздействие было физическим. Выманили - психологическим.

Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие - только один из каналов влияния на внутреннее в человеке, наряду с духовным и рациональным каналом.

Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии.

Кроме того, на психическое состояние можно влиять и через внешнее, влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.

Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно - желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.

Психологическое влияние - влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто. Однако психологическое влияние может идти и без суггестии: восхищенные глаза вызывает душевный отклик помимо суггестии, бодрый голос поднимает настроение через механизм заражения, а на просьбу подсказать нужную улицу мы откликаемся скорее в силу социальных привычек.

Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях - коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности.

Воздействие может быть:

  • в формате Силовика, Душки и Тактика
  • открытое и скрытое

Открытое адресное коммуникативное влияние - обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос.

  • обращенное к разным составляющим внутреннего мира: к сознанию, к бессознательному, к внутренним чувствам.

Например, к сознанию - убеждение, у бессознательному - внушение, к чувствам - уговаривание или манипуляции. Обращение к чувствам, разговор о чувствах партнера, обращение к его переживаниям. Эмоции: средство влияния и манипуляции

  • прямое и непрямое

Прямое влияние или воздействие - воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное - воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.

  • разрушительное и созидательное

Основные психологические методы управления

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Современная концепция управления выдвигает в качестве приоритетов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции управления персоналом находится человек как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций содержания только его формальной структуры и разложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей. Причинами, побуждающими людей объединиться в организации и взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические ограничения, свойственные каждой отдельной личности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник дополняет друг друга и влияет тем самым на поведение организации в целом с целью повышения ее эффективности.

В своей практике менеджер замечает, что степень конформизма в коллективе не одинакова. Она изменяется в зависимости от наличия и состава групп в данном коллективе. Чем больше по составу группы, тем выше в них степень восприятия, суждения и умозаключения сотрудников. Наибольшей степени конформизма подвержены малые группы от трех до пяти человек. В больших коллективах больше различий мнений. На степень конформизма влияет также и сложность ситуации. Чем она сложнее, тем работнику труднее полагаться на себя и тем скорее он воспользуется коллективными решениями и способами действия. Но коллектив, как и отдельный человек, может ошибаться. Так, его общее решение может привести не только к положительным результатам, но и к негативным последствиям. В практической деятельности менеджеру оказывает помощь знание двух основных методов управленческой работы в коллективе.


Метод Дельфи. Его сущность состоит в том, что каждый сотрудник работает над какой-либо проблемой индивидуально, а результаты работы анализируются и оцениваются сообща, коллективно. Эксперты или участники работы независимо друг от друга формулируют свое решение по данному вопросу, затем выносят его на обсуждение всего коллектива. На основе рассмотрения спорных мнений разрабатывается единый вариант решения данной проблемы.

Метод мозговой атаки. Это метод психологического давления, когда опыт, профессионализм и творчество отдельных работников положительно влияют на других членов коллектива, открывают им возможность движения и развития. Способ мозговой атаки можно представить следующим образом: руководитель в кратком вступительном слове раскрывает сущность возникшей проблемы и необходимость ее срочного решения. Коллектив или его группа (лучше всего пять, семь человек) за короткий промежуток времени может выдвинуть несколько десятков идей и предложений, которые руководитель фиксирует и детально обсуждает с участниками. На этой основе также вырабатывается единое решение.

Преодолеть сложившиеся стереотипы, застой в развитии коллектива может также новый сотрудник, обладающий необходимыми волевыми качествами, чертами характера и высоким профессионализмом. Задача менеджера вовремя увидеть и всемерно поддерживать его, дать возможность воплотиться на практике его идеям. В этом деле новый работник может встретить негативную реакцию и даже зависть со стороны членов коллектива, но может и приобрести непререкаемые авторитет и влияние, особенно тогда, когда результаты его действий превзойдут всякие ожидания. Таким образом, в своей работе менеджер должен сознательно и творчески использовать достижения науки и практики в области психологии управления.

Психологические методы, используемые руководителями предприятий, играют важную роль в работе с персоналом. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Следовательно, цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышение степени удовлетворенности процессом труда на предприятии. Объектом психических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

Способы психологического воздействия концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.


К ним относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Из вышеперечисленных способов психологического воздействия, вероятно, следует выделить некоторые из них, определяющие поведенческую суть субъекта с последующими побуждающими мотивами. Это внушение, которое может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка, вовлечение т.е. соучастие в трудовом или общественном процессе, побуждение - обусловленное квалификацией, опытом, уверенностью в успешном выполнении работы.

Немаловажное значение имеет убеждение, базирующееся на аргументированном и логическом воздействии на психику человека. Что касается принуждения, осуждения, порицания, то это крайние формы морального воздействия, которые желательно применять только в чрезвычайных (форсмажорных) обстоятельствах.

Наиболее характерными для автолитарного метода руководства является требование, запрещение и командование. В других случаях эти приемы могут оказаться бесполезными или даже вредными. Такие психологические методы воздействия как комплимент, похвала, просьба и совет являются позитивными психологическими приемами повышающими самооценку личности работника и оказывающие положительное влияние на его поведение.

Итак, психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приемов из перечисленных выше.

Работа с кейсом. Снижение риска негативного влияния непосредственных руководителей на развитие резервистов и наиболее продуктивное использование их потенциала