Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Успешная современная организация представляет собой совокупность динамических процессов, чье внутреннее действие, слаженность и грамотность функционирования напрямую связываются с успешность всей компании. Так, при определении факторов успешности организации всегда рассматривается вопрос ее возникновения и внутреннего управления – кто создал компанию, кто ею управляет внешне и внутренне, и как это управление реализуется. В связи с этим проблему лидерства можно назвать одной из наиболее изучаемых в социальной психологии, так как лидерство в организации есть неотделимая составляющая проблемы групповой деятельности.
При этом важной стороной лидерства является его психологический аспект. К сегодняшнему дню доказано, что психологический климат в коллективе и организации в целом оказывает значительное влияние на успешность и продуктивность деятельности, как отдельных сотрудников, так и всего рабочего коллектива в целом. И не кто иной, как лидер команды, ее неформальный руководитель – тот человек, который способен управлять этим климатом и, соответственно, эффективностью деятельности сотрудников.
Таким образом, цель работы – изучение психологических приемов влияния лидера.
Были определены следующие задачи:
- охарактеризовать категорию «лидерство» и теории его происхождения;
- рассмотреть характеристики лидера;
- привести типы лидерства и виды лидеров;
- проанализировать влияние лидера на коллектив, изучив лидерские позиции и психологические приемы.
Объект работы – влияние лидера.
Предмет работы – психологические приемы владения лидера.
Структура работы включает две главы, каждая из которых содержит два параграфа, а также такие структурные элементы, как введение, заключение и список использованной литературы.
Лидерство и теории его происхождения
В менеджменте лидерство рассматривается как способность некоторого индивида оказывать влияние на коллектив и его членов. Следовательно, лидер, в метафорическом смысле является зеркалом для определенной группы людей. Иначе говоря, лидер есть отображение всех профессиональных, коммуникационных и психологических черт, преимущественных и поощряемых в данной конкретной группе.
Влияние лидера выражается преимущественно в следующих положениях:
- лидер обладает способностью завладевать вниманием группы или индивида, умеет преподнести свою мысль понятно и доступно;
- лидер обладает также способностью убеждения, по крайней мере, большинства группы. В частности, способен убедить большинство в интересности, актуальности и адекватности своих идей;
- лидерство проявляется доверием коллектива, в частности, большинство членов группы готовы принять решение лидера как свое собственное и положиться на него в ответственных вопросах;
- влияние лидерства позволяет получить поддержку группы при необходимости для достижения целей коллектива или всей компании.
В настоящее время в науке главенствуют три базисных подхода к происхождению лидерства.
Первый из таких подходов – так называемая теория черт, также известная как харизматическая теория. Данная теория основывается на положениях немецкой психологии конца 19 – начала 20 века, которые основы лидерства приписывали именно врожденным качествам человека, ставшего лидером. Согласно положениям данной теории, лидером становится такая личность, которая характеризуется некоторым необходимым перечнем личностных качеств и черт. В зависимости от научной школы и времени исследований разные исследователи выделяют разные черты, по их мнению, характерные для становления личности лидера. В частности, в социальной психологии США подобные своды характеристик документировались и глубоко анализировались, так как планировалось их применение в качестве основания для будущего отбора потенциальных лидеров.
Тем не менее, достаточно быстро было обнаружено, что составление объективного перечня личностных черт, характерных лидеру, на практике не реализуема. Наглядным примером является тот факт, что к 1940 г. американскими исследователями было выявлено 79 черт, присущих лидерской личности. В качестве актуальных сегодня черт можно выделить следующие:
- инициативность;
- общительность;
- чувство юмора;
- энтузиазм;
- уверенность;
- дружелюбие (позже также были добавлены бдительность, популярность, красноречие).
Однако авторы сильно расходились в своих перечнях и к итоговому списку так и не смогли прийти. Статистические данные говорят, что 65% названных черт у разных исследователей были названы только по одному разу (в одном списке), 20 % – два раза, 5 % три раза и 5 % четыре раза.
Примечательным фактом является разрозненность различных авторов даже в таких, казалось бы, необходимых для лидера чертах, как сила воли, ум и интеллект, что дает достаточно твердые причины для сомнений в самой возможности составления хоть сколько-нибудь унифицированного списка черт, присущих лидеру, и, более того, присущих какому-либо живущему человеку.
После того, как научное сообщество пришло к выводу о несостоятельности теории, была выдвинута так называемая теория лидера без черт. Несмотря на громкое название, данная теория вообще не давала ответа на вопрос, откуда появляются лидеры и какие люди более всего предрасположены к лидерству.
Также последствием теории лидерства явилась ситуационная теория лидерства. Данная теория не полностью опровергает теорию черт, даже в каком-то смысле черпая из нее некоторые положения, но говорит о том, что лидерство является следствием конкретной ситуации. Согласно ситуационной теории, некоторые сложившиеся обстоятельства деятельности группы формируют провокационную ситуацию, в которой некоторые члены группы выделяются среди остальных по тому или иному признаку, который необходим для решения задач именно в данной сложившейся ситуации.
Если говорить иначе, на смену идее о врожденности лидерских качеств пришла ситуационная теория, говорящая о ситуационном превосходстве одних людей над другими, в частности, в способности оперативного решения задач и принятия ответственности. В данной теории личностные характеристики личности оказываются относительными, так как в зависимости от сложившейся ситуации необходима своевременная актуализация различных свойств характера.
Нередко в науке случается, когда два крайних подхода порождают третий, так случилось и с теориями проявления лидерства. Третья теория подразумевает, что лидерство есть процесс организации межличностного взаимодействия в группе (коллективе), а лидер в данном случае выступает субъектом управления таким процессом.
В данной теории лидерство является функцией группы и в этом ключе и изучается, основываясь на ее целях и задачах, но при этом и личность лидера, его личностные характеристики также учитываются. Данная теория также предлагает учитывать и прочие групповые переменные, такие как длительность ее существования, количественный состав участников и др.
Известной теорией также является психологическая теория лидерства. Основоположником данного подхода является известный ученый Зигмунд Фрейд, полагавший, что основой лидерства является неудовлетворенное либидо, иначе говоря – бессознательное влечение сексуального характера. Согласно данному подходу руководящие позиции лидера призваны реализовать компенсаторную функцию для подавленного, неудовлетворенного либидо. Фрейд считал, что подчинение для лидера характерно с детства, когда ребенку жизненно необходимо покровительство и забота родителей.
Также необходимо отметить такой подход, как поведенческая теория лидерства. Данная теория понимает под лидерством набор некоторых образцов, являющихся привычными для поведения лидера в группе с целью воздействия на ее членов и достижения определенных целей.
Несмотря на разрозненность подходов к определению происхождения лидерства, его источников в группе и в самом человеке, сегодня есть некоторый (достаточно условный) перечень характеристик, присущих среднему лидеру, способному принимать решения и нести за них ответственность, мотивировать команду и работать вместе с ней, направлять на эффективную работу и достижение корпоративных целей. Подробнее характеристики лидера будут рассмотрены в следующем параграфе настоящей работы.
1.1 Характеристики лидера
Для анализа психологических приемов, применяемых лидером, целесообразно подробно рассмотреть характеристики, присущие лидерской личности. Как было указано в предыдущем параграфе, исследователям было крайне сложно составить единый перечень личностных черт, характерных для лидера. Тем не менее, к сегодняшнему дню развития науки все большее число ученых сходится на мнении, что лидерские личности, в самом деле, отличаются от других несколькими важными чертами.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений, но также основой своей имеет социальные коммуникации, в частности – внутриорганизационное взаимодействие. Процесс лидерства отличается от непосредственного руководства большей сложностью и требованием определенного уровня взаимозависимости всех его участников – как лидера, так и остальных членов группы. Так, взаимоотношения типа начальник-подчиненный при лидерских отношениях становятся неактуальны и перерастают в отношения типа лидер-последователь.
Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления, исследователи перечисляют наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности:
- личностные черты лидера;
- представления лидера о себе самом;
- потребности и мотивы, влияющие на поведение;
- система важнейших убеждений;
- стиль принятия решений;
- стиль межличностных отношений;
- устойчивость к стрессу.
Факторы успешного лидерства:
- На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально–экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу.
Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность. Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.
- Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я–концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я–концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.
- Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой–то группе и получении одобрения.
- Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из–за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих–то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.
- Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется:
- подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов;
- стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников;
- характеристиками мышления – здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности;
- предпочтением определенной величины риска;
- когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.