Файл: Управление разными типами сотрудников (Система управления персоналом и его содержание).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы психологического изучения типов темперамента связанa с представлением о человеке как субъекте всего многообразия видов деятельности.
В современных условиях при обострении таких глобaльных проблем и повышении числа стрессовых факторов особенно остро звучит проблема поведения индивида и его социaльной адаптации в трудовом коллективе.
Учет роли темперамента человека в его деятельности необходимы современному человеку в повседневной жизни и межличностном общении. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одно из важнейших условий успешной социальной адаптации человека в трудовом коллективе. Это определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является типы сотрудников организации.
Предметом исследования является управление разными типами темперамента.
Цель исследования – провести анализ процесса управления разными типами темперамента.
Цель исследования конкретизирована в задаче рассмотреть теоретическое обоснование управления разными типами сотрудников и психофизиологические основы успешной профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в определении теоретико-методических основ темперамента отдельных сотрудников трудового коллектива.
I. Система управления персоналом и его содержание.
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
На протяжении ХХ века в управление персоналом использовался целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве, такие как:
- рабочая сила;
- кадры;
- персонал;
- трудовые ресурсы;
- человеческие ресурсы.
Развитие менеджмента в ХХ веке сопровождались стремительным изменением общественных взглядов, осознание роли человека в сфере производства. Практический опыт и научные исследования позволили сформировать важнейшие концепции управления персоналом
Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачей сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов.
Главная цель системы управления персоналом создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.
Кoнцепция управления персоналом включает в себя разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом:
- методология управление персоналом предполагает рассмотрение
- сущности персонала организации как объекта управления, процесса
- формирования поведения индивидов, соответствующего целям и
- задачам организации, методов и принципов управления персоналом;
- система управления персоналом предполагает формирование
- целей, функций, организационной структуры управления персоналом,
- взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования,
- выработки, принятия и реализации управленческих решений;
- технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и aдаптацию, обучение, управление его деловой кaрьерой и служебно-профессиональным продвижением, организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и другое. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службaми занятости, управления безопасностью персонала.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работникa, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:
1.Концепция использования трудового ресурса (экономическая).
2.Концепция управления персоналом (организационно-административная).
3.Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).
4. Концепция управления человеком.
Концепция использования трудового ресурса.
Ее целью является максимальное использование трудового потенциала работников.
Требования к "качеству" сотрудника – техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу.
Типичный стиль управления – авторитарный, и его основная задача управления:
- отбор способных работников;
- стимулирование;
- нормирование.
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.
Концепция управления персоналом
Цель – использование трудового и личностного потенциала человека.
Требования к "качеству" сотрудника – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие данной должности.
Основная задача управления, - отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения.
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях "жизненного цикла" человека в его трудовой деятельности в организации.
Концепция управления человеческими ресурсами.
Цель – максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды.
Требования к "качеству сотрудника" – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации.
Основная задача управления, - отбор работников c профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление как специализации, так и универсализации.
Таким образом, управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию.
Концепция управления человеком.
Цель – создание условий для самореализации человека.
Требования к "качеству" сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников.
Основная задача управления, - адаптация развития культуры организации.
Таким образом, основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни.
Вопросы совершенствования кадрового обеспечения системы управления человеческими ресурсами, в настоящее время приобретают особое значение для нашей страны, позволяя повысить социально-экономическую эффективность организации.
В современных рыночных условиях, предприятия стремящиеся обеспечить контроль над проведением финансовых операций и добиться целей стоящих перед ними, должны четко оценивать свою систему управления кадрами.
В связи с этим кадровое и документационное обеспечение системы управления человеческими ресурсами приобретает огромное значение в плане эффективной деятельности службы управления персоналом.
Определение «трудовые ресурсы предприятия» характеризует потенциальную рабочую силу предприятия, под определением «кадры» подразумевается основной состав работников организации. «Персонал» - это весь личный состав организации, в который входят постоянные и временные, квалифицированные и неквалифицированные работники предприятия.
Успех работы предприятия обеспечивают занятые на нем работники. Поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом организации.
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления человеческими ресурсами, характерных для современного менеджмента и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда.
Изменения в принципах управления человеческими ресурсами должны быть направлены, в первую очередь, на реализацию политики мотивации работников, приобретающей решающее значение в современных условиях.
Таким образом смысл труда не может сводиться только лишь к материальной заинтересованности. Труд превратился из основы образа жизни в средство выживания. Можно сказать, что в обществе существует кризис труда, так как он потерял свою смыслообразующую функцию. Для формирования сильной трудовой мотивации работников, необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения личных материальных потребностей человека.
Цели и задачи управления персоналом реализуются через кадровую политику, выбор которой связан с конкретизацией стратегии и тактики реализации кадровой работы по всем ее направлениям.
Содержание управления персоналом составляют:
- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации, объема производства продукции, услуг;
- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка кадров);
- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
- система общей и профессиональной подготовки кадров;
- адаптация работников на предприятии;
- оплата и стимулирование труда;
- система развития кадров (подготовка и переподготовка, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование трудовой карьеры).
Основными целями управления персоналом являются:
- обеспечение потребности организации в кадрах в условиях рынка;
- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Рассмотрим основные типы управления, которые получили широкое распространение в фирмах развитых стран, в которых нашли основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами.
- Управление по результатам.
Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам, и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов.
- Управление по средствам мотивации.
Данная модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.
- Рамочное управление.
Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ. Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя. Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.