Файл: КурсовКонец XIX века. Зарождение новой философии формообразованияая работа.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Промышленные выставки
1.2. Первые промышленные выставки
1.3. Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке
1.5. Промышленная выставка 1889 г.
1.6. Промышленная выставка в Чикаго
Глава 2. Первые теории дизайна
2.1. Практическая эстетика Земпера
2.2. Теоретические воззрения Рескина
2.5. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
Глава 3. Инженерные школы в России
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования: зарождение дизайна и новой философии формообразования.
Цели и задачи: рассмотреть первые шаги создания современного дизайна; конфликты и союзы; идею связи техники с искусством; индустриализация общества; новые находки и решения; революция производства.
Главная задача проекта: увидеть основные идеи дизайна в области формообразования, обратить внимание на революцию производства и на ошибки, возникавшие в процессе создания проектов и идей, отметить важные открытия в области дизайна.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что дизайн постоянно движется в развитии вперед, но необходимо знать все начальные процессы для эффективной работы, и чтобы дизайн действительно решал проблемы и делал жизнь людей комфортной. Необходимо знать работы техники с искусством, чтобы дизайн был и привлекательным, и в то же время отвечал функциональным критериям, а также важно увидеть с какими проблемами сталкивались первые теоретики, и как они решались.
Дизайн зарождался на пересечении нескольких направлений развития проектной культуры. Главная причина возникновения дизайна - кризисная ситуация в области формообразования предметного мира, появившаяся в европейских странах в середине XIX века. Проводились исследования принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства. В конце XIX века были сформированы основные правила теории и принципы, которые в дальнейшем повлияли на школы мастеров. В это время дизайн стал сочетать в себе искусство и ремесло. История теории дизайна традиционно начинается с теории английских искусствоведов и художников, поставивших проблему связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса, пытавшихся сделать искусство социально полезным.
Глава 1. Промышленные выставки
1.1. Техника и искусство
Техника и искусство имеют огромную связь; они рождают творческую деятельность человека. Коллективный их труд привел к созданию различных машин, приспособлений. Технику сопровождает искусство, украшая, прикрывая собой неприглядную функциональную систему. Сутью вещи выступает ее техническая сторона и назначение, но чувственно воспринимаема нами внешний вид вещи. Помимо технических характеристик у самого обычного технического устройства имеются и художественные характеристики. Любой вид искусства предполагает определенный набор технических приспособлений. В технической деятельности содержится элемент искусства, а в художественной деятельности наблюдается элемент техники.
Техника - форма материального мира, в основе которой лежит развитие способностей человека к совершенствованию мира и самого себя.
Дизайн - это внедрение техники в мир искусства, при котором техническая и художественная стороны вещей выступают равномерно. Дизайн - это художественная сторона техники.
Причины появления дизайна лежит в кризисной художественной ситуации в области формообразования материального мира, образовавшийся в европейских странах в середине 19 века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству.
1.2. Первые промышленные выставки
Первые выставки проводились в 1798-1849 гг. и были национальными выставками в Париже.
Официальный показ промышленных изделий состоялось в Англии.
Роль выставок начинает расти в период перехода от текстильного производства к машинному, увеличении торговли и образования рынков. Эти выставки начинают служить целям показа новейших технических изобретений. Международный уровень выставок привел к соревнованиям и стремлениям сделать каждую новую выставку лучше предыдущей. Появление Всемирных промышленных выставок было определено большим развитием к середине XIX века промышленности в Англии, Франции и Германии. Первые выставки были направлены на посетителей среднего и высокого достатка. Рабочий люд был также заинтересован в выставках, несмотря на высокие цены на билеты.
1.3. Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке
В 1851 прошла первая Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке
(Рис 1). К проведению мероприятия был сооружен специальный павильон Хрустальный дворец (Рис 2). Выставка открылась 1 мая. Продолжалась она пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Число экспонатов было 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев.
Выставка ставила перед собой внутренние задачи:
- продвижение английских товаров на внешний рынок;
- продвижение товаров на внутренний рынок;
- привлечение на выставку посетителей с целью широкой рекламы.
На выставке было около 6 млн. человек, прибыль составила около 186 тыс. фунтов стерлингов.
Успех выставки был колоссальным, и это дало возможность говорить о уместности дальнейшего проведения подобных мероприятий.
Новое общественно-историческое явление породило новую архитектурную форму. Хрустальный дворец был первый в истории здание таких больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом чугунных и железных кованых балок. Значение Хрустального дворца было большим - это яркий пример становления нового архитектурной формы, прототипов которого не существовало ранее. Первая всемирная выставка имело значение в развитии процессов социального-экономического мира. Некоторые историки обращали внимание на то, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами.
Французский историк Луи Блан говорил: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны"
После лондонской Всемирные промышленные выставки стали проводиться во многих столицах мира. В 1855 г. состоялась вторая Всемирная выставка в Париже (Рис 3).
1.4. Последующие выставки
Английская буржуазия ставила цель перещеголять всех. В Южной Кенсингтоне был построен новый дворец для всемирной выставки. Промышленность Англии и других ведущих стран мира развивалась, вдохновленная новыми научно-техническими открытиями. С 1860 г. становится промышленным изделием двигатель на газовом топливе. В 1861 г. изобретен универсальный фрезерный станок.
В России промышленный переворот произошел позже, чем в странах Запада, но ее уникальные мастера создали много замечательных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на всемирной выставке 1862 г. в Лондоне. На лондонской выставке 1862 г. в первый раз был осуществлен смотр произведений искусства за последние сто лет.
С 1855 г крупнейший выставочный центр - Париж. Выставка в Париже увеличила ее тематическое содержание, дополнив промышленное направление произведениями грандиозных искусств, представленных в отдельном виде. На Марсовом поле возводится “Дворец промышленности” с “Галереей машин”.
Выставка 1867 года в Париже и выставка в 1873 году в Вене вывели экспозицию из одного павильона, наметив принцип создание специализированных павильонов, где демонстрировались экспонаты определенной отрасли промышленности.
Для Всемирных выставок понемногу начинает создаваться специальная архитектура. Интерьер и экстерьер павильона выражал специализацию и специфику архитектуры страны. Со второй половины XIX века начали меняться экономические условия, технический уровень и потенциал, но художественный фон эпохи менялся спокойно. Художественные принципы классицизма были полностью уничтожены. Интерьера с единым стилем больше не существовало. В выставочных экспозициях выражалась вся пестрота европейской архитектуры. На каждой выставке присутствовали технические новинки, здания и сооружения.
1.5. Промышленная выставка 1889 г.
Пиком выставок стало мероприятие 1889 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию создается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля (Рис 4). Эйфелева башня стала лицом промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то другой архитектурный памятник, стала символом столицы Франции. Башня была построена в течении 26 месяцев. В Эйфелевой башне впервые смогли достичь полного взаимного проникновения внутреннего и внешнего пространства.
Электричество стало главным элементов выставки. Кроме свойств электричества, выставлялось большое количество текстильных станков и паровых машин, автомобиль Даймлера и автомобиль Бенца. На выставке впервые показана людям работующая фотокабина.
1.6. Промышленная выставка в Чикаго
В 1893 году Всемирная выставка состоялась в Чикаго. Это событие было посвящено памяти о 400-летии открытия Америки Христофором Колумбом. На ней присутствовало 21 млн. человек. Экспозиция делилась на тематические разделы: сельское хозяйство, садоводство, животноводство, горнодобывающая промышленность и металлургия, рыболовство, промышленные товары, машиностроение, транспорт, электричество, изящные искусства, свободные искусства, этнология и смешанные экспонаты (Рис 5). В соответствии с сферой организаторы выставки построили десять тематических павильонов, крупнейшим из которых стал павильон промышленности. Общий восторг вызвал павильон электричества.
Выставка показала колоссальные достижения США во всех областях народного хозяйства и стала знаковым мероприятием для американцев, которые видели ее итоги как свидетельство наступления «века США».
Всемирная выставка в Чикаго 1893 г. - с неё пошел закат больших промышленных выставок.
Вывод по 1 главе
Всемирные промышленные выставки оказали огромную роль в развитии дизайна. Технические изделия впервые были публично представлены как экспонаты. Образовались основные минусы искусства форм первых промышленных изделий, и появилась необходимость поиска нового типа формообразования. Большое значение имело обсуждение данных проблем и стало первым серьезным вопросом социально-художественного аспекта материальной среды. Стали исследоваться законы образования действенных форм в области промышленного производства. На рубеже ХIХ-ХХ веков в период создания нового типа художественной деятельности происходит формирование художественных теорий предметной культуры и ведет к повышениям интереса в некоторых художественных областях к общей теории художественных форм. Технический прогресс назначил на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и фотографию.
Выставки сыграли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства и в развитии торговли между странами. Выставки ускорили научно-технический прогресс в промышленности, строительстве, в переработке продукции сельского хозяйства, других областях экономики, оказали позитивное воздействие на ускорение процесса научно-технических открытий и изобретений, на активное внедрение их в производство.
Глава 2. Первые теории дизайна
2.1. Практическая эстетика Земпера
Готтфрид Земпер принял участие в подготовке первой Всемирной промышленной выставке. Свои наблюдения он записал в брошюре: «Наука, промышленность и искусство». Земпер - теоретик предметной культуры. Он поставил вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архитектуры и прикладных искусств. Земпер говорил о неминуемом падении художественного творчества в области промышленного производства. Было необходимо решить проблему кризиса буржуазного выбора. Эти взгляды относились к новому образования вопроса о соотношении между техническим прогрессом и развитием предметного художественного творчества.