Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
Введение
На данный момент в условиях организации современного общества всё чаще и чаще растет интерес к явлению о взаимосвязи социально-психологического климата и организационной культуры коллектива.
Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача раскрытия социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее идеального (совершенного) образа жизни людей. Базой социально-психологического климата всегда являются межличностные отношения определённого коллектива, они и отражают состояние коллектива.
Организационная культура является так же основой жизнедеятельного функционирования организации. Особенности взаимосвязи и отношений между людьми, устоявшиеся нормы, принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют не маловажное значение для эффектного управления. Она также решает определенные цели и ценности, стратегии и тактики качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире.
Актуальность данной темы в том, что взаимосвязь благоприятного социально-психологического климата и сильной организационной культуры трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, увеличение значимости и уважения на рынке. Вместе с тем, социально-психологический климат и организационная культура является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Объект исследования - корпоративная культура организации.
Предмет исследования – социально-психологический климат и организационная культура группы.
Цель - найти связи между социально-психологическим климатом и культурой организации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы изучения социально-психологического климата и организационной культуры
- выявить взаимосвязь между социально-психологическим климатом и уровнем организационной культуры на основе проведенного исследования
- проанализировать результаты исследования
Гипотеза - выявить имеет ли взаимосвязь организационная культура с психологическим климатом сотрудников компании.
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения организационной культуры и социально-психологического климата
1.1. Понятие и типы организационных культур
Организационная культура - совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которая объединяет в одно целое культуры различных подразделений, групп, сфер деятельности. Она проявляется в манере их действий и внешней атрибутике, например, интерьере, одежде и прочее. Культура организации формируется как из внутренних конструктов каждого из участников, так и из внешних условий — исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов.
Культура организации — явление сложное.
Начнем с того, что она состоит из разных частей: культур отдельных подразделений или направлений и форм деятельности (субкультур). Тут может наблюдаться, и мирное существование наряду с общей культурой, и противоречие с ней (так называемые контркультуры).
Кроме того, культуры могут различаться по своей силе. Чтобы определить силу культуры, нужно рассмотреть широту охвата, глубину ее проникновения, ясность провозглашаемых ценностей и норм.
С этой точки зрения выделяют:
- бесспорную культуру. В нее входит небольшое количество основных ценностей и норм, которых необходимо неукоснительно придерживаться. Такая культура ограничивает влияние внешних условий, не допускает неконтролируемого наружного воздействия на эти ценности (но позволяет ими манипулировать изнутри) и характеризуется закрытостью. Бесспорная культура подавляет членов организации, препятствует их инициативе, творчеству;
- слабую культуру. Данная культура не включает в себя общеорганизационных ценностей и норм; здесь у каждого элемента организации существуют свои нормы и ценности, причем зачастую противоречащие другим. Характерной чертой является легкость во внутреннем и внешнем манипулировании, такая культура сталкивает людей, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ослаблению организации;
- сильную культуру. Она открыта влиянию как изнутри, так и извне. Происходит гласность и свобода в диалоге между всеми участниками организации и посторонними лицами. В ее содержание входит разумное количество ценностей и норм, к тому же активно впитывает все лучшее и становится только сильнее.
Отношение к организации культура в виде функций можно рассмотреть в табличке 1
Название функции |
Характеристика функции |
Охранная функция |
создании барьера от нежелательных внешних воздействий |
Интегрирующая (объединяющая) функция |
формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее |
Регулирующая функция |
обеспечивает соблюдение правил и норм поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром |
Адаптивная функция |
облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. |
Ориентирующая функция |
направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло |
Мотивационная функция |
создает для участников необходимые стимулы |
Функция формирования имиджа |
Создание образа в глазах окружающих. |
Объективные и субъективные элементы культуры
В состав организационной культуры входит субъективные элементы, которые мы наблюдаем в поведении людей, и объективные, накладывающих отпечаток на материальные условия деятельности организации.
В случае объективных элементов культуры организации можно отнести символику, товарный знак, оформление интерьеров, окраску стен, мебель, внешний вид сотрудников. Здесь сложности в понимании не представляет, так как на практике с этим все сталкивались.
Гораздо более сложны для понимания субъективные элементы, поэтому рассмотрим их подробнее.
В первую очередь, к ним относятся организационные ценности, т. е. свойства предметов, процессов или явлений, вызывающих наибольшую эмоциональную симпатию и служащих ориентиром в поведении участников организации, их признают большинство.
Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, образуют философию организации, отвечающую на вопрос, что является для нее самым важным.
Элементом организационной культуры являются обряды и ритуалы.
Обряд — это стандартное мероприятие, которое проводится в определенное время и по определенному поводу. Такими примерами могут служить вхождение в коллектив новичком, проводы на пенсию ветеранов труда.
Ритуал является совокупность регулярных мероприятий. Ритуалы проводятся для разных целей: развивают преданность к компании с помощью психологического воздействия, маскировки смысла той или иной деятельности или ее сторон, закрепление организационных норм и ценностей, формирования нужных для организации убеждений.
К примеру, работники многих японских компаний начинают трудовой день с пения гимнов.
Образы, легенды и мифы отражаю привносят в организацию историческую характеристику, которая позволяет в нужном свете передать унаследованные ценности, портреты ее известных деятелей.
Обычай как элемент культуры есть форма отношений, неизменно вышедшая из прошлого опыта.
В качестве элемента культуры могут рассматриваться организационные нормы, межличностные отношения, стили поведения участников друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.
Ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций.
Субъективным элементом организационной культуры являются также лозунги, т. е. призывы, в краткой форме отражающие руководящие задачи фирмы.
Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием, называется менталитетом.
Объективные и субъективные элементы культуры, воздействуя на окружающих (клиентов, партнеров, представителей общественности), формируют в их сознании имидж организации, т. е. ее образ. Данный образ это результат непроизвольного синтеза людьми отдельных проявлений культуры (а также достижений и неудач фирмы) в одно целое.
Важным методом формировании имиджа является паблик рилейшнз —работа по связи с общественностью.
Типы организационных культур
В настоящее время существует множество подходов к определению организационной культуры. Рассмотрим наиболее известные.
I. Пожалуй, самую краткую и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь Уильям Оучи в таблице 2.
бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации
рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;
клановую культуру, дополняющую предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.
II. Если рассматривать культуру организации с точки зрения ориентации на людей или материальные условия, и с точки зрения открытости и закрытости, то можно выделить следующие ее типы:
А) Бюрократическая культура — регулирование всех сторон деятельности организации происходит на основе документов, четких правил, процедур; оценка персонала по формальным принципам и критериям. Должность является отражением руководства и служит источником власти. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.
Б) Опекунская культура основывается на благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статусе сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.
В)Праксиологическая (от греч. praktikos — деятельный) культура нацелена на обеспечение наивысшей эффективности работы. Здесь особое внимание уделяется порядку, она строится на рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятельности работника по результатам. Такая культура ставит во главу руководителя, власть которого основывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Он как главенствующая фигура допускает в определенных границах привлечение работников к управлению.
Г) Предпринимательская культура ориентирована на перспективу, поддерживает новаторство. Происходит поддержка активности персонала, оценка которого происходит в соответствии с затраченными усилиями. Предпринимательская культура привлекательна тем, что направлена на удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании. Управление в данном случае основывается на вере в руководителя, в его знания и опыт, на привлечении персонала к творчеству.
III. Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди.
Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога:
1. Культура власти, или Зевса. Ее существенный момент — личная власть, источником которой является обладание ресурсами.
2. Ролевая культура, или культура Аполлона. Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций.
3. Культура задачи, или Афины. Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем.
4. Культура личности, или Диониса. Она связана с эмоциональным началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения служебных задач, а для достижения индивидуальных целей.