ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Причины возникновения конфликтов
Психологические проблемы как источник конфликтов
Главное – знание возрастных особенностей ребенка.
Особенности общения со сверстниками
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
изменение целей участников конфликта;
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Два способа разрешения конфликта
2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
- выдвинуть определенные жесткие требования;
5. Оценка особенностей участников конфликта.
С детьми нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
Методы профилактики конфликтов
- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);
- интерактивные игры (игры на взаимодействие);
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
Конфликты в детском коллективе. Специфика межличностных и межгрупповых конфликтов в детском сообществе на разных возрастных этапах.
К. Фопелъ
Виды конфликта
Внешний
Внутренний
Внешний
Внешние конфликты у детей связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости.Внутренний
Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у детей в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.Причины возникновения конфликтов
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.- Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные;
- Непопулярные дети - зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью.
У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
Психологические проблемы как источник конфликтов
Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.Главное – знание возрастных особенностей ребенка.
Особенности общения со сверстниками
- Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);
- Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;
- Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);
- Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
Разрешение конфликта – это:
минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
изменение целей участников конфликта;
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.Два способа разрешения конфликта
1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
В разрешении детских конфликтов взрослый обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения;умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);
- выдвинуть определенные жесткие требования;
- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта.
С детьми нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
- Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
- В какие игры ты любишь играть больше всего?
- Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
- Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
- Можно ли нарушать эти правила?
- Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
- Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
- Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
- Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Обсуждать нужно следующее:
- Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
- Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
- Как быть в этой ситуации? (найти решение).
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Методы профилактики конфликтов
Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективнопредупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.