Файл: Анализ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИя НА РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1091

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация находится и осуществляет свою деятельность в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают конкретные ограничения на операционные действия, и в какой-то степени каждое из действий компании возможно только тогда, когда среда допускает его реализацию.

Внешняя среда выступает источником, питающим компанию ресурсами, требуемыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация пребывает в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможности выживания. В свою очередь, исследование внутренней среды компании дает возможности оценивать их внутренние ресурсы и возможности. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство может расширить и укрепить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить появление возможных проблем.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе.

Целью работы является анализ влияния факторов внутренней среды организации на развитие коммерческой деятельности.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные особенности анализа факторов внутренней среды организации;

- изучить элементы внутренней среды организации;

- представить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

- провести оценку влияния факторов внутренней среды на развитие коммерческой деятельности организации;

- представить рекомендации, направленные на эффективное использование внутреннего потенциала организации.

Объектом данного исследования является ПАО «АВТОВАЗ».

Предмет анализа – влияние факторов внутренней среды объекта исследования на развитие коммерческой детельности.

В ходе исследования использованы научные монографии и учебные пособия, публикации периодических и Интернет-изданий, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по вопросам эффективность использования ресурсного потенциала в пределах стратегического управления.


Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный, расчетно-аналитический и другие методы научного познания.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы анализа факторов внутренней среды организации

1.1 Основные особенности анализа факторов внутренней среды организации

Внутренняя среда организации (микроокружение) – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации, задает условия ее работы и является регулируемой и контролируемой посредством качественных управленческих решений. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации. Эти процессы и элементы в совокупности определяют тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Организационный срез включает:

– систему внутрифирменных коммуникационных процессов;

– организационные структуры;

– систему управления и уровень менеджмента;

– распределение прав и ответственности; организационную культуру и тому подобное.

2. В производственно-технический срез входят:

– производство продукции;

– обеспеченность сырьем и материалами;

– технологический парк и его обслуживание;

– система контроля качества;

– осуществление исследований и разработок;

– экологичность процессов производства;

– материалоемкость, ресурсо- и энергоэффективность.

3. Кадровый срез охватывает:

– квалификационный и количественный состав работников;

– текучесть кадров;

– оценку результатов труда и стимулирование;

– обучение и продвижение кадров;

– создание и поддержание вертикальных и горизонтальных отношений;


– корпоративную культуру.

4. Информационный срез включает:

– базы знаний, модели, алгоритмы;

– программное обеспечение;

– статистическую, научно-техническую, обзорно-

аналитическую информацию.

5. Маркетинговый срез охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции:

– доля рынка и конкурентоспособность;

– продуктовая стратегия;

– стратегия ценообразования;

– стратегия продвижения продукта на рынке;

– выбор рынков сбыта и систем распределения;

– предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов и тому подобное.

6. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации[1].

На рис. 1 выделено три области. Первая область есть сама организация (внутренняя или микросреда). Вторая – среда непосредственного влияния. Третья область – макросреда или среда косвенного воздействия на организацию. Основные элементы этих областей рассмотрим далее.

Рис. 1. Организация и ее окружение[2]

На уровень элементов внутренней среды предприятия влияет, прежде всего, внешняя среда (макроокружение). Она является источником, питающим предприятие ресурсами (сырьевыми, информационными, технологическими, человеческими и другими ресурсами).

1.2 Состав элементов внутренней среды организации

Для определения ресурсного потенциала торговой организации как объекта исследования, необходимо более подробно разобраться с составляющими данного определения, в который входят: имущественный потенциал, финансовый потенциал, кадровый потенциал и организационно­ технический потенциал, как потенциалы соответствующих видов экономических ресурсов и многие другие. Отметим, что предлагаемый состав ресурсов, определяющий ресурсный потенциал предприятия, не является исчерпывающим, так как он является очень обширным для углубленного рассмотрения, в связи, с чем рассмотрим лишь некоторые из них.

Состав ресурсного потенциала торговой организации предлагается рассматривать как:

- имущественный потенциал: основные фонды, оборотные средства, материально-техническое обеспечение;

- финансовый потенциал: финансовые ресурсы, финансовые методы;

- организационно-технический потенциал: организационная составляющая, техническая составляющая;


- кадровый потенциал: трудовой потенциал, личностный потенциал;

- конкурентный потенциал: преимущества данного предприятия перед конкурентами;

- инновационный потенциал: компетентность в научных исследованиях, способность к инновациям в производственных процесса, способность к инновациям в продукции, способность к инновациям в управлении;

- научно-технологический потенциал: научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, патенты, лицензии;

- инвестиционный потенциал: инвестиционная привлекательность, наличие инвестиционных предложений, динамическое повышение рыночной стоимости;

- маркетинговый потенциал: эффективность способа продаж, удобство и доступность сервисного и технического обслуживания, точное удовлетворение покупательских запросов, широкий ассортимент товаров, коммерческое искусство, притягательный дизайн и упаковка, гарантии покупателям, технологии в области подготовки и принятия маркетинговых решений;

- сбытовой потенциал: наличие возможности у предприятия выхода за пределы уже завоеванной им доли рынка;

- потенциал поставщика: возможность поставщика диктовать свои условия покупателям;

- потенциал жизненного цикла предприятия: возможность для дальнейшего успешного развития предприятия;

- логистический потенциал предприятия: реализация существующих логистических функций и выход на новые более обширные;

- рыночный потенциал: интенсивность конкурентной борьбы на рынке, большое количество потребителей, высокий объем спроса, доходы потенциальных потребителей;

- интеллектуальный потенциал: совокупность индивидуальных знаний, практического опыта и индивидуальных особенностей[3].

В широком смысле, ресурсы торговой организации представляют собой упорядоченную совокупность потенциальных возможностей предприятия, при приведении в действие которых обеспечивается реализация основной функции предприятия - достижение общих и частных ее задач.

Рассмотрим более детально каждую составляющую в составе ресурсного потенциала торговой организации. Так же стоит отметить, что выделенные элементы представляют собой основу, на которой базируется вся работа предприятия. Все составляющие потенциала взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.

Имущественный потенциал. В широком смысле, под имущественным потенциалом торговой организации понимается - совокупность средств предприятия, находящихся под его контролем. Но стоит понимать, что все затраты предприятия, направленные на получение прибыли, не принесут эту прибыль в течение одного производственного цикла. Именно такая часть затрат оказывается отложенной, которую принято называть активами. В таком случае речь идет об авансировании капитала, а отложенные затраты, которые на определенную дату еще не принесли дохода предприятию, составляют его имущественный потенциал. В случае же привлечения заемного капитала, предприятие ставится в зависимость от внешней среды, с возникновением обязательств. В то же время предприятие сталкивается с необходимостью отвлечения средств, такая ситуация возникает в том случае, когда свой доход предприятие не получает своевременно или перечисленные средства не могут быть признаны затратами, вследствие чего возникает дебиторская задолженность. Таким образом, имущественный потенциал предприятия эквивалентен его стоимости.


Финансовый потенциал. Роль финансового потенциала заключается в обеспечении экономических процессов торговой организации необходимыми финансовыми ресурсами. Финансовые ресурсы в свою очередь представляют собой денежные доходы и поступления, формируемые за счет внутренних источников и привлеченных средств и используемые для покрытия затрат по воспроизводству и финансовых обязательств при осуществлении экономических процессов[4].

Организационно-технический потенциал. Уровень развития организации производства, труда и управления, а так же организованности процессов характеризуется организационным уровнем. В свою очередь технический уровень предприятия характеризует степень развития средств и технологий, используемых на предприятии.

Кадровый потенциал. По праву кадровый потенциал можно назвать одним из важнейших, так как кадровый потенциал представляет собой функционирующую систему с внутренними и внешними взаимосвязями, включающую в себя трудовые и личностные составляющие.

Конкурентный потенциал. Это не набор свойств, а способность реализовывать их в форме конкретных конкурентных преимуществ. Конкурентным потенциалом, так называемой конкурентной силой они станут лишь тогда, когда будут суммарно приложены все возможности предприятия для этого, для того чтобы продукция предприятия, превосходила по качественно-ценовым параметрам аналоги пользующиеся большим спросом у потребителей.

Инновационный потенциал. Совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса[5].

Инвестиционный потенциал. Данный вид потенциала представляет собой сумму нескольких показателей, таких как стратегические предпосылки для развития какого-либо объекта и факторы, обеспечивающие его развитие. Одним из основных таких факторов и есть вложения денег инвесторами.

Маркетинговый потенциал. Занимает одно из важнейших мест, поскольку позволяет определить потенциальную способность предприятия осуществлять свою деятельность в соответствии со стратегическими задачами.

Сбытовой потенциал. Целевые установки и основные долгосрочные решения в предпринимательской деятельности предприятия разрабатываются обычно исходя из приоритета рыночной информации о сбыте над сферой производства продукции.