Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Понятие и сущность мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 3, на протяжении трех лет основную массу персонала составляют работники с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием, причем их доли от общей массы почти одинаковы. Кроме того, стоит отметить, что в течение трех лет количество сотрудников с общим средним и общим базовым образованием сократилось, пусть и почти незначительно, а количество персонала с высшим, средним специальным и профессионально-техническим возросло; это свидетельствует о том, что компания дает возможность повышения квалификации своим сотрудникам. Что касается возрастного состава, то это в основном люди 40–49 лет, как правило, это опытные специалисты и рабочие, проработавшие на предприятии свыше 10 лет. Однако наблюдается тенденция роста персонала возрастом до 30 лет, что связано с выходом на пенсию прежних работников.

Кроме того, был проанализирован стаж работы сотрудников (табл. 4).

Таблица 4 - Стаж персонала филиала по категориям работников

Категория работников

Единица измерения

На 15.07.15г.

Руководители

Лет

12

Специалисты

Лет

10

Др. служащие

Лет

9

Рабочие

Лет

9

Перечисленные категории обладают достаточным опытом на предприятии. Структура кадров предприятия показывает, что средний стаж работы на предприятии – руководителей 12 лет, специалистов 10 лет, рабочих 9 лет, а это значит, что поставленные задачи перед персоналам предприятия будут решены в кратчайшие сроки на должном уровне. Следует отметить довольно низкую текучесть кадров в компании, что свидетельствует о высоком уровне мотивации персонала.

Одним из важных звеньев мотивационной структуры организации является работа с молодыми специалистами. Она является одним из приоритетных направлений Политики Управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ». Работа с молодыми специалистами в Компании регламентирована Комплексной целевой программой Группы «ЛУКОЙЛ» по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами на 2008-2017 г.г.

На сегодняшний день доля работников до 30 лет в общей численности персонала Компании составляет около 30%. Особое внимание службы управления персоналом ПАО «ЛУКОЙЛ» и организаций Группы «ЛУКОЙЛ» уделяют работе с молодыми специалистами.

В рамках реализации Комплексной целевой программы по работе с молодыми работниками и молодыми специалистами во многих организациях Группы «ЛУКОЙЛ» созданы и функционируют Советы молодых специалистов.


Цель создания Советов молодых специалистов: формирование активной жизненной позиции у молодых работников, объединение молодежи для реализации собственного потенциала и обеспечения лидирующего положения предприятия и компании.

Задачи Советов молодых специалистов:

- содействие в адаптации и закреплении молодых специалистов и вновь пребывающей молодёжи на предприятие;

- содействие в создании условий для повышения творческой инициативы молодых специалистов, привлечение их к участию в перспективных разработках, поддержка и развитие научно-технического движения;

- укрепление профессиональных и деловых связей между молодыми специалистами предприятия, расширение взаимодействия и обмен опытом молодых специалистов организаций группы «ЛУКОЙЛ».

Структуру Советов молодых специалистов и деятельность каждого из их отделений можно пронаблюдать на рисунке 5.

Рисунок 5. Структура Советов молодых специалистов ПАО «ЛУКОЙЛ»

Работающей в ПАО «ЛУКОЙЛ» молодежи уделяется очень большое внимание. Стоит сказать о том, что ежегодно Службами управления персоналом организовывается участие молодых работников в Конкурсе на лучшую молодежную научно-техническую разработку по проблемам топливно-энергетического комплекса, которую организовывает Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «ИНТЕГРАЦИЯ», и многих других отраслевых и региональных конкурсах.

С 2004 года молодые специалисты принимают участие в конкурсе организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на присвоение звания «Лучший молодой специалист года». Конкурс на присвоение звания «Лучший молодой специалист года» среди молодых специалистов ПАО «ЛУКОЙЛ» и иных организаций Группы «ЛУКОЙЛ» проводится в целях:

- стимулирования активности молодых специалистов, раскрытия их творческого и профессионального потенциала, повышения мотивации к достижению высоких показателей в работе;

- поощрения молодых специалистов, добившихся существенных успехов в производственной деятельности;

- пропаганды достижений и опыта работы лучших молодых специалистов;

- формирования информационного банка данных лучших молодых специалистов.

Кроме того, в компании большое внимание уделяется организациям, представляющим интересы и защищающим права сотрудников. Таковой является Международное объединение профсоюзных организаций ПАО «ЛУКОЙЛ»


Международное объединение профсоюзных организаций ПАО «ЛУКОЙЛ» - это общественная организация, которая отстаивает интересы работников Компании «ЛУКОЙЛ» в области трудовых, профессиональных, социально-экономических отношений, объединяет усилия коллективов для решения производственных задач.

По состоянию на 1 января 2012 года непосредственно в МОПО ПАО «ЛУКОЙЛ» входят 28 объединённых и 27 первичных профсоюзных организаций, которые объединяют 152 541 членов профсоюза, что составляет 86,95% от общего числа работников предприятий, в которых есть профсоюзные организации. Общее количество молодежи составляет 49 395 человек или 32%.

Нельзя не отметить существование негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников компании, так как по результатам конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2001 году корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения была признана Правительством Российской Федерации лучшей в России.

Финансирование негосударственных пенсий до 2003 года осуществлялось исключительно работодателем. В 2004 году корпоративная пенсионная система была переведена на принципы долевого участия работника и работодателя в формировании негосударственных пенсий:

  • компания формирует работнику пенсионный капитал эквивалентный средствам, вложенным самим работником;
  • размер взноса работника не ограничивается;
  • долевой вклад работодателя покрывает сумму взносов работника в пределах определенного Правлением Компании процента от его заработной платы (с 01.01.2004 по 28.02.2009 – 7%, с 01.03.2009 – 2%, с 01.10.2010 – 4%);
  • пенсионный капитал формируется работнику при достижении им пенсионного возраста или, в случае наличия стажа работы в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» более пяти лет, за определенный Правлением Компании период до достижения работником пенсионного возраста (с 01.03.2009 – за 1 год);
  • негосударственная пенсия выплачивается после увольнения работника в связи с выходом на пенсию.

Для оценки размера будущей негосударственной пенсии в долевой корпоративной пенсионной системе можно воспользоваться приведенным графиком (рис.6), увеличив размер пенсии пропорционально увеличению размера взноса.

Рисунок 6. График пожизненной негосударственной пенсии в зависимости от взносов работника. Для определения эффективности мотивационной системы ПАО «ЛУКОЙЛ», установления степени общей удовлетворенности персонала было проведено анкетирование сотрудников компании. Его результаты представлены в таблице 5.


Таблица 5 - Результаты анкетирования персонала ПАО «ЛУКОЙЛ» от 15.07.2015 г.

Показатель

Результат опроса

Неуд., %

Удов., %

Размер заработной платы (отмена соц. выплат)

17

83

Работа без больших напряжений и стрессов

30

70

Перспективы профессионального и служебного роста

19

79

Взаимоотношения с непосредственным руководителем

19

81

Информированность на предприятии

14

86

Важность и ответственность выполняемой работы

6

94

Условия труда

9

91

Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне

11

89

Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей (престиж)

13

87

Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе

19

81

Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе

28

72

Соответствие работы вашим способностям

9

91

Работа как средство достижения успеха в жизни

18

82

Пути совершенствования мотивации в ПАО «ЛУКОЙЛ»

Проведенный анализ мотивационной деятельности ПАО «ЛУКОЙЛ» показал, что компания обладает грамотно выстроенной системой мотивации, довольно устойчивой, а, главное, достаточно успешной. Но хорошую структуру всегда можно сделать еще лучше, поэтому можно сформулировать ряд предложений, направленных на совершенствование системы мотивации в ПАО «ЛУКОЙЛ».

В первую очередь стоит сказать о системе премирования. Она всегда является одним из весомых мотивирующих факторов для работников предприятия. Систему премирования ПАО «ЛУКОЙЛ» можно составить из следующих видов премий, поощрений и вознаграждений:

- премия за производственные результаты (выполнение и перевыполнение производственных заданий);

- единовременное поощрение за выполнение особо важных производственных заданий;

- премия за введение в срок или досрочно производственных мощностей и объектов;

- премия за улучшение конечных результатов хозяйственной деятельности;


- единовременное поощрение работников к юбилейным датам;

- единовременное вознаграждение за выслугу лет;

- вознаграждение за непрерывный стаж работы;

- вознаграждение по итогам года.

Важным моментом здесь является то, что премия не должна начисляться за результаты и деятельность работников, являющихся обязательными и оплачиваемые в рамках постоянной части заработка. Необходимо давать понять работнику, что премия - это не привычная форма доплат, которая не может стимулировать работника, а доплата за эффективный труд, инициативу и т.п.

Кроме системы премирования, можно отметить еще несколько моментов, которые несомненно позволят улучшить систему мотивации в компании, сделать ее еще более эффективной:

- обогащение содержания работы и расширение ее рамок; это позволит удовлетворить потребность работников в самовыражении, росте и развитии;

- коммуникабельность и доступность руководства. Персонал должен постоянно ощущать внимание к своей работе, к своим производственным и личным проблемам, знать, что от каждого зависит общий успех, что при необходимости его примут и выслушают с вниманием;

- карьерный рост. Он позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников, объединяя в себе целый комплекс мер мотивации сотрудников и развития их профессионального потенциала. Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений;

- систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет;

- внедрение системы перераспределения рабочего времени посредством создания гибких графиков работы. Правом работать в свободном режиме необходимо наделять передовых работников, сознательных и организованных. Это будет дополнительной мотивацией к более эффективной работе;

- создание комфортного психологического климата в коллективе. Это является одним из важнейших условий повышения эффективности работы персонала. Устойчивый психологический климат характеризуется стабильностью коллектива и удовольствием, с которым люди ходят на работу. Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями. Дружба и любовь - слишком сильные чувства, которые предъявляют повышенные требования к тем, кто участвует в этих отношениях, что часто приводит к нарушению комфортного психологического климата;