Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов, а с другой — через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

2.3. Направления использования финансов в развитии экономики

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех областях общественной деятельности.

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обеспечения воспроизводственного процесса, целесообразно рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства - решение проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются прежде всего в экономической сущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве:

1) распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2) использование финансов в системе платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование финансов как инструмента экономического стимулирования производства и труда.

4) важнейшими направлениями расходования финансовых ресурсов являются финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете.


Финансовые ресурсы направляются на обеспечение воспроизводственного процесса путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов -финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления

В последние годы доля внутреннего продукта России, распределяемая на накопление, составляет менее одной четверти, а на потребление — две трети. Размеры этих долей в странах различны и в конечном счете зависят от уровня развития экономики. Тем не менее в развивающихся странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличение основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществляется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).


Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, т. е. предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и т. п.) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируются государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприятиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи и с государственными и муниципальными предприятиями (организациями) по поставкам продукции и товаров по государственным и муниципальным заказам (для государственных и муниципальных нужд).

Финансы используются в отношениях между предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т—Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.


Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов и на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.

Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов. В связи с этим и по ряду других обстоятельств в рыночном хозяйстве существенную роль играет государственное регулирование экономики, в том числе регулирование финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Заключение

Изучение сущности финансов и позволяет понять функционирование финансовой системы государства, а следовательно, расскрывает роль финансов в экономике. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в стране. Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного финансового регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.