Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
Введение
На сегодняшний день роль менеджмента в любой сфере заметно растет. Не существует такой деятельности, где менеджмент не будет влиять на производство, его эффективность, высокий уровень обслуживания населения. От менеджмента зависит качество управления, производительность труда, и его продуктивность. За рубежом существует большой опыт управления во всех сферах. Это ,например, сельское хозяйство , торговля, производство. Данный опыт пополняется за счет прогресса в социальной и экономической области. Однако в России система менеджмента пока не достигла совершенства в сравнении с зарубежным опытом. В российской экономики , на сегодняшний момент, происходит реорганизация устаревшей системы управления и власти, с использованием западных моделей управления. Однако надо учитывать, что социокультурная среда одного государства , может в значительной степени отличаться от среды другого государства, потому слепое копирование , одной модели менеджмента, может привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Менеджмент характеризуется как совокупность методов и форм управления производства ,типами собственности, развитием рыночных отношений, и государственным устройством, формой правления. Поэтому можно сказать, что развитие менеджмента в современной России возможно с учетом ряда особенностей.
Следовательно, в данной работе мы рассмотрим понятие менеджмента, его функций и концепции.
Целью работы является изучение современных подходов и концепций менеджмента, раскрытие понятия «менеджмента», его функций, направлений и то, как он оказывает влияние на современное управление в организациях и предприятиях.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные современные концепции менеджмента;
2. изучить понятие менеджмента и его функции;
3. рассмотреть предпосылки формирования концепций менеджмента и его историю;
4. изучить влияние данных концепций на современное управление;
5. сделать соответствующие выводы.
Предметом исследования выступает подходы и концепции менеджмента.
Объектом исследования является развитие основных подходов и концепций менеджмента, изучение его открывателей.
Глава 1. Понятие менеджмента и предпосылки его концепций
1. Понятие и сущность современного менеджмента
Понятие менеджмента можно рассмотреть в нескольких смыслах: как учебная дисциплина, как наука, и как область управленческой деятельности. Как хозяйственная деятельность, менеджмент способствует урегулированию рационального экономического процесса и социально-экономического развития.[1]
Менеджмент также служит психологическим способом управления людьми на предприятии, и способствует организации управления административными навыками, и правилам обращения с людьми, с целью повышения производительности труда. Также менеджмент - это учебная дисциплина, которая преподается в высших учебных заведениях и готовит специалистов для организации управленческой деятельности. Как наука менеджмент несет в себе совокупность концепций по управлению труда и выявления условий, при которых совместный труд становится более полезным.
Управление - это планирование и мотивация процессов способствующих формированию и достижению целей развития данного производства или фирмы, оно должно быть направлено на успех и прибыль организации.
Существует управление экономическое, техническое и социальное, в процессе которого регулируются различные отношения между людьми. Предметом управленческого труда являются непосредственно люди и отношения, которые складываются между ними в процессе совместного труда. Конечным результатом управленческого труда является управленческое решение.
Цена решения определяется себестоимостью и прибылью.[2] Побочным эффектом в управленческой деятельности является система управления и психологический климат.
Объектом деятельности управления является его финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные, трудовые затраты, учетно-распределительная и нормативная документация. Управление непосредственно связано с бизнесом. Бизнес, в свою очередь, понятие многогранное. Это и предпринимательская деятельность, получение прибыли в определенной сфере производства. Это и изготовление продуктов, а также оказание услуг. Бизнесмен , в свою очередь, это человек, который владеет капиталом, находящемся в обороте и приносящему доход. Организационная структура управления определяется его целями. Процесс управления технологиями принятия управленческих решений стоит перед фирмой и предприятием. Настоящий управленец должен руководить своей фирмой с помощью определенных задач.
1.2 Функции и принципы менеджмента
Функции - это то, с помощью реализуется любая отрасль, будь то философия, юриспруденция, или математика. Функции способны реализовывать любой процесс управления.
Исходя из самой темы курсовой работы, можно сказать, что основные функции менеджмента это:
- планирование,
- организация,
- координация,
- контроль,
- мотивация.
Начнем с планирования. Это одна из главных функций менеджмента, без которой не начнется ни одна деятельность, которая складывается из нескольких подфукций:
-прогнозирование, и целеполагание,
-распределение полномочий,
- оценивание ресурсов,
-определение программы действий,
-распределение бюджета,
-установление критериев контроля.
Планирование осуществляется на микроуровне и макроуровне. Макроуровень - это регулирование на уровне государства. Микроуровень осуществляется в рамках непосредственного определенного предприятия, который включает в себя совокупность определенных бизнес-планов и мер для их выполнения.
Процесс планирования состоит из анализа определения внешней среды, осуществление определенных действий, установление целей и их достижения. Это процесс принятия решений, который твердо ориентирован в будущее и должен будет принести определенные плоды – то есть прибыль. Планирование помогает сориентировать и определить хозяйственные задачи, сроки и средства достижения результата, материальные ресурсы, которые будут необходимы. С помощью планирования можно понять, какие предстоят трудности, риски, учесть внутренние и внешние факторы, которые приблизят к достижению положительного результата. [3]
Следующей функцией является организация. Она предполагает установление и укрепление рабочих отношений, а также отношений между руководством и подчиненными, в частности, в грамотном налаживании работы, связи между структурными подразделениями, филиалов различных предприятий, чтобы вся работа была как единый механизм. Организация предполагает функционирование и координацию многих задач с положительной продуктивностью и эффективностью.
Далее следующей функцией идет мотивация. Данная функция также немало важна, так как работники и весь состав предприятия должен осознавать, как и для чего ему трудиться. При планировании и организации работы руководитель устраивает, что конкретно должны делать сотрудники, какие задачи и с помощью чего должны быть выполнены и с помощью чего эти задачи должны воплотиться. Мотивация – это способ побуждения людей к определенным действиям, в данном случае к работе, побудив можно насыщая определенными идеями, определив величину награждения, и что будет в конце достигнутого, то есть какая награда за это ждет. Человеку по своей природе свойственно иметь потребности и их удовлетворять. Чем больше мотивация, тем больше человек одержим той идеей, что он удовлетворит свои потребности.
Следующей функцией служит контроль. Без контроля любая деятельность может потерпеть неудачи. Это, прежде всего, наблюдение за выполнением планов, и результатами деятельности, которое обязательно должно иметь систему, с помощью обратной связи с объектом, который подпадает под управление. Контроль необходим для дисциплины на предприятии и четкому следованию учета и плана. Он объединяет все функции менеджмента и управленческой деятельностью и становится их незаменимой частью, так как если есть планирование и организация, но нет контроля, то предприятие может не достигнуть желаемого результата производительности и продуктивности. [4]
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.
Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.
В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. [5]
К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.
Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.
Принцип многофункциональности. Менеджмент охватывает различные аспекты деятельности - материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).
Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.
Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.
В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.
Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.
Принципы сочетания централизации децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Соблюдение правильного отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.
Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.
Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.[6]