Файл: Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26 Заключение 30.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложения



Приложение А
Списки детей старшего дошкольного возраста

Список детей с хорошо развитой речью

  1. Кристина К.

  2. Вика Г.

  3. Саша К.

  4. Полина П.

  5. Аня К.

  6. Алина П.

  7. Полина Н.

  8. Саша С.

  9. Вика С.

  10. Алина Ш.

  11. Саша Х.

  12. Рома Е.

  13. Леша Г.

  14. Максим К.

  15. Паша Б.

  16. Игорь Г.

  17. Ольга Н.

  18. Ирина К.

  19. Андрей В.

  20. Илья С.

Список детей с общим недоразвитием речи.

  1. Паша Ш.

  2. Саша Ч.

  3. Матвей М.

  4. Саша К.

  5. Слава Г.

  6. Саша Б.

  7. Женя К.

  8. Дима Б.

  9. Женя Т.

  10. Влад З.

  11. Егор Н.

  12. Леша П.

  13. Настя К.

  14. Лера М.

  15. Настя Д.

  16. Оля Л.

  17. Анна С.

  18. Анатолий С.

  19. Даниил В.

  20. Алина В.


Приложение Б
Методики для исследования зрительной памяти

Методика 1. "Запомни и найди"

Цель: изучение зрительной памяти.

Материал: таблицы

Инструкция: "Мы будем снова играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке"

Покажите ребенку карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как "пустыми", так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

Оценка результатов выполнения задания:

  1. 4 6 - воспроизводит 4 картинки;

  2. 3 6 - воспроизводит 3 картинки;

  3. 2 б - воспроизводит 2 картинки;

  4. 1 б - воспроизводит 1 картинку;

  5. 0б - не воспроизводит ни одной картинки.

Методика 2. "Запомни и нарисуй"


Цель: изучение зрительной памяти.

Материал: образцы для запоминания на отдельных листах бумаги.

Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе"

Оценка результатов выполнения задания:

3 6 - воспроизводит все фигуры правильно;

2 6 - воспроизводит все фигуры, но с ошибкой;

1 б - воспроизводит хотя бы 1 фигуру правильно;

0 б - не воспроизводит ни одной фигуры

Методика "Восстанови порядок"

Приготовьте 5 - 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 - 20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Оценка результатов выполнения задания:

1 б - справился с заданием

2 б - не справился с заданием
Приложение В
Таблица П1. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с нормой речевого развития

Дети с нормой речевого развития


Методика "Запомни и найди"

Методика "Запомни и нарисуй"

Методика "Востанови порядок"

Всего баллов

Уровень

Серия1

Серия 2

Серия1

Серия2

Серия3

Серия4

Серия5

1. Кристина К.

4

4

3

3

3

3

2

1

23

в

2. Вика Г.

4

3

3

3

3

3

2

1

22

в

3. Саша К.

4

3

3

3

2

2

1

1

19

с

4. Полина П.

3

4

3

3

2

2

2

1

20

в

5. Аня К.

4

4

3

3

3

2

2

1

22

в

6. Алина П.

3

3

3

3

2

3

1

0

18

с

7. Полина Н.

2

4

3

3

2

2

1

1

18

с

8. Саша С.

4

3

2

2

2

3

1

0

17

с

9. Вика С.

4

4

3

3

3

3

2

1

23

в

10. Алина Ш.

3

4

1

2

2

1

1

0

14

с

11. Саша Х.

4

3

3

3

3

3

2

1

22

в

12. Рома Е.

3

4

3

2

2

2

2

1

19

с

13. Леша Г.

4

3

2

2

2

2

2

1

18

с

14. Максим К.

4

4

2

3

2

2

3

1

21

в

15. Паша Б.

3

3

2

3

3

3

3

1

21

в

16. Игорь Г.

4

4

3

3

3

3

3

1

24

в

17. Ольга Н.

3

3

3

2

1

1

1

0

14

с

18. Ирина К.

4

4

2

3

3

3

2

1

22

в

19. Андрей В.

4

3

3

2

1

1

1

0

15

с

20. Илья С.

4

4

3

3

3

3

2

1

23

в




Таблица П2. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с ОНР

Дети с ОНР


Методика "Запомни и найди"

Методика "Запомни и нарисуй"

Методика "Востанови орядок"

Всего баллов

Уровень

Серия1

Серия 2

Серия1

Серия2

Серия3

Серия4

Серия5

1. Паша Ш.

3

3

3

3

2

3

2

1

20

в

2. Саша Ч.

3

2

2

2

2

1

1

1

14

с

3. Матвей М.

2

2

2

1

1

1

0

0

9

н

4. Саша К.

1

1

1

2

2

2

0

0

9

н

5. Слава Г.

2

1

1

1

2

0

0

0

7

н

6. Саша Б.

2

0

2

2

2

3

2

1

14

с

7. Женя К.

1

0

1

2

2

0

1

0

7

н

8. Дима Б.

2

2

2

3

1

1

2

1

14

с

9. Женя Т.

1

0

1

2

2

2

0

0

8

н

10. Влад З.

2

2

1

1

2

1

1

0

10

н

11. Егор Н.

0

1

1

2

1

0

2

0

7

н

12. Леша П.

2

0

1

2

2

2

0

1

10

н

13. Настя К.

3

3

3

3

3

2

1

1

19

с

14. Лера М.

2

1

1

1

2

3

3

1

14

с

15. Настя Д.

1

0

1

2

1

1

0

0

6

н

16. Оля Л.

1

1

2

1

1

0

1

0

7

н

17. Анна С.

2

3

3

3

2

2

0

1

16

с

18. Анатолий С.

1

1

2

1

1

2

2

0

10

н

19. Даниил В.

1

0

1

1

2

1

0

0

6

н

Алина В.

2

1

2

2

1

0

0

1

9

н




Приложение Г

Игры на развитие зрительной памяти

Игра 1. "Найди отличия"

ЦЕЛИ

автоматизировать звук [л] в словах;

развивать зрительное восприятие, зрительную память;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата - фишки для самооценки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Посмотри очень внимательно на картинку - 30-50 с. (рис.1).

2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей (рис.2). Чего на ней не хватает?

3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.

4. Нарисовал? А вот правильный ответ - на этих карточках нарисованы недостающие предметы (рис.3). Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.

5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлич но красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно - синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех - не очень хорошо.

6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].

7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.

8. Определи место звука в слове - начало, середина или конец.

Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.

Игра 2. "Непослушный щенок"

ЦЕЛИ

автоматизировать шипящие звуки в словах;

развивать зрительное восприятие и зрительную память;

учить ориентироваться на листе бумаги;

развивать мелкую моторику;

формировать навыки самооценки;

обучать составлению рассказа.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Внимательно посмотри на картинку - 10-20 с. (рис.4). Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.