Файл: Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26 Заключение 30.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Исследование проблемы памяти в психологии
1.2 Психологический анализ структуры речевого нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава II. Изучение особенностей зрительной памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методика и организация исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования
Приложения
Приложение А
Списки детей старшего дошкольного возраста
Список детей с хорошо развитой речью
-
Кристина К. -
Вика Г. -
Саша К. -
Полина П. -
Аня К. -
Алина П. -
Полина Н. -
Саша С. -
Вика С. -
Алина Ш. -
Саша Х. -
Рома Е. -
Леша Г. -
Максим К. -
Паша Б. -
Игорь Г. -
Ольга Н. -
Ирина К. -
Андрей В. -
Илья С.
Список детей с общим недоразвитием речи.
-
Паша Ш. -
Саша Ч. -
Матвей М. -
Саша К. -
Слава Г. -
Саша Б. -
Женя К. -
Дима Б. -
Женя Т. -
Влад З. -
Егор Н. -
Леша П. -
Настя К. -
Лера М. -
Настя Д. -
Оля Л. -
Анна С. -
Анатолий С. -
Даниил В. -
Алина В.
Приложение Б
Методики для исследования зрительной памяти
Методика 1. "Запомни и найди"
Цель: изучение зрительной памяти.
Материал: таблицы
Инструкция: "Мы будем снова играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке"
Покажите ребенку карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как "пустыми", так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).
Оценка результатов выполнения задания:
-
4 6 - воспроизводит 4 картинки; -
3 6 - воспроизводит 3 картинки; -
2 б - воспроизводит 2 картинки; -
1 б - воспроизводит 1 картинку; -
0б - не воспроизводит ни одной картинки.
Методика 2. "Запомни и нарисуй"
Цель: изучение зрительной памяти.
Материал: образцы для запоминания на отдельных листах бумаги.
Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе"
Оценка результатов выполнения задания:
3 6 - воспроизводит все фигуры правильно;
2 6 - воспроизводит все фигуры, но с ошибкой;
1 б - воспроизводит хотя бы 1 фигуру правильно;
0 б - не воспроизводит ни одной фигуры
Методика "Восстанови порядок"
Приготовьте 5 - 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 - 20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.
Оценка результатов выполнения задания:
1 б - справился с заданием
2 б - не справился с заданием
Приложение В
Таблица П1. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с нормой речевого развития
Дети с нормой речевого развития | Методика "Запомни и найди" | Методика "Запомни и нарисуй" | Методика "Востанови порядок" | Всего баллов | Уровень | |||||
Серия1 | Серия 2 | Серия1 | Серия2 | Серия3 | Серия4 | Серия5 | ||||
1. Кристина К. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 23 | в |
2. Вика Г. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 22 | в |
3. Саша К. | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 19 | с |
4. Полина П. | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 20 | в |
5. Аня К. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 22 | в |
6. Алина П. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 0 | 18 | с |
7. Полина Н. | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 18 | с |
8. Саша С. | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 0 | 17 | с |
9. Вика С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 23 | в |
10. Алина Ш. | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 14 | с |
11. Саша Х. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 22 | в |
12. Рома Е. | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 19 | с |
13. Леша Г. | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 18 | с |
14. Максим К. | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 21 | в |
15. Паша Б. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 21 | в |
16. Игорь Г. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 24 | в |
17. Ольга Н. | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 14 | с |
18. Ирина К. | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 22 | в |
19. Андрей В. | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 15 | с |
20. Илья С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 23 | в |
Таблица П2. - Изучение зрительной памяти старших дошкольников с ОНР
Дети с ОНР | Методика "Запомни и найди" | Методика "Запомни и нарисуй" | Методика "Востанови орядок" | Всего баллов | Уровень | ||||||||
Серия1 | Серия 2 | Серия1 | Серия2 | Серия3 | Серия4 | Серия5 | |||||||
1. Паша Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 20 | в | |||
2. Саша Ч. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 14 | с | |||
3. Матвей М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 9 | н | |||
4. Саша К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 9 | н | |||
5. Слава Г. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 7 | н | |||
6. Саша Б. | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 14 | с | |||
7. Женя К. | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 7 | н | |||
8. Дима Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 14 | с | |||
9. Женя Т. | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 8 | н | |||
10. Влад З. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 10 | н | |||
11. Егор Н. | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 7 | н | |||
12. Леша П. | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 10 | н | |||
13. Настя К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 19 | с | |||
14. Лера М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 14 | с | |||
15. Настя Д. | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 | н | |||
16. Оля Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 7 | н | |||
17. Анна С. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 0 | 1 | 16 | с | |||
18. Анатолий С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 10 | н | |||
19. Даниил В. | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 6 | н | |||
Алина В. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 9 | н |
Приложение Г
Игры на развитие зрительной памяти
Игра 1. "Найди отличия"
ЦЕЛИ
автоматизировать звук [л] в словах;
развивать зрительное восприятие, зрительную память;
развивать мелкую моторику;
формировать навыки самооценки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата - фишки для самооценки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Посмотри очень внимательно на картинку - 30-50 с. (рис.1).
2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей (рис.2). Чего на ней не хватает?
3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.
4. Нарисовал? А вот правильный ответ - на этих карточках нарисованы недостающие предметы (рис.3). Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.
5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлич но красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно - синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех - не очень хорошо.
6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].
7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.
8. Определи место звука в слове - начало, середина или конец.
Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.
Игра 2. "Непослушный щенок"
ЦЕЛИ
автоматизировать шипящие звуки в словах;
развивать зрительное восприятие и зрительную память;
учить ориентироваться на листе бумаги;
развивать мелкую моторику;
формировать навыки самооценки;
обучать составлению рассказа.
ОБОРУДОВАНИЕ
Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.
Инструкция для ребенка
1. Внимательно посмотри на картинку - 10-20 с. (рис.4). Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.