Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
Авторы энциклопедического словаря, под руководством А. М. Прохорова пришли к мнению, что дерево целей и задач - это развернутая, разложенная по уровням совокупность целей и задач экономической программы. Она построена по логической схеме: цели программы и задачи, которые необходимо решить для получения желаемых целей, мероприятия, которые обобщают решение задач, ресурсы, и т.д.»
Наиболее чаще в менеджменте используется термин: дерево целей - это структурированная, построенная по иерархическому типу (распределенная по уровням), совокупность целей экономической системы, плана, программы, в которой выделяют главную цель (макушка дерева); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева). Теория разработки разнообразных решений в менеджменте занимается разработкой общих подходов и методов анализа ситуаций принятия решений, которые используются и в методе «дерево решений».
При построении дерева решений менеджеры используют данные, сведения, информацию о возникшей проблеме или поставленной задаче. Таким образом, менеджер формулирует решение, в котором будет конкретно указано, как, кому, что, когда, где и с помощью чего надлежит сделать (см. Приложение 1).
В разработке и принятии управленческих решений выделяют следующие методы:
1. Метод постановки задачи в ходе которой обосновываются решения в различных условиях (определенности и неопределенности);
2. Метод экспертной оценки; метод мозговой штурма, с привлечением наиболее компетентных специалистов экономического анализа;
3. Метод моделирования при помощи матриц. Для этого необходимо анализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия: СТЭП – факторный анализ и SWOT – анализ;
4. Программно - целевой метод решения задач по скалярному критерию;
5. Графоаналитический метод Мака и другие.
Для того чтобы выявить наилучшей вариант решения поставленной задачи менеджеры используют выше описанные методы для сбора информации о проблеме, где учитываются предпочтения и допустимые риски руководителя, а также реакции со стороны конкурентов. Список правил разработки и принятия управленческих решений, которые будут применяться в данной курсовой работе, основаны на методике, представленной в Приложении 2.
Данный метод состоит из трех этапов:
1. Постановка задачи, формирование будущих решений, выбор оптимального управленческого решения с помощью Матрицы оценки решений. Расценивается по 10-бальной шкале и оценки возможности реализации решения при поставленной цели от 0 до 1.
2. Принятие управленческого решения, по данной методике, основывается на экономическом анализе. Постановка задачи включает: выявление проблемы и оценка. При помощи оценки финансового состояния определяется успешность продаж на коммерческом предприятии.
Здесь рассматриваются проблемы и недостатки в ведении коммерческого предприятия, рассчитывается, к каким итогам они могут привести. Определяется человек ответственный за процесс разработки вариантов решений. Исходя из существующих условий работы производства, просчитываются возможные варианты финансовых результатов, наличия собственных и заимствованных ресурсов, также рассчитываются модели финансового состояния при различных вариантах использования ресурсов.
3. При формировании решений, по данной методике, ранжируются абсолютные показатели прибыли: финансовое состояние, ликвидность баланса, финансовая устойчивость, платежная способность предприятия, использование собственного и заемного капитала с наибольшей выгодой, экономический анализ финансового состояния предприятия с набором финансовых характеристик. Формулируются вероятные ограничения в финансах, ресурсах, материалах, правах и кадрах.
Также по этой методике вырабатываются множество альтернативных вариантов решений, с использованием матрицы оценки решений с набором количественных характеристик. Также как вариант используется решение о бездействии, то есть сохраняется проблемная ситуация.
В качестве абсолютных величин при разработке различных управленческих решений берется будущее увеличение объема реализации товара в предприятии, увеличение прибыли, экономия ресурсов при производстве, сокращение кредиторской и дебиторской задолженности и другое. В качестве относительных величин используется рейтинговая оценка решений в баллах с учетом их значимости и вероятности реализации.
При выборе наилучшего решения, по данной методике применяется величина показателя, выбранного для измерения желаемых решений, как максимум этой величины, исправленной с учетом значимости решения и возможностью его реализации при достижении ожидаемой цели. Выбор желаемого экономического решения по рейтинговой оценке с помощью матрицы оценки решений по данной методике, в курсовой работе выбирается по критерию:
ΣБ i *Рi → max.
Ведущими факторами, влияющими на качество и эффективность управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения. Конечно же в принятии любого управленческого решения играют огромную роль три компонента: интуиция, суждение, рациональность.
«Системный подход к принятию решения» выставлены параметры проблемы, которые необходимо решить. Например, рассмотрим конкретные рынки: требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.д.
На «выходе» системы – решение, которое выражено количественно или качественно. Оно имеет определенную степень вероятности реализации, степень риска, достижения запланированного результата и т.п.
Компонентами «внешней среды» в системе являются факторы макро и микросреды. Он влияют на решения. Обратная связь характеризует различную информацию, которая поступает от потребителей к менеджеру принявшему решение. Или же к лицу, от которого исходила информация по решению проблемы («выход»). Поступление информации обратной связи может быть связано с решением некачественного характера, претензиями и требованием потребителей об доработки управленческого решения, появлением новшеств и другими факторами. Рисунок 1
Внешняя среда
Вход
Выход
Процесс в системе
Обратная связь
Рисунок 1- Системный подход к принятию решения
К ведущим условиям обеспечения максимального качества и эффективности управленческого решения относятся:
1. Использование при разработке управленческого решения научных методов менеджмента.
2. Изучение экономических законов, определение их влияния на эффективность решений.
3. Обеспечение корректной и качественной информацией лица, принимающего управленческое решение.
4. Применение методов функционально – системного анализа прогнозирования, моделирования и экономического подтверждения каждого управленческого решения.
5. Схематизация проблемы и построение дерева целей;
6. Обеспечение сравнимости вариантов управленческих решений;
7. Обеспечение множества вариантов управленческих решений;
8. Правовая обоснованность принимаемого решения;
9. Автоматизация процесса сбора и обработки информации;
10. Разработка системы ответственности и мотивации качественного и
эффективного решения при принятии решений;
11. Наличие механизма воплощения управленческих решений.
Принимая во внимание, что у предприятия может быть огромное количество целей, их индивидуальный характер и сложность взаимосвязей, для их анализа применяется специальная модель - модель дерева целей. Такая модель дает возможность учесть существование иерархии целей. Это значит, что между целями, кроме конфликтов, еще существуют и другие связи.
Для повышения качества метода дерево решений осуществляется их анализ на основании классификации по признакам:
- стадия жизненного цикла товара;
- цели (коммерческие и некоммерческие); ранг управления (верхний, средний, низший);
- Обширность (комплексные и частные решения);
- Организация выработки (коллективные и личные решения);
-Продолжительность действия управленческих решений (стратегические, тактические, оперативные решения);
- Объект действия; Форма преподнесения (план, программа, приказ, распоряжение, просьба); сложность (стандартные и нестандартные); способ передачи (вербальные, письменные, электронные)
3.2 Алгоритм построения дерева целей
Единого метода для достижения любой стратегической цели организации, конечно нет, но имеются общие операции и процедуры методики построения дерева решений. Обычная модель дерева целей предприятий выглядит следующим образом на рисунке 2.
UО1 |
U1.1 U1.2. |
У2.4
У2.3 ∩
У2.2.Ử
U2.1Ử
УО1 = У1.1 ∩У1.2;
У1.1 = У2.1Ử2.2;
У1.2.= У2.2.Ử (У2.3 ∩У2.4
У01= (У2.1Ử У2.2) ∩(У2.2.Ử (У2.2.∩ У2.4.=
= (У2.1 ∩У2.2.) Ử (У2.1∩У2.3 ∩ У2.4)Ử(У2.2 ∩У2.3∩У2.4
Рисунок 2-Типичный пример модели дерева целей и способа его обработки
Как изображено на рисунке 2, на самой верхней ступени должно находиться одна фиктивная цель (У01), которая состоит в выполнении всех подчиненных ей целей (У1.1 и У1.2).Они отображают разнообразные сферы деятельности. Нижние ступени (У2.1, У2.2 и т.д.) разъясняют эти цели по особенным целям.
Это - подцели являются частями разработанного дерева целей. Они объясняют способы воплощений подцелей и считаются целями-ресурсами, а "листья ∩ иỬ" - конкретными разъясненными мероприятиями.
Перечень обработки приведенной на рисунке 2. типичной модели дерева перечисляет подстановку выражений, подходящих к описанию подцелей в формулы для целей предыдущего уровня этого дерева решений.. Потом они раскрываются по правилам сложения и логического сложения.
Разрешается упрощение вариантов решений, так как для принятия решения в самой верхней ступени (не является листом) достаточно реализовать любой из вариантов альтернативных групп, подчиняющихся ей. Например, из рассматриваемой схемы можно удалить те варианты, в которых содержатся те же самые подцели, что и в других вариантах, также и дополнительные элементы.
Так, в нашем примере вариант У2.1⊥У2.2 явно менее эффективен, чем У2.2, потому что требует такие же затраты, хотя ожидается такой же результат.
Как известно, любая подцель должна содержаться в каждой альтернативной группе не больше 1 раза. Исходя из этого, из группы можно удалить повторяющиеся элементы, но только в составе одной группы. Если вершины (листья) заменить числами, то есть стоимостью товара, временем реализации, вероятностью завершения реализации в определенной срок и т.д., то в итоге, можно получить наилучший вариант решения исходной цели. Критериями выбора рассматриваются: минимальная стоимость товара, расходование каких-либо других ресурсов, времени, вероятность отрицательного результата и т.д.
Важнейшей ступенью в методе «Дерево решений» в конкретизированных управленческих ситуациях является постановка цели.
На первом этапе цель выражается в виде нескольких предложений, отвечающих на вопрос «Что?» (цель).Это то, что получит организация при достижении цели. Исходя из этого, при поспешном определении выбранной стратегии может произойти искажение, или даже ошибочное представление о целях организации. Для этого необходимо конкретнее разобрать цель, миссию предприятия, а уже только потом продумывать и решать какие признаки будут более важными для будущего предприятия.
Итак, правильное определение понятия цели поможет установить критерии, при которых организация будет двигаться в правильном направлении, к намеченной ли цели она двигается, а также время, когда организация достигнет этой цели. Поэтому, чем точнее будет определена цель, тем легче будет установление критерий и ограничений.
Определение стратегической цели – имеет огромную роль в ступени принятии управленческого принятия решений, так как он выявляет определенность и соизмеримость цели, осознанное согласие представителей различных групп влияния по поводу выработанных целей.
В последующей ступени стратегическая цель раскладывается по подцелям, которые предусматривает определенные операции и процедуры.
Данное логическое деление операции и процедуры, своим результатом имеет иерархию цели и подцелей, построенную на отношении «род-вид».
Например, можно в качестве одной из стратегической цели взять «снижение издержек в течение года на 15%». Если данная организация имеете торговые точки в сельской местности и в городе, и для этих двух разных видов торговых точек надо выделить две подцели. Такое логическое деление своими результатами имеет иерархию цели и подцелей, построенную на отношении «род-вид». Тогда дерево целей снижения издержек в течение года на 15 % будет выглядеть следующим образом на рисунке 3.