Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
ВЕДЕНИЕ
Менеджмент - это управление коммерцией или производством, а также обобщенность принципов, средств, методов и форм управления, которые разрабатываются и применяются в практике с целью увеличения рентабельности предприятия и прибыли. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать обобщенные методы управления, которые необходимы для любого предприятия в эффективности работы.
Другими словами, менеджмент - это умение добиваться целей, посредством интеллекта, труда, мотивов поведения и взаимодействия других людей в предприятии. Слово «Менеджмент в переводе на русский язык означает «управление»- то есть это функция, вид работы по управлению людьми в самых разнообразных предприятиях. Менеджмент - также является областью знаний людей, которые осуществляют эту функцию. «Менеджера»- это люди, осуществляющие работу по управлению персоналом предприятия. За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознанна в тридцатые годы. Именно тогда деятельность эта была признана полноценной профессией, областью знаний, самостоятельной дисциплиной. Когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, научно-техническим, производственным потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами, заговорили о революции менеджеров. Крупнейшие корпорации, банки обладают силой экономикой и политикой великих наций. От них зависит возможности правительства, многие из них имеют выход за границу, распространяют свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети не только внутри страны, но и во всем мире. И так, решения менеджеров определяют судьбы миллионов людей, государства и регионов. До сегодняшнего дня задаются вопросом: менеджмент- это наука или искусство? Некоторые теоретики в области менеджмента считают, что управление это искусство, которым можно овладеть только через опыт и практическую деятельность.
В России должность менеджера признали как полноценную профессию и деятельность совсем недавно. Теперь в официальных документах при оформлении термин «руководитель» заменяется термином менеджер. Говоря о менеджменте, имеют ввиду, личность менеджера–человека, который управляет, работает в тех или иных предприятиях, на обязанности его подчинённых. Также применяются термины « Администрация», которой отображает обезличенную систему управления. Когда говорят менеджер, имеют в виду профессиональную управляющую личность, которая знает, что он представитель данной профессии, а не просто экономист, занимающийся управлением. Также менеджер-это человек, прошедший специальную подготовку по управлению рабочими кадрами, в целом рабочим ресурсом всего предприятия.
Человек, желающий стать менеджером в каком либо предприятии должен занимать прежде всего должность управляющего. Для того, чтобы осознать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, он должен освоить азы знаний, которые непосредственно касаются области менеджмента. Необходимо так же придерживаться некоторых существующих, специально для этого разработанных стандартов, даже внешних атрибутов индивидуального поведения, которые обычно присущи менеджерам. А также не следует забывать, что высоко ценится тот руководитель, который знает и любит свое дело, справляется со своими задачами в этой области на отлично, добивается поставленных целей даже при сложных ситуациях. Это главный стандарт настоящего менеджера.
Принятие управленческих решений — играет огромную роль в ступени развития предприятия, планировании, мотивации, в лидерстве и контроли. Смысл управленческой функции является в смене организационных вопросов, постановлении актуальных на данный момент целей, которые необходимы для достижения прогресса в производстве. Так функция контроля помогает определить те или иные отклонения от намеченных планов и целей на определённый период, а функция принятия решений помогает вносить изменения в уже имеющиеся планы, стандарты, процедуры, практики и исполнения в целом.
Принятие управленческого решения — это важный этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого менеджера. Итогом управленческой и организационной работы менеджера является управленческое решение вопросов в любых ситуациях и достижением поставленных целей в общем.
Глава 1.Виды управленческих решений. И их роль в процессе руководства 1.1 Управленческое решение в менеджменте
Управленческое решение в менеджменте — это результат анализа, прогнозирования, предвидение будущих результатов, экономического обоснования и выбора наиболее лучшего решения задачи из множественных вариантов для достижения поставленных целей.
Целью управленческого решения в менеджменте является необходимость решения или устранения проблем, возникших в предприятии по той или иной причине. Потому как, ресурсы для решения возникших проблем на предприятии ограничены, то нужно квалифицировать проблемы по их степени риска, актуальности и размера.
1.2 Классификация управленческих решений
Анализ управленческих решений подразделяют по следующим признакам:
- Стадия спроса на товар;
- стадия подсистемы менеджмента
- сфера действия;
- Цели: коммерческие и некоммерческие.
- сфера действия;
- ранг управления;
- масштабность;
- организация выработки
- длительность действия
- формы отражения
- способы формализации
- формы реализации
- способы передачи
Главные факторы, влияющие на качество управленческого решения это:
- использование системы менеджмента научных подходов и принципов;
- способов моделирования;
- организация автоматической регуляции управления;
- стимулирование качественного решения в организации и.т.д.
Люди, принимающие участие в решении, называются субъектами управленческих решений в менеджменте. Субъектами управленческих решений могут быть как отдельные личности так и группа людей, имеющие полномочия при принятии решений. Также, в процессе принятия решений могут принимать участие эксперты — специалисты по конкретным проблемам, сферам, процедурам. Эксперты помогают в постановке задачи, в разработке возможных внештатных ситуаций, сформировывают цели и определяют ограничения, разрабатывают все варианты решений проблемы и дают оценку их результатам-последствиям. Они за свои рекомендации несут ответственность.
При принятых решений отдельной личностью, характерен более высокий уровень творческого подхода. В таких решениях очень часто выражается много новых идей и концепций. Также, для принятия индивидуальных решений нужно меньше времени, так как их не нужно согласовать.
При подходе в принятии решений группой людей обеспечивается более высокая обоснованность и малое количество ошибок, а также разносторонность разработок. Но увеличивается время, которое необходимо потратить на разработку, согласование и принятие наилучших решений.
Наиболее распространенной является классификация, разработанная Г.Саймоном, где все проблемы делятся на три основных класса:
- Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы, где существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в символах или числах.
- Неструктурированные или качественно выраженные проблемы, которые содержат лишь описание важных ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми неизвестны;
- Слабоструктурированные или смешанные проблемы, содержащие как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем доминируют. Обычно в принятии решения выделяют в различной степени три ступени:
- суждения;
- интуиция;
- рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственные ощущения своего выбора. Здесь играет роль «шестое чувство», своего рода озарение. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случая, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом похожи с интуитивными, может, потому, что на первый взгляд их логика плохо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный опыт. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в такой же ситуации в прошлом. Но иногда суждения невозможно соотнести с ситуацией, которой раньше не было, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области.
Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обосновании и оптимизации — они принимаются для стратегического и тактического управления любой подсистемы менеджмента.
1.3 Виды управленческих решений
Поскольку решения принимаются людьми, то такие решения несут на себе отпечаток индивидуальности менеджера. Поэтому различают следующие виды управленческих решений:
- Уравновешенные управленческие решения принимают лица, которые контролируют свои действия и дают отчет результатам, полученным в ходе принятия решении. Свои гипотезы и решения подвергают сомнениям и проверкам. Но, перед принятием решения, они формулируют свои цели, обдумывают и проверяют.
- Импульсивные управленческие решения – это идеи, которые рождаются спонтанно, причем в огромном количестве. Но к сожалению менеджеры, которые рождают такие идеи не могут в полной мере проверить и оценить свои идеи. По этой причине такие решения являются не надежными и часто не применяются на практике. необоснованными и
- Инертные управленческие решения получаются в ходе анализирования и тщательного подхода, что требует много времени и не подходит при решениях стратегических врпросов.
- Рискованные управленческие решения схожи с импульсивными подходами к управленческим вопросам , но отличаются тем, что авторы этих решений не могут объяснить свои решения тщательно, но уверенны в своем выборе, и не бояться что выработанные ими планы обречены провалу, хотя это бывает редко.
- Осторожные управленческие решения – устаревший метод, при котором принятие управленческих решений рассматривается очень тщательно, прорабатываются разнообразные варианты решения проблемы, что приводит к тому, они становятся обыденными и не отличаются оригинальностью.
Глава 2. Процесс принятия управленческих решений в менеджменте 2.1 Анализ факторов, вызвавших проблемную ситуацию
Появление проблемы в предприятии становится явным, когда производительность труда идет на спад, и необходим стратегический план по выявлению проблемы и ее решения. При анализировании возникшей проблемы, необходимо учитывать факторы, влияющие из различных источников. И по этим показателям, рассмотреть их:
Внутренние факторы, которые влияют на само производство. Рассматривается абсолютно все: цели и стадии развития, прием заказов от различных потребителей, структуры и схемы управления кадрами, финансовые и трудовые ресурсы, объем работы и качество работы, воспроизводительность труда, и т.д.). Если же идет какой-то сбой в системе работы то есть изменение нескольких факторов, то это значит, что необходимо принимать меры стратегического управленческого воздействия, при котором предприятие сможет сохранить свои свойства производственной системы, как единого целого..
- Внешние факторы.
На такие факторы, конечно менеджеры никак не могут повлиять, так как эти факторы идут из окружающей внешней среды, а они работают только в системе внутри организации.
При стратегической ситуации в предприятии, естественно идет реорганизация хода работы, возникают проблемы с ресурсами, с сырьем, вплоть до трудовых ресурсов.
Анализ факторов, которые вызвали стратегическую ситуацию, дает возможность проанализировать ресурсы и их затраты, при этом станет ясно в чем проблема.
При принятии управленческих решений необходима оценка качества, другими словами контроль исполнения этого решения.
Оценку действий производят на разнообразных стадиях принятия управленческих решений. Первый этап-это разработка задачи принятия решений , что включает в себя оценку масштабов, границ и уровня распространения стратегической ситуации, второй этап- это этап решения— оценка наиболее подходящих решений , предложенных менеджерами данного уровня, третий этап-это принятие решения, в ходе которого ведется контроль . Четвертый этап —это оценка последствий, ожидаемых в будущем при его реализации. Для этого используют определенные критерии.
Этап формирования решений начинается только со сбора информации из достоверных источников и обработки этой информации, без наличия информации невозможен анализ возникшей ситуации на данном предприятии и соответственно принятие решений. При анализировании сложных стратегических проблем не хватит информации, которую получают от системы отчетности данного предприятия.