Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы философии Иррационализм в философии философия жизни, экзистенциализм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Егорьевский АТК имени В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА Специальность 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Контрольная работа по дисциплине
Основы философии
-
Иррационализм в философии: философия жизни, экзистенциализм -
Научный метод познания: эмпирический и теоретический
3.Задание № 16 Решение философской задачи
Выполнил студент 4 курса 42 группы
Шифр 136 Вариант: 16
ФИО (полностью): Бгатов Дмитрий Александрович
Краткая рецензия:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
«________», допуск к экзамену
Преподаватель(_________________) ___________ подпись расшифровка подписи дата проверки
2023 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ по первому вопросу ........................................................................ 3
СОДЕРЖАНИЕ (по первому вопросу)
-
Иррационализм в философии: философия жизни, экзистенциализм ............ 4 1.1 Экзистенциализм-философия человеческого бытия, основные направления и представители .................................................................................................... 4-
Основные проблемы экзистенциализма и пути их решения ....................... 6 -
Роль экзистенциализма в политической и духовной жизни общества ....... 9
-
ВЫВОД по1-ому вопросу .................................................................................. 11
ВВЕДЕНИЕ по второму вопросу ...................................................................... 12
СОДЕРЖАНИЕ по второму вопросу
-
Научный метод познания: эмпирический и теоретический ......................... 12
-
Понятие метода ............................................................................................ 12 -
Общелогические приемы познания ............................................................. 14 -
Эмпирические и теоретические методы научного познания ..................... 15
ВЫВОД по2-ому вопросу .................................................................................. 19
-
Практическое задание №3 ............................................................................. 19
Список использованной литературы ................................................................. 21
ВВЕДЕНИЕ по первому вопросу
Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в конце 20-х годов 20 века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Условно это движение разделяется на два направления: атеистическое (представители М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное-К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.
Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой катастрофы». Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов.
Тип их философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм духовного освоения действительности.
Их работы отличает, скорее, сюжетность, художественность.
-
Иррационализм в философии: философия жизни, экзистенциализм
-
Экзистенциализм-философия человеческого бытия, основные направления и представители.
Экзистенциализм (лат. Exsistentia-– существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.
Основные формы экзистенциализма
Существует три формы так называемого экзистенциализма:
-
экзистенциальная онтология Хайдеггера («Sein und Zeits», 1927), основной вопрос которой - о смысле бытия; -
экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; -
экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин («L'Etre et 1е neants», 1943). Его философия — это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику.
Экзистенциалисты отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа. Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная.
-
Основные проблемы экзистенциализма и пути их решения
Основной уклон сделан на решение тех проблем, в которых акцент направлен на проблемы человека, его существование, развитие его личности, отношения человека к природе, обществу, другим индивидам, к культуре. Богу и религии. Поэтому выделяются проблемы времени, смерти, личности. Эти проблемы затрагивают друг друга, они связаны определенными звеньями.
Основные проблемы экзистенциализма и пути их решения рассматривали такие ученные, как Хайдеггер, (автор в 1927 году знаменитой книги “Бытие и время”), К. Ясперс (автор книг “Психология мировоззрений” (1919), “Духовная ситуация времени” (1931), “Философия” (три тома 19311932), и др.). Самый значительный представитель французского экзистенциализма - Жан Поль Сартр (1905-1980), автор теоретического труда “Бытие и ничто”.
Популярность и влиятельность французского экзистенциализма во многом также обязана творчеству Альбера Камю (1913 – 1960) - писателя, публициста, философа. Создателем религиозного (католического) варианта экзи-стенциальной философии является Габриэль Марсель (1889-1973) - французский драматург, критик, философ. Основные его труды : “Метафизический дневник” (1927), “Быть и иметь” (1935), “Человекскиталец” (1945), и др.
Проблема смерти.
Вот что думают экзистенциалисты по этому поводу: мы не можем переживать смерть. Следовательно, она вообще не является частью доступной нам в переживании действительности. Она - голое прекращение, которое, покуда мы живем, ничуть не должно нас касаться, если же оно настает, то нами не переживается.
Впрочем, в основе этого напрашивающегося столь само собой разумеющимся образом воззрения лежит совершенно определенная предпосылка, оказывающаяся несостоятельной в свете более точного рассуждения. Речь идет о представлении, что жизнь тянется наподобие длинной нити, в которой любое отдельное мгновение оказывается самодостаточным, нить же тянется до тех пор, пока когда-либо не явятся ножницы и не перережут ее. Таким образом, смерть предстает внешним концом, подступающим к жизни в каком-либо виде извне и не играющим никакой роли в ее более глубоком сущностном определении. В этом представлении жизнь вполне постижима из самой себя, без допущения смерти, вообще без какого-либо ее учета.
Подобное понимание покоится, следовательно, на истолковании времени в качестве развертывающегося одномоментного континуума. Однако оно рушится при более точном исследовании реально переживаемого времени. Последнее не может быть определено лишь в качестве подобного одномерно развертывающегося континуума, и потому человеческая жизнь представляет собой не только настоящее, взятое в рамках лишенного протяженности поперечного сечения, но, если исследовать, что же составляет человеческую жизнь в какое-то определенное мгновение, то выясняется, что компонентами данного мгновения выступают уже и составные части будущего (более тщательно этот вопрос будет рассматриваться ниже при анализе временности). В надеждах и опасениях, в планах и проектах или же лишь в ожидании жизнь всегда уже оказывается вне настоящего мгновения. Все это - неотделимая часть настоящего, ведь свое направление и облик текущая жизнь получает лишь из связей с будущим, без чего она даже не сможет состояться.
Однако если настоящее, таким образом, формируется лишь под влиянием соотнесения с будущим, то смерть должна включаться в текущую жизнь в качестве предельного момента подобного соотнесения: поскольку уже сейчас жизнь соотнесена со смертью, опасается (bangen) ее или, по меньшей мере, считается с ней.
Однако и эта мысль не столь уж неоспорима, и с точки зрения философии жизни на нее можно возразите что в качестве составной части настоящего мгновения могло бы иметь силу лишь только то, что было бы дано в нем в каждом конкретном случае посредством переживания.
Итак, экзистенциальная философия утверждает, что, хотя отношение к смерти и не должно являться обязательной составной частью любого современного сознания, тем не менее оно представляет собой необходимое условие для достижения подлинного cyществования. Лишь за счет знания смерти человеческая жизнь вздымается к его вершине. Лишь за счет отношения к смерти, к этой окончательной и неизбежной возможности, надлежащее место занимает и прочая соотнесенность человека с будущим - такова идея, которая затем была выразительно разработана, в первую очередь, Хайдеггером. Смерть, следовательно, является окончательно и безусловнейшей пограничной ситуацией.
Объективное и субъективное время
В экзистенциально-философском обсуждении вопроса о смерти отчетливо выявилось, насколько решающим образом предстоящее лишь в будущем событие может оказаться действенным в качестве формирующей силы уже в настоящий момент. Будущее понимается здесь не как нечто еще не реальное и, стало быть, нереальное, что отстояло бы от единственно реального настоящего, но в качестве чего-то вполне действенного оно содержится уже в самом настоящем. Тем самым проблема времени неизбежно приобретает для экзистенциальной философии центральное значение. На основе своего особенного жизненного опыта экзистенциальная философия открывает новый, плодотворный подход к проблеме времени, посредством которого решительным образом продвигается в ее разрешении.
И здесь вновь сказывается внутренняя замкнутость экзистенциальной философии, за счет которой любые ее отдельные стороны определяются исходя из единого центра. Первый шаг опять-таки делается на основе содержащегося в проблеме «субъективного мыслителя» основополагающего обратного соотнесения любых вопросов с их значением для переживающего человека. В вопросе о времени речь