Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы философии Иррационализм в философии философия жизни, экзистенциализм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в первую очередь, идет о человеческом к нему отношении, о тех формах, в каких время дано человеку сообразно переживанию. В этом смысле реально переживаемое субъективное время» отслаивается от измеримого часами физического, или «объективного времени».

То, что переживаемое время отклоняется от «реального» объективного времени и в зависимости от вида испытываемого в том или ином случае переживания воспринимается то быстрее, то медленнее, так что радостные часы словно бы пролетают, в то время как в скуке минуты растягиваются до вечности, является настолько необычным фактом, что его до сих пор даже не могли вполне оценить. Впрочем, этот факт не рассматривался в его подлинном философском значении.

При этом односторонним образом ориентировались на объективное время, в переживании же времени (das Zeiterleben) видели лишь отклонение от изначального времени (die Uhrzeit), выражение ущербности человеческого чувства времени (der Zeitsinn), полагая переживание времени как таковое философски несущественным. Потребовался лишь принципиальный поворот для того, чтобы увидеть, что вопрос о переживаемом времени ведет назад в глубинное ядро вопроса о самом человеке. И это явилось достижением исключительно экзистенциальной философии.


    1. Роль экзистенциализма в политической и духовной жизни общества.




Экзистенциализм или "философия существования" в середине XX в. Одно из самых модных философских течений. И так как основная его тема духовный мир человека, судьба личности в современном мире. То данная тема, близкая любому художнику, писателю, поэту, делает это направление популярным среди художественной, интеллигенции. Указанное обстоятельство побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.

Влияние экзистенциализма на массовое, сознание столь велико, что известный российский поэт А. Вознесенский заявил: "Самое значительное, что дал XX век философии- это экзистенциализм".Экзистенция означает способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, быть самим собой. Означает она и особое "летучее качество человека". Не каждый человек обладает экзистенцией. Это свойство должно постоянно возобновляться тяжелой работой духа, углубляющегося "внутрь себя".Действительно, роль эмоций в жизни человека огромна. Но превращение их в единственный предмет философского анализа - крайность. Получается, что все многообразные отношения и связи человека с миром рассматриваются только через призму его эмоций, причем эмоций в основном отрицательных. Из многообразных форм жизнедеятельности человека фактически исключается производственная и общественная деятельность. А ведь их положительное влияние на весь духовный мир человека, в том числе и на его эмоциональную жизнь, весьма значительно.


Отрицательная социальная роль экзистенциализма состоит и в том, что, превращая смерть в смысл и цель человеческого существования, он навязывает вывод о бессмысленности жизни. Проповедуя индивидуализм и одиночество человека, экзистенциализм тем самым обесценивает всю общественную жизнь и деятельность.

Известно, что экзистенциальная философия, возникшая в период между двумя мировыми войнами, явилась реакцией на социально-политическую и духовную ситуацию своего времени. Ныне она фактически уходит в историю, хотя по большому счёту сохраняет свою актуальность: по-прежнему остро стоят вопросы о смысле человеческого бытия и ценности человеческой жизни, вопросы личностного самоопределения и выбора. Это тем более актуально перед лицом глобальных проблем современности.


ВЫВОД по1-ому вопросу




В ходе выполнения данной контрольной работы на тему «Философия экзистенциализма» мною была изучена литература, касающаяся рассмотрения основных направлений и представителей, основных проблем, роли экзистенциализма.

Цель исследования, поставленная вначале выполнения контрольной работы достигнута: изучены сложившиеся в философии представления о экзистенциализме. Также раскрыты и основные задачи, такие как рассмотрение экзистенциализма как смысла понятия человеческого бытия, изучение проблем экзистенциализма и путей их решения, значение экзистенциализма.

Исходя из которых мы можем сделать вывод, что экзистенциализм, или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Его представителями являлись выдающиеся философы того времени, такие как М. Хайдеггер, К. Ясперс

Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др. Также существует три формы экзистенциализма. А бытие философами в данном рассмотрении представляется ими как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. Основными проблемами экзистенциализма являются проблемы смерти, времени, личности.

И так как это было одно из самых модных философских течений, то данная тема, близкая любому художнику, писателю, поэту, делает это направление популярным среди художественной, интеллигенции. Потому что экзистенция означает способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, быть самим собой.


ВВЕДЕНИЕ по второму вопросу





Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).

Познание и знание различаются как процесс и результат. Познание — это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:

  • способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать;

  • любая познавательно значимая информация;

  • особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.


  1. Научный метод познания: эмпирический и теоретический



    1. Понятие метода




Метод (греч. Metohodos - буквально «путь к чему-либо») - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод — это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

1)система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.

В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

  1. Философские методы. Сюда относятся диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.

  2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования, кото¬рые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

  3. Частно-научные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

  4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.



    1. Общелогические приемы познания




В науке широко используются так называемые общенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют:

  1. Анализ и синтез. Анализ — это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое.

  2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одноименным выделением интересующих исследователя свойств.

  3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

  4. Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям и выводам). Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.

  5. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Общая схема метода аналогии такова: объект «В» обладает признаками a,b,c,d; объект «С» обладает признаками b,c,d; следовательно, объект «С», возможно, обладает признакам а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

  6. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - одели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности

(вещественного или мыслительного) - оригинала модели.


    1. Эмпирические и теоретические методы научного познания




В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:

  1. чувственное отражение действительности,

  2. рациональное (разумное) отражение действительности.

Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное — это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.


Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание — это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

  1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

  2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений; 3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления

1. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

2.Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Рассудок — это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума - объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.