Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент произошло от английского слова management , что означает управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять.
Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной профита компании, создания устойчивой системы управления предприятием.
Менеджмент - это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Менеджмент - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов в требуемые результаты.
Менеджмент - это совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы.
Менеджмент - это искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.
Менеджмент - это выполнение функций планирования, организации и руководства любым предприятием, учреждением, в том числе и медицинским.
Менеджмент - это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства.
Менеджмент - это одна из основных категорий наук об управлении любыми социальными процессами. Основной состав понятий любых теорий управления исходит из кибернетики и экономики.
Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях.
Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его нужно с учетом исторического опыта, целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений, и насчитывает несколько тысячелетий.
Менеджмент как самостоятельная наука зародился на рубеже XIX –XX веков. Как раз в этот период появились первые труды, которые были посвящены управлению хозяйственной деятельности.
Такие работы возникли из-за потребностей капиталистического общества. Из-за разделения труда, производство стало очень сложным, и поэтому усложнились механизмы управления.
Предприятия начали испытывать потребность в рациональной организации производства и труда, понадобилась четкая и взаимосвязанная работа всех подразделений, руководителей и исполнителей, поэтому и потребовались научно обоснованные принципы и стандарты.
Также пришло осознание того, что без эффективного управления предприятие не будет нормально функционировать, соответственно не будет приносить прибыль. Это и стало основной предпосылкой формирования представителей об управлении.
Постепенно стали развиваться новые концепции менеджмента, которые стали дополнять предыдущие и новые подходы к управлению на предприятии.
Чтобы лучше понять развитие современных проблем менеджмента, нужно ознакомится с работами классиков в области менеджмента.
Целью моей работы является изучение вопросов развития современной концепции менеджмента.
Данная работа будет состоять из рассмотрения следующих вопросов:
- основы менеджмента
- роль и значение менеджмента в современном мире.
Объектом исследования является концепция современного менеджмента
Предметом исследования – подходы к управления
-
Основы теории менеджмента
Теории менеджмента – это те или иные принципы управления , которые считаются основополагающими. Они необходимы для прогноза и контроля над человеческим поведением на рабочем месте. В наше время существует три основных направления менеджмента или три теории менеджмента:
1.2 Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
1.3. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
1.4. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту
Ниже рассмотрим более их подробно.
Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента.
Основателем научной школы, которая впоследствии получила название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915). Он является отцом научного менеджмента. Фредерик Тейлор написал книгу «Научный менеджмент», которая принесла ему мировую славу. Название книги отражает суть и направленность разработанного Тейлором подхода. Именно он предложил использовать разнообразные способы изучения труда и управления им, а также повышения его эффективности и результативности.
Фредерик Тейлор был выдающимся изобретателем в области организации труда на производстве, с самого начала своей карьеры он интересовался возможностями внедрения научных методов. По мнению Тейлора, "научное управление - не что иное, как средство, экономящее труд".
Он наблюдал за разгрузкой рабочими угля, на сталелитейном предприятии и сделал вывод , что объём выработки рабочих зависел соответствию формы лопаты и поступающего угля. Фредерик Тейлор попросил рабочих использовать разные формы лопат. Результат очень сильно потряс его, производительность труда возросла в несколько раз. В данном случае открылась совершенно новая область приложения творческих усилий-технология трудовых операций. Для Фредерика Тейлора объектом пристального внимания организационный контекст труда.
Вследствие роста производительности труда, появилась возможность отбирать людей более способных работать с данной производительностью, а также увольнять менее способных, а освободившиеся финансовые средства использовать для премий сотрудникам. Появились контуры новой системы управления производством и работы с персоналом, благодаря более пристальному вниманию со стороны управляющих к организации труда подчиненных. Анализ производственных задач позволил изобрести новые механизмы управления людьми.
В своей книге «Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:
1). Надо изучить задачу и проанализировать движение, которые требуются для её выполнения.
2). Сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них.
3). Призывает устранить все лишние движения.
4). оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени.
5).Необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.
Тейлор сделал вывод, что главной причиной невысокой производительности труда заключается в несовершенстве системы оплаты и поощрения. Если вознаграждение будет своевременно выплачиваться определенному человеку, а не месту которое он занимает, выплачиваться на основе единообразных расценок, которые выведены из точного знания и обоснованных критериев, то тогда оно и будет приносить нужный эффект. Эти мысли Фредерика Тейлора решали две главные задачи:
- обеспечивало наибольшее процветание предпринимателя и развитие фирмы
- повышало благосостояние рабочих.
Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:
- систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;
- формировались новые нормы и формы оплаты;
- предусматривались перерывы в работе;
- признавалась важность правильного подбора и обучения людей.
Но, у этой системы основным недостатком, было то что она была ориентирована на модель экономического человека, то есть основной стимул, который побуждал к труду денежное вознаграждение. Главная заслуга Фредерика Тейлора в том, что он как основатель «научного менеджмента» разработал методы основы нормирования труда, сделал стандартные рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Он начал революцию в области менеджмента.
Административная школа
Основателем административной ("классической") школы управления считается французский горный инженер, руководитель крупной горно-металлургической компании, теоретик и практик менеджмента Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 1841 - 1925). По мнению американских историков менеджмента, А. Файоль является наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. Он считал , что менеджмент обязателен в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве , религии и семье. Анри Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента в которой ввел такие понятия: «функции управления» и «принципы управления». Он не считал, что менеджмент «исключительная привилегия» высшего руководства. В своей книге «Общее и промышленное управление» писал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют обычные рабочие. Из этого следует, что чем выше иерархия, тем выше административная ответственность и наоборот. Он разделяет операции, которые имеют место на предприятиях на шесть групп:
1). Операции технические (производство, изготовление продукта, его переработка)
2). Операции коммерческие (покупка, продажа, обмен)
3). Операции финансовые (привлечение капиталов и управление ими)
4). Операции страховые (защита имущества и личностей)
5). Операции учётные (инвентарь, расходы, доходы, статистика)
6). Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).
Анри Файоль сформировал четырнадцать принципов управления:
1). Разделение труда. Эффективное использование рабочей силы необходимо для специализации труда. Как и Фредерик Тейлор, придерживался мнения, что разделение труда применимо для исполнительного и управленческого.
2). Власть. Анри Файоль разделял власть на официальную и личностную. Официальная –это когда менеджер обладает в силу занимаемой должности.
Личностная – это, которая является результатом качеств, как личности.
Хороший менеджер соединяет в себе обе власти.
3). Дисциплина. Дисциплина – это повиновение, которое основано на уважении и доверии к руководителям на всех уровнях. Самый действенный метод на подчиненных, это личный пример начальника. Хороший пример заставляет его подражать. Плохой имеет все самые отрицательные последствия.
4). Единство распорядительства. Исполнителю может давать два приказания относительно какого-либо распоряжения только один руководитель. Это правило, если оно нарушается - наносится урон авторитету власти, подрывается дисциплина, и стабильность.
5). Единство руководства. Только один руководитель должен организовывать деятельность в соответствии с единым планом.
6). Подчинение частных интересов общему. Это означает, что нельзя, чтобы частные интересы , не должны ставится выше над интересами предприятия.
7.) Вознаграждение. Оплата труда и другие методы стимулирования труда должны быть справедливыми. Анри Файоль сделал вывод, что стимулирование труда зависит от многих факторов, но цель одна- обеспечение максимально возможного удовлетворения интересов сотрудников и работодателей.
8). Централизация. Любому предприятию свойственна централизация. Вопрос централизации или децентрализации – это вопрос их соотношения, то есть определения оптимального уровня концентрации или рассредоточения власти. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
9). Иерархия. Ряд руководящих должностей, начиная с высших и заканчивая низшими. Можно охарактеризовать как должностную структуру, которая представляет собой путь достижения власти и каналы передачи информации..
10). Порядок. Принцип относится к сырью, материалу, оборудованию и персоналу. Для того чтобы в предприятии был порядок, необходимо, чтобы каждому работнику было назначено определенное место и чтобы каждый работник находился на назначенном ему месте.
11). Справедливость. Требование справедливости и равенства - это такие запросы, с которыми надо очень считаться в обращении с персоналом.