Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
12). Постоянство состава персонала. Текучка кадров пагубно влияет на издержки производства и его эффективность. Является одновременно причиной и следствием плохого управления.
13). Инициатива. Проявление каждым работником усердия и энергии во всех начинаниях. Поэтому надо возможно больше поощрять и развивать эту способность.
14). Единение персонала. Единство – сила, успех достижения бизнеса. Нужно установить гармонию на предприятии.
По его мнению, это основные правила, которые определяют построение и функционирование системы менеджмента, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
Основоположником данного направления является немецкий социолог, экономист, юрист и историк Максимилиан Карл Эмиль Вебер(1864 - 1920).
В своих трудах, посвященных рационализации общества, он указывал, что порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы любой организованной группы людей. Он искал ответ на вопрос , что нужно сделать , чтобы организация заработала как машина. Он подчеркивал, что предприятием нужно управлять рационально и такую организацию назвал бюрократия.
У Максимилиана Вебера существовало понятие трех чистых типов законной власти: традиционная (патриархальная), харизматическая и легальная (рациональная). В своём анализе власти он излагает пять концепций определяющих законность полномочий:
1). Должен быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания.
2). Закон - это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения; в рамках именно такого закона администрация отстаивает интересы организации.
3). Член организации, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку.
4). Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации.
5). Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, а безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.
Основываясь на этих концепциях, Вебер формулирует восемь принципов структурирования властных систем:
1). Служебные обязанности организуются на постоянной регулируемой основе.
2). Эти обязанности относятся к различным функциональным сферам, в каждой из которых должна обеспечиваться необходимая полнота власти и полномочий.
3). Должности образуют иерархическую структуру, при этом оговариваются права контроля.
4). Правила, которыми определяется ход работ, могут быть как техническими, так и юридическими, что в любом случае требует привлечения компетентных работников.
5). Ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее членов, рассматриваемых в качестве частных лиц.
6). Держатель офиса (бюро) не может обращать этот офис (бюро) в свою собственность.
7). Управленческая работа основывается на письменных документах, в силу чего офис (бюро) становится центральным звеном организации.
8). Системы законной власти могут принимать множество форм, идеальным видом которых является бюрократический штат.
Термин "бюрократия" в современном мире имеет негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами, нормами и бумагами. Тем не менее в XX в. многим организациям именно благодаря введению бюрократических принципов управления удалось достичь высоких результатов. Бюрократическое направление в менеджменте развивалось в период с 1920-х по 1950-е гг.
1.3. Гуманитарное направление менеджмента:
Школа человеческих отношений.
Школа человеческих отношений возникла как реакция на такой недостаток ранних школ менеджмента, как малое внимание к человеческому фактору и психологии человека. Идеи этой школы получили развитие в 1930 - 1950-е гг. Рационализация индустриального производства в немалой степени зависит от совершенствования социальной организации предприятия, которая не ограничивается чисто материальными элементами, а распространяются на этические. Этический – нравственный, относящийся к этике- (системе норм, нравственного поведения человека, какого либо класса, общественной или профессиональной группы); соответствующей требованиям этики, нормы и психологию работников.
Началась эпоха небывалого усиления экономической эффективности производства. Пришло осознание того, что чтобы выжить индустриальной цивилизации в будущем, необходимо выработать новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организации бизнеса и сходить из того, что человеческое поведение основано больше на чувствах, а не логике и фактах.
Одним из основателей школы человеческих отношений профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880 - 1949) - американский социолог (австралийского происхождения), профессор школы бизнеса Гарвардского университета. Когда был студентом изучал психологию, философию, медицину, логику и этику.
Причиной возникновения школы психологии и человеческих отношений стал психологический и социальный эксперимент, исследовательскую группу возглавил Элтон Мэйо, также в неё входили: Дж. Хоманс, Уорнер, Фритц Ротлисбергер, Вильям Диксон и др. Целью данного эксперимента было исследовать факты, которые повлияют на выработку рабочих, а также найти новые методы интенсификации труда.
Американская компания Western Electric решила провести эксперименты на заводе Hawthorne Works в г. Хоторне, из-за того что в начале 1920 х гг. дела у завода шли не очень из-за низкой производительности труда рабочих. Руководство компании было проникнуто идеями Файоля и Тейлора о возможностях научного менеджмента, поэтому учёным предоставили полный доступ и создали все условия для изучения процесса производства. Эксперименты на заводе проводились с 1924 г по 1936 г. Состояли из нескольких этапов. На первом этапе эксперимента учёные обнаружили, что если улучшить условия освещения ,то резко увеличивается производительность труда, но и если ухудшить условия освещения, то это также приводит к улучшению производительности труда. На второй этапе исследования учёные обнаружили, что пройдя определённый отрезок времени производительность возвращалась на прежний уровень, не из-за факторов физической среды, а социальной, то есть ориентация на групповые нормы (например, не делать больше чем может сделать сосед по конвейеру и так прочее). Первоначальный рост производительности труда объясняли также социальными факторами: интересом к процессу работы и работником, и руководством.
Благодаря данным эксперимента, которые были названы «хотторнскими» были сделаны крупные открытия, которые привели к возникновению школы человеческих отношений. И также возник термин «человеческие отношения», который и дал школе аналогичное название. Элтона Мэйо считают основным разработчиком теории данной концепции.
На основе этих исследований можно сделать следующие вывод: социальная жизнь работника в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную значимость. Индустриальный труд- это групповой труд в сфере деятельности, который исключает представление о рабочем как «эгоисте», преследующем только свои корыстные цели. То, есть по мнению Элтона Мэйо нужно удовлетворять социальные и психологические потребности рабочих, для эффективности организации и производительности труда. Конечно же, «хотторнский эффект» оказывал влияние на рост производительности, но это был одним из факторов. Но, другим одним из немаловажных факторов является контроль. Ни перерыв на отдых, ни бесплатный обед, ни более короткая неделя не так влияли как контроль отмечали ученые Блюм и Нейлор.
В результате «хотторнских экспериментов» в середине 1920 годов сформировалась Доктрина человеческих отношений. Которая состоит из следующих положений:
- система «взаимных связей и информации», которая должна , с одной стороны, постоянно информировать работников о деятельности организации, а с другой –предоставлять руководству информацию о требованиях рабочих;
- беседы «психологических советников» с рабочими. У каждой организации должен быть штат психологов, к которым рабочий может обратиться по любому вопросу, чтобы у работника возникла эмоциональная разгрузка в ходе беседы.
- «участие рабочих в принятии решений»- проведение деловых совещаний с участием рабочих, обсуждение плана работы, цеха, участка и привлечение рабочих к управлению производством;
- наличие, в любой организации неформальных групп. Формальная организация создаётся по воле руководства. Неформальные группы нужны по следующим причинам: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
-производительность труда во многом зависит от того, как управляющие относятся к исполнителям. Поэтому руководитель должен формировать сплоченный коллектив, создавать в нем благоприятный климат, заботиться о подчиненных и помогать им в повседневных делах, в том числе и личного характера.
Данная доктрина человеческих отношений не оправдала себя в полной мере. В начале ХХ века произошла переоценка социального фактора в повышении производительности труда, и недооценка других организационных факторов. Но, тем не менее в наши дни многие положения из данной концепции используются в практике управления.
ШКОЛА НАУК О ПОВЕДЕНИИ.
В школу наук о поведении были вложены традиции человеческих отношений. Идеи который стали основой для управления персоналом.
В данной концепции рассматривалось поведение человека, как реакция на стимулы внешнего мира. Сторонники этого направления верили в то, чтобы увеличилась производительность труда, нужно непосредственно воздействовать на каждого конкретного человека. Благодаря этому методу можно было раскрыть и развить индивидуальные возможности каждого человека, направляя его на нужный результат для организации. Представитель школы поведенческих наук Дуглас Мак-Грегор (1906—1964) предложил два взгляда на человеческую природу, которую обозначил символами «X» и «У». Положения теории «X» представляют работников ленивыми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У», представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки. Школы человеческих отношений и поведенческих наук, считается как единая школа, они внесли свой вклад в современный менеджмент. Основные идеи, которые сейчас применяются в современном менеджменте:
- отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам;
- использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;
- учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда.
Современные концепции менеджмента.
Школа количественных методов
Школа количественный метод или школа науки управления за основу берет точные науки:
- математику,
- статистики,
- инженерную науку. Данная концепция предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. До Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Главным толчком для данного направления явилось развитие вычислительной техники и информационных технологий. Что позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в наибольшей степени приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Системный подход к менеджменту.
Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и другие.
Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы.