Файл: Контрольная работа по дисциплине Антимонопольное регулирование и организация закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Антимонопольное регулирование и организация закупок
Вариант № 6


Институт _______________________




Исполнитель: _________________


Направление: ___________________






Группа: ______________________


Профиль: ______________________




Преподаватель: ________________












Кафедра Экономики предприятий




____________________________________ (степень, звание)











Екатеринбург

2021

1. Недобросовестная конкуренция.

1.1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции.



Борьба хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность чаще всего приводит к взаимному развитию предприятий. В погоне за улучшениями, в рамках конкурентной борьбы, предприятия стремятся сделать свой товар более привлекательным для покупателей, более качественным, или менее дорогим. Таким образом, конкуренция приводит к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка.

Этот процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция.


Недобросовестная конкуренция является спутником свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто.

Одной из форм такого воздействия выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение последними определенных преимуществ.

Понятие «недобросовестная конкуренция» до сих пор не имеет однозначной трактовки. Общее определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального Закона №135 «О защите конкуренции». В п. 9 этой статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция обладает следующими признаками:

- преднамеренность действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;

- нацеленность предпринимательского действия на получение преимуществ;

- противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинение убытков конкуренту, действительных или возможных, за счет действий недобросовестной конкуренции;

- причинение действительного или потенциального вреда деловой репутации конкурента, вследствие осуществленных действий.

В российском законодательстве первое упоминание о недобросовестной конкуренции содержалось в п. 9 ст. 2 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.



Ряд норм, непосредственно касающихся регламентации отношений в сфере недобросовестной конкуренции, содержался в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе». Так, в нем раскрывались признаки недобросовестной рекламы (ст. 6), недостоверной рекламы (ст. 7), неэтичной рекламы (ст. 8), заведомо ложной рекламы (ст. 9).

В настоящее время нормы о недобросовестной конкуренции содержатся в Федеральном законе от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Он регламентирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

1.2. Формы недобросовестной конкуренции.


В законе ФЗ-135 «О защите конкуренции» указаны виды и признаки недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (одна из форм агрессии);

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

К недобросовестной конкуренции следует также отнести следующие виды деятельности:

- подкуп потенциальных покупателей с тем, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

- выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа, или подкупа его служащих;

- неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

- побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

- угроза конкуренту исками о нарушении патентов или товарных знаков, если эта угроза делается в целях противодействия конкуренции;

- бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

- демпинг, то есть продажа своих товаров по цене ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;


- создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда в действительности этого нет;

- поощрение нарушения контрактов, заключенных конкурентами;

- выпуск рекламы, в которой проводится некорректное сравнение с товарами или услугами конкурентов.

1.3. Недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением исключительных прав.



Гл.76 (ст.1473-1541) ГК РФ закрепляет за юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) права на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение. Права на эти средства индивидуализации имеют разные способы возникновения. Так, право на фирменное наименование (специфическое для ЮЛ) возникает с момента регистрации полного (а при наличии и сокращённого) наименования ЮЛ в ЕГРЮЛ. Право на товарный знак и знак обслуживания, а также на наименование места происхождения товара возникает у ЮЛ или ИП после государственной регистрации указанных средств индивидуализации Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС), федеральным государственным бюджетным учреждением, подконтрольным Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенту). Наконец, наиболее простым способом возникновения права, но и соответствующими сложностями в защите характеризуется право на коммерческое обозначение, возникающее непосредственно в силу использования коммерческого обозначения ЮЛ или ИП и охраняемое независимо от фирменного наименования и товарного знака.

Говоря о злоупотреблениях указанными правами, следует отметить присущий им двусторонний характер. С одной стороны, обладатель указанных прав может создавать барьеры для входа на рынок новых участников или приобретать права с единственной целью получать доходы от лицензирования оных. С другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности, не обладающие указанными правами, могут незаконно использовать средства индивидуализации другого лица для увеличения своего дохода за счёт привлечения клиентов правообладателя. То и другое охватывается понятием недобросовестной конкуренции, связанной с приобретение и использованием исключительных прав на средства индивидуализации, ответственность за которую установлена ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.


В п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11, согласно которому именно по ч. 2 ст. 14.33, а не по ст. 14.10 КоАП РФ надлежит квалифицировать действия, выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если эти действия являются актом недобросовестной конкуренции.

Понятие «недобросовестная конкуренция» было введено в сфере интеллектуальной собственности и впервые имело место на уровне международных соглашений – в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года (далее — Парижская конвенция). В п. 1 ст. 10.bis Парижской конвенции содержатся обязательства государств по обеспечению эффективной защиты от недобросовестной конкуренции, а в п. 3 непосредственно названа, помимо прочего, недобросовестная конкуренция, связанная с неправомерным использованием объектов интеллектуальной собственности, в частности, действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Использование части или целого фирменного наименования без разрешения правообладателя является неправомерным и подлежит запрету, поскольку является недобросовестной конкуренцией, противоречит обычаям делового оборота, направлено на получение преимуществ в предпринимательской деятельности в части сокращения затрат на вывод на рынок оказываемых аналогичных услуг, привлечение клиентуры, а также может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам в связи с введением клиентов в заблуждение.

2. Аналитическое задание – анализ рынка услуг теплоснабжения



Задание: На основании докладов ФАС о состоянии конкуренции в Росси за 2014-2018 годы провести анализ современного состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения Российской Федерации (на отчетную дату) и сделать выводы о том, какие трансформации произошли в исследуемом периоде.

Регулирование тарифов осуществляется на федеральном и региональном уровнях в зависимости от сферы деятельности. ФАС России осуществляет установление цен на услуги по транспортировке нефти, газа, железнодорожные перевозки дальнего следования, передаче электроэнергии и др. Региональные органы исполнительной власти устанавливают тарифы на услуги ЖКХ, в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, услуги пригородного железнодорожного транспорта. При этом на федеральном уровне устанавливаются предельные значения индексов изменения тарифов в целом на услуги ЖКХ в среднем по региону, тем самым ограничивая рост стоимости услуг ЖКХ для населения.