Файл: Контрольная работа по дисциплине Антимонопольное регулирование и организация закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
05 июля 2018 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 787, разработчиком которого являлась ФАС России.
Указанным постановлением утверждены Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, а также Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановление предусматривает упрощение действующей процедуры подключения к системам теплоснабжения, повышение открытости и прозрачности формирования платы за подключение, урегулирование отношений со смежными организациями.
В Приложении к Национальному плану установлен перечень ожидаемых результатов развития конкуренции в разрезе сфер (отраслей) экономики и видов деятельности. Одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, при реализации Национального плана является сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, в том числе, в сфере услуг теплоснабжения – до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году.
На начало 2019 года данный показатель в среднем по Российской Федерации составляет в сфере теплоснабжения – 19,8%.
В Докладе ФАС о состоянии конкуренции за 2018 год по поводу рынка услуг теплоснабжения указано, что как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% - 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка услуг по теплоснабжению являются, как правило, промышленными предприятиями, основную часть произведённой на собственной котельной тепловой энергии используют на нужды предприятия, остальную часть - реализуют либо перепродавцу, либо конечным потребителям, находящимся вблизи предприятия.
Вход на рынок услуг по теплоснабжению затруднен необходимостью вложения значительных первоначальных инвестиций. Участие в обороте тепловой энергии возможно только в случае наличия собственных (арендованных) сетей и (или) генерирующих мощностей.
Среди исследованных административных центров с численностью населения более 100 тысяч жителей установлено, что в 2018 году, рынки характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией, что обусловлено технологическими особенностями процесса теплоснабжения, так как предоставление услуги теплоснабжения возможно только в рамках присоединенных тепловых сетей.
По состоянию на 2018 год, по исследованиям ФАС, уровень рыночной концентрации на рынке услуг теплоснабжения представлен рисунком 1.
Рисунок 1 – Уровень рыночной концентрации на 2018 г.
Отсюда видно, что в этой сфере значительно преобладают (около 90%) субъекты РФ, у которых уровень рыночной концентрации очень высокий.
По результатам исследования к барьерам на рынке услуг по теплоснабжению можно отнести:
1. Административные барьеры:
-получение от органов местного самоуправления либо от органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрешения о выделении земельного участка под строительство объектов теплоснабжения;
-высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации.
2. Экономические барьеры:
- владение источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями на любом законном основании.
- строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.
- долги предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства за отпущенную тепловую энергию;
- регулируемый вид деятельности, т.е. необходимость обращения в уполномоченные органы исполнительной власти за установлением тарифа на осуществление определенного вида деятельности;
- в некоторых регионах отсутствие решения администраций городов по присвоению статуса ЕТО на территории муниципальных образований;
- нарушения органами местного самоуправления требований постановления Правительства от 22.02.2012 № 154;
- отказ от заключения договоров (подключения, теплоснабжения, передачи, поставки) теплоснабжающими организациями.
3. Технологические барьеры:
- «нулевой» радиус эффективного теплоснабжения (далее – РЭТ);
- в настоящее время единая утвержденная методика по расчету РЭТ отсутствует.
Вывод: Стоимость входа на рынок (строительство теплотрассы) не окупается при установленных тарифах. Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым. При этом объекты теплоснабжения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
Обобщая практику функционирования естественных монополий в работе выделены 5 основных подходов к конкуренции. Виды конкурентных 19 отношений в естественных монополиях отрасли теплоснабжения представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды конкурентных отношений в естественных монополиях отрасли теплоснабжения
Подходы к внедрению конкурентных отношений) | Основные методы организации конкуренции (состязательности | Достоинства | Недостатки |
Реальная конкуренция инфраструктур | Создание дублирующих сетей и других элементов инфраструктуры | Реальная конкуренция поставщиков услуг | Необходимость субоптимального развития отрасли; рост "неокупаемых" затрат |
Состязательное регулирование | Использование лучших практик для оценки эффективности деятельности | Отсутствует необходимость существенного изменения деятельности | Сложно обеспечить сравнимость данных. |
Конкуренция по Демсецу; Состязательные рынки; (квазиконкуренция) | Конкуренция за рынок. | Сохранение структуры отрасли; Эффективное ценообразование | Сложно обеспечить корректировку контрактов и цен при изменении внешних условий; Существует неопределенность в управлении долгосрочными программами развития |
Демонополизация и дерегулирование | Обособление естественномонопольных видов деятельности и организация конкурентных рынков в остальных сегментах. | Реальная конкуренция в некоторых сегментах отраслей естественных монополий; Сохранение единства сетевой инфраструктуры | Сохранение монопольных сегментов; Необходимость коренного изменения механизма деятельности; Существенный рост транзакционных издержек |
Монополистическая конкуренция. | Дифференциация продукта. | Возникает в результате действий рыночных сил. Конкуренция носит в основном неценовой характер. | Необходимость поддержания инфраструктуры конкурирующих естественно-монопольных отраслей. Рост "неокупаемых" затрат |
В таблице 2 приведена динамика достижения регионами показателей развития конкуренции по состоянию на октябрь 2018 года в сфере теплоснабжения.
Таблица 2 – Динамика показателей по теплоснабжению в Российской Федерации, по регионам.
Субъект РФ | 2016 год | 2017 год | Октябрь 2018 года | |
Доля полезного отпуска ГУП/МУП по отношению к общему полезному отпуску в субъекте РФ, % | Доля полезного отпуска ГУП/МУП по отношению к общему полезному отпуску в субъекте РФ, % | Доля полезного отпуска ГУП/МУП по отношению к общему полезному отпуску в субъекте РФ, % | Динамика достижения показателя (доля в 2016 году - доля в октябре 2018 года) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Алтайский край | 6,06 | 6,92 | 6,78 | -0,72 |
Амурская область | 6,48 | 6,12 | 2,99 | 3,49 |
Архангельская область | 4,71 | 4,53 | 4,45 | 0,26 |
Астраханская область | 13,17 | 12,72 | 17,43 | -4,25 |
Белгородская область | 12,89 | 12,95 | 10,66 | 2,22 |
Брянская область | 62,43 | 62,60 | 62,73 | -0,30 |
Владимирская область | 9,38 | 3,82 | 5,15 | 4,24 |
Волгоградская область | 4,22 | 4,19 | 3,71 | 0,52 |
Вологодская область | 14,82 | 17,07 | 28,09 | -13,27 |
Воронежская область | 15,22 | 24,02 | 15,33 | -0,12 |
г. Москва | 0,44 | 0,54 | 0,38 | 0,06 |
г.Байконур | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 0,00 |
г.Санкт-Петербург | 26,71 | 26,34 | 27,48 | -0,77 |
г.Севастополь | 88,44 | 87,01 | 82,92 | 5,52 |
Еврейская автономная область | 10,74 | 19,21 | 16,75 | -6,01 |
Забайкальский край | 2,24 | 2,04 | 6,56 | -4,32 |
Ивановская область | 9,96 | 10,58 | 9,79 | 0,17 |
Иркутская область | 1,57 | 1,67 | 2,88 | -1,31 |
Кабардино-Балкарская республика | 56,02 | 74,32 | 72,69 | -16,66 |
Калининградская область | 57,43 | 55,90 | 55,59 | 1,85 |
Калужская область | 45,47 | 47,98 | 48,90 | -3,42 |
Камчатский край | 3,17 | 1,95 | 3,02 | 0,15 |
Карачаево-Черкесская республика | 24,26 | 22,49 | 22,82 | 1,44 |
Кемеровская область | 14,93 | 11,73 | 3,85 | 11,08 |
Кировская область | 5,78 | 6,05 | 5,79 | -0,01 |
Костромская область | 33,88 | 34,34 | 32,04 | 1,84 |
Краснодарский край | 17,30 | 16,36 | 15,56 | 1,73 |
Красноярский край | 7,99 | 7,80 | 5,36 | 2,63 |
Курганская область | 3,60 | 3,44 | 3,30 | 0,31 |
Курская область | 16,13 | 16,58 | 22,01 | -5,88 |
Ленинградская область | 10,39 | 10,22 | 10,11 | 0,28 |
Липецкая область | 0,01 | 0,00 | 0,00 | 0,01 |
Магаданская область | 14,57 | 14,56 | 14,38 | 0,19 |
Московская область | 26,32 | 27,51 | 24,35 | 1,97 |
Мурманская область | 30,94 | 31,57 | 33,51 | -2,57 |
Ненецкий автономный округ | 80,67 | 82,78 | 83,69 | -3,01 |
Нижегородская область | 5,05 | 4,67 | 4,65 | 0,40 |
Новгородская область | 33,26 | 0,26 | 0,02 | 33,24 |
Новосибирская область | 8,16 | 8,65 | 7,66 | 0,51 |
Омская область | 22,05 | 22,23 | 21,86 | 0,19 |
Оренбургская область | 8,87 | 8,87 | 7,92 | 0,96 |
Орловская область | 2,85 | 3,22 | 10,06 | -7,21 |
Пензенская область | 19,69 | 19,19 | 15,28 | 4,41 |
Пермский край | 8,03 | 7,51 | 7,20 | 0,84 |
Приморский край | 24,48 | 24,65 | 24,83 | -0,35 |
Псковская область | 75,96 | 76,36 | 75,90 | 0,06 |
Республика Адыгея | 6,97 | 10,28 | 7,32 | -0,35 |
Республика Алтай | 6,04 | 6,17 | 4,86 | 1,18 |
Республика Башкортостан | 7,86 | 7,11 | 5,62 | 2,24 |
Республика Бурятия | 1,36 | 1,62 | 3,62 | -2,26 |
Республика Дагестан | 7,48 | 8,34 | 7,91 | -0,42 |
Республика Ингушетия | 57,84 | 52,46 | 55,42 | 2,42 |
Республика Калмыкия | 1,60 | 1,35 | 1,22 | 0,38 |
Республика Карелия | 2,58 | 2,63 | 4,25 | -1,67 |
Республика Коми | 5,99 | 8,59 | 12,34 | -6,35 |
Республика Крым | 55,27 | 68,36 | 78,57 | -23,30 |
Республика Марий Эл | 36,07 | 36,60 | 36,38 | -0,31 |
Республика Мордовия | 4,36 | 6,47 | 6,17 | -1,81 |
Республика Саха (Якутия) | 26,84 | 31,62 | 25,84 | 1,00 |
Республика Северная Осетия-Алания | 9,43 | 9,41 | 9,15 | 0,29 |
Республика Татарстан | 0,28 | 0,20 | 0,21 | 0,07 |
Республика Тыва | 24,02 | 24,30 | 24,18 | -0,16 |
Республика Хакасия | 4,02 | 3,88 | 4,67 | -0,66 |
Ростовская область | 6,67 | 7,01 | 8,11 | -1,44 |
Рязанская область | 34,09 | 36,42 | 32,01 | 2,09 |
Самарская область | 3,36 | 3,76 | 3,43 | -0,06 |
Саратовская область | 4,40 | 4,60 | 5,51 | -1,11 |
Сахалинская область | 25,49 | 19,37 | 20,00 | 5,49 |
Свердловская область | 17,84 | 12,05 | 10,96 | 6,88 |
Смоленская область | 15,35 | 17,14 | 18,51 | -3,16 |
Ставропольский край | 15,62 | 15,85 | 16,66 | -1,05 |
Тамбовская область | 10,68 | 11,65 | 12,12 | -1,44 |
Тверская область | 18,44 | 19,28 | 19,74 | -1,30 |
Томская область | 1,68 | 1,51 | 1,97 | -0,29 |
Тульская область | 1,84 | 1,56 | 1,57 | 0,27 |
Тюменская область | 3,25 | 2,14 | 2,26 | 1,00 |
Удмуртская республика | 5,08 | 5,11 | 5,16 | -0,08 |
Ульяновская область | 28,71 | 27,97 | 27,43 | 1,29 |
Хабаровский край | 1,46 | 1,90 | 3,62 | -2,17 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 33,19 | 32,70 | 32,45 | 0,73 |
Челябинская область | 25,00 | 27,11 | 23,18 | 1,82 |
Чеченская республика | 77,60 | 68,56 | 60,81 | 16,79 |
Чувашская республика | 5,64 | 6,19 | 8,41 | -2,77 |
Чукотский автономный округ | 49,48 | 49,54 | 49,75 | -0,27 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,07 | 0,69 | 0,69 | 0,37 |
Ярославская область | 24,67 | 26,84 | 11,67 | 13,00 |
Среднее значение | 19,95 | 20,02 | 19,77 | 0,18 |
Из приведенных данных видно, что в разных регионах РФ состояние конкуренции имеет различную динамику. Некоторые регионы (например, Хабаровский край, Вологодская, Тверская и Тамбовская области) за 2016 год заметно снизили свои показатели, другие регионы (Амурская область, Кемеровская, Новгородская), напротив, заметно прогрессируют, достигая даже показателя в 33,24 %. Это свидетельствует об общих качественных изменениях в структуре ЖКХ, и остальные области также смогут перенять их положительный опыт.
В среднем по России динамика изменения этих показателей положительная, однако остаётся очень слабой, за счёт отрицательных значений, показываемых отдельными регионами.
Заключение
В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счет эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.
В настоящее время ценовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении», «Об отходах производства и потребления», «О естественных монополиях» и иными федеральными законами, и более чем 100 подзаконными актами, принятыми во исполнение данных законов на уровне актов Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.
Указанные нормативные правовые акты содержат различные цели, принципы, подходы и методы государственного регулирования цен (тарифов), а также исполнены на низком уровне юридической техник, содержат многочисленные правовые коллизии и неопределенности.
Таким образом, единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в современных условиях, не существует.
Следствием этого являются многочисленные нарушения, допускаемые региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
В рамках реализации возложенных на нее полномочий Федеральной антимонопольной службой только за 2018 год выявлено более 1000 нарушений, допущенных региональными органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Из состава регулируемых цен (тарифов) исключены затраты на сумму более 16,5 млрд. рублей.