Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
В современных условиях практически невозможно обеспечивать стабильную работу предприятий, обращая внимание только на текущую ситуацию, на внутренние локальные проблемы. Предприятиям становится сложнее предчувствовать будущую ситуацию и вовремя адаптироваться к ней. Современная концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.
Структура стратегического планирования представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Структура стратегического планирования
Стратегическое планирование представляет собой одну из стадий стратегического управления. Для того чтобы определить наиболее подходящую стратегию поведения компании и максимально оптимально ее реализовать, руководство организации должно иметь глубокое и подробное представление о внутренней и внешней среде компании, которой они руководят.
Одним из наиболее популярных инструментов анализа является SWOT-анализ. Он успешно применяется в маркетинге, менеджменте, управлении, экономике и пр.
Как упоминалось ранее, SWOT-анализ обычно состоит из нескольких этапов, основные из которых:
- сбор аналитической информации;
- анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон компании;
- сопоставление сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды;
- определение основных действий, актуальных для того или иного сочетания сил, возможностей, угроз и слабостей.
Для сбора аналитической информации составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей.
Составляется таблица аналогично приведенной ниже:
Возможности: 1. 2. 3. И так далее. |
Угрозы: 1. 2. 3. И так далее. |
|
Сильные стороны: 1. 2. 3. И так далее. |
Сила и возможности |
Сила и угрозы |
Слабые стороны: 1. 2. 3. И так далее. |
Слабость и возможности |
Слабость и угрозы |
Эта таблица называется «Матрица SWOT». В две верхние ячейки заносятся возможности и угрозы, в две левые – сильные и слабые стороны.
На пересечении этих ячеек образуются 4 новые ячейки:
- сила и возможности;
- сила и угрозы;
- слабость и возможности;
- слабость и угрозы.
В эти ячейки заносятся пары данных.
Для пар данных из ячейки «Сила и возможности» разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон компании для максимизации отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для пар данных из ячейки «Сила и угрозы» разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон компании для устранения этих предполагаемых угроз.
Для пар данных из ячейки «Слабость и возможности» разрабатывается стратегия, с помощью которой слабости компании могли бы быть компенсированы, нивелированы или устранены за счет появившихся возможностей компании.
Для пар данных из ячейки «Слабость и угрозы» разрабатывается стратегия, с помощью которой стало бы возможно избавиться от угрозы или предотвратить ее наступление.
Применяя SWOT-анализ следует понимать, что угрозы могут переходить в возможность, а возможность – в угрозу. Например, над всеми компаниями в определенной сфере бизнеса нависла одна и та же угроза. Если одной из компаний сектора удается эту угрозы каким-либо образом обойти или существенно снизить ее негативное влияние – она получает конкурентное преимущество перед другими – и это является ее сильной стороной. То есть угроза для компании трансформировалась в силу и возможность, для остальных же компаний так и оставшись угрозой с возможными негативными последствиями.
Для подробного и объективного анализа возможностей и угроз составляются одноименные матрицы: «Матрица возможностей» и «Матрица угроз». Подобные матрицы имеют большое значение и чрезвычайно распространены в риск-менеджменте
Стандартный шаблон матрицы возможностей приведен в таблице ниже:
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
Высокая и сильное |
Высокая и умеренное |
Высокая и малое |
Средняя вероятность |
Средняя и сильное |
Средняя и умеренное |
Средняя и малое |
Низкая вероятность |
Низкая и сильное |
Низкая и умеренное |
Низкая и малое |
Три верхние ячейки составляют степень влияния возможности (вероятности) на деятельность компании: сильное влияние, умеренное влияние, слабое влияние. Три левые ячейки составляют вероятности того, что компания сможет воспользоваться предоставленной возможностью: высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность.
На пересечении трех верхних и трех левых ячеек образуются 9 ячеек с парами данных.
Возможности из ячеек «Высокая и сильное», «Высокая и умеренное», «Средняя и сильное» необходимо обязательно включать в стратегию. Они имеют высокую вероятность наступления и значительное влияние на компанию.
Возможности из ячеек «Высокая и малое», «Средняя и умеренное», «Низкая и сильное» компания должна использовать при наличии соответствующих и достаточных для реализации ресурсов.
Возможности из ячеек «Средняя и малое», «Низкая и умеренное», «Низкая и малое» имеют низкую вероятность реализации и низкое влияние на компанию, поэтому их можно не учитывать.
Стандартный шаблон матрицы угроз приведен в таблице ниже:
Катастрофи-ческие проблемы |
Критические проблемы |
Тяжелые проблемы |
Незначитель-ные проблемы |
|
Высокая вероятность |
Высокая и катастрофи-ческие |
Высокая и критические |
Высокая и тяжелые |
Высокая и незначитель-ные |
Средняя вероятность |
Средняя и катастрофи-ческие |
Средняя и критические |
Средняя и тяжелые |
Средняя и незначитель-ные |
Низкая вероятность |
Низкая и катастрофи-ческие |
Низкая и критические |
Низкая и тяжелые |
Низкая и незначитель-ные |
Шаблон схож с шаблоном матрицы возможностей, отличается только дополнительной колонкой «Катастрофические проблемы» - т.к. некоторые виды угроз несут в себе разрушительные последствия, вплоть до банкротства компании и полной остановки бизнеса, поэтому учитывать их необходимо обязательно.
Поэтому угрозы из ячеек «Высокая и катастрофические», «Высокая и критические», «Средняя и катастрофические» являются критическими для бизнеса, и требуют обязательного учета и немедленного и непременного устранения.
Угрозы из ячеек «Высокая и тяжелые», «Средняя и критические», «Низкая и катастрофические» также должны обязательно учитываться, и непременно устраняться.
Угрозы из ячеек «Высокая и незначительные», «Средняя и тяжелые», «Низкая и критические» должны быть устранены во вторую очередь, но их устранение необходимо.
Угрозы из ячеек «Средняя и незначительные», «Низкая и тяжелые», «Низкая и незначительные» не требуют незамедлительного устранения, но должны находиться под постоянным контролем и перманентно отслеживаться. При увеличении вероятности наступления – устраняться.
Глава 2. Практическое применение SWOT-анализа
2.1 Проведение SWOT-анализа
Рассмотрим теоретические знания, полученные в первой главе, в рамках их практического использования на примере инновационной компании ЗАО «Крисмас+», производящей не имеющее аналогов в России и мире учебное оборудование и оборудование для химического экспресс-контроля различных сред. Эта компания существует уже много лет, сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015.
Миссия компании: «располагая высоким производственным и кадровым потенциалом, ЗАО «Крисмас+» следует своему основному курсу, направленному на создание конкурентоспособной и инновационной продукции, услуг и максимально полное удовлетворение потребностей клиентов.
Мы помогаем нашим клиентам в рациональном выборе, приобретении и эксплуатации лабораторного оборудования и приборов. Наша задача не только произвести и поставить, а также обеспечить профессиональную, информационную, методическую и сервисную поддержку.
В своей работе мы руководствуемся принципами взаимовыгодного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами – заказчиком, своими сотрудниками, акционерами, представителями надзорных и контролирующих организаций, общества в целом.»
Основные направления работы:
- освоение производства нового лабораторного оборудования и средств экологического контроля с учетом требований и ожиданий потребителей;
- поддержание и расширение взаимовыгодных партнерских отношений с потребителями, поставщиками и организациями, заинтересованными в нашей деятельности;
- совершенствование системы подготовки и мотивации персонала в целях повышения производительности труда;
- снижение затрат на производство продукции за счет непрерывного улучшения всех видов деятельности;
- сохранение целостности и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов: ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 9001.
Методы компании:
- проведение маркетинговых исследований поставщиков, потребителей, конкурентов;
- использование научно-технических новшеств, ориентация на внедрение новых технологий;
- систематическое и непрерывное обучение руководителей, специалистов и рабочих, занятых на производстве;
- вовлечение всего персонала в процессы непрерывного совершенствования системы менеджмента и повышения качества продукции;
- увеличение объемов производства и сокращение сроков поставки продукции;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции на основе изучения запросов потребителей и оценки их удовлетворенности для поддержания репутации надежного поставщика и перспективного партнера;
- укрепление имиджа надежного и квалифицированного производителя и поставщика на рынке оснащения производственных, научных и учебных лабораторий;
- разъяснение Политики в области качества и её реализация на всех уровнях от руководителей до исполнителей.
Руководство ЗАО «Крисмас+» берет на себя ответственность постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, определять, анализировать на пригодность и последовательно совершенствовать политику в области качества.
Руководство, чтобы компания была конкурентоспособной, а также, чтобы понимать ее роль и место на рынке и вообще во внешней среде, постоянно анализирует ситуацию как внутри компании, так и во внешнем поле. Для этого используются различные инструменты:
- анализ влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность фирмы;
- матрица Ардур Д. Литл;
- матрица Ансоффа;
- Benchmarking;
- SWOT-анализ.
Рассмотрим подробнее последний из приведенных выше инструментов анализа: SWOT-анализ внешних и внутренних факторов среды. Факторы внешней среды представлены в таблице 1, факторы внутренней среды – в таблице 2.
Таблица 1.
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (Factors of external context) |
|
ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) |
УГРОЗЫ (Threats) |
|
|
Таблица 2.
ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (Factors of internal context) |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (Strengths) |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (Weakness) |
|
|