Файл: Что такое стратегия? Методы ее формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях практически невозможно обеспечивать стабильную работу предприятий, обращая внимание только на текущую ситуацию, на внутренние локальные проблемы. Предприятиям становится сложнее предчувствовать будущую ситуацию и вовремя адаптироваться к ней. Современная концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

Структура стратегического планирования представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Структура стратегического планирования

Стратегическое планирование представляет собой одну из стадий стратегического управления. Для того чтобы определить наиболее подходящую стратегию поведения компании и максимально оптимально ее реализовать, руководство организации должно иметь глубокое и подробное представление о внутренней и внешней среде компании, которой они руководят.

Одним из наиболее популярных инструментов анализа является SWOT-анализ. Он успешно применяется в маркетинге, менеджменте, управлении, экономике и пр.

Как упоминалось ранее, SWOT-анализ обычно состоит из нескольких этапов, основные из которых:

  1. сбор аналитической информации;
  2. анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон компании;
  3. сопоставление сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды;
  4. определение основных действий, актуальных для того или иного сочетания сил, возможностей, угроз и слабостей.

Для сбора аналитической информации составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей.

Составляется таблица аналогично приведенной ниже:

Возможности:

1.

2.

3.

И так далее.

Угрозы:

1.

2.

3.

И так далее.

Сильные стороны:

1.

2.

3.

И так далее.

Сила и возможности

Сила и угрозы

Слабые стороны:

1.

2.

3.

И так далее.

Слабость и возможности

Слабость и угрозы

Эта таблица называется «Матрица SWOT». В две верхние ячейки заносятся возможности и угрозы, в две левые – сильные и слабые стороны.

На пересечении этих ячеек образуются 4 новые ячейки:

  1. сила и возможности;
  2. сила и угрозы;
  3. слабость и возможности;
  4. слабость и угрозы.

В эти ячейки заносятся пары данных.

Для пар данных из ячейки «Сила и возможности» разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон компании для максимизации отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде.


Для пар данных из ячейки «Сила и угрозы» разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон компании для устранения этих предполагаемых угроз.

Для пар данных из ячейки «Слабость и возможности» разрабатывается стратегия, с помощью которой слабости компании могли бы быть компенсированы, нивелированы или устранены за счет появившихся возможностей компании.

Для пар данных из ячейки «Слабость и угрозы» разрабатывается стратегия, с помощью которой стало бы возможно избавиться от угрозы или предотвратить ее наступление.

Применяя SWOT-анализ следует понимать, что угрозы могут переходить в возможность, а возможность – в угрозу. Например, над всеми компаниями в определенной сфере бизнеса нависла одна и та же угроза. Если одной из компаний сектора удается эту угрозы каким-либо образом обойти или существенно снизить ее негативное влияние – она получает конкурентное преимущество перед другими – и это является ее сильной стороной. То есть угроза для компании трансформировалась в силу и возможность, для остальных же компаний так и оставшись угрозой с возможными негативными последствиями.

Для подробного и объективного анализа возможностей и угроз составляются одноименные матрицы: «Матрица возможностей» и «Матрица угроз». Подобные матрицы имеют большое значение и чрезвычайно распространены в риск-менеджменте

Стандартный шаблон матрицы возможностей приведен в таблице ниже:

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Высокая и сильное

Высокая и умеренное

Высокая и малое

Средняя вероятность

Средняя и сильное

Средняя и умеренное

Средняя и малое

Низкая вероятность

Низкая и сильное

Низкая и умеренное

Низкая и малое

Три верхние ячейки составляют степень влияния возможности (вероятности) на деятельность компании: сильное влияние, умеренное влияние, слабое влияние. Три левые ячейки составляют вероятности того, что компания сможет воспользоваться предоставленной возможностью: высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность.

На пересечении трех верхних и трех левых ячеек образуются 9 ячеек с парами данных.

Возможности из ячеек «Высокая и сильное», «Высокая и умеренное», «Средняя и сильное» необходимо обязательно включать в стратегию. Они имеют высокую вероятность наступления и значительное влияние на компанию.


Возможности из ячеек «Высокая и малое», «Средняя и умеренное», «Низкая и сильное» компания должна использовать при наличии соответствующих и достаточных для реализации ресурсов.

Возможности из ячеек «Средняя и малое», «Низкая и умеренное», «Низкая и малое» имеют низкую вероятность реализации и низкое влияние на компанию, поэтому их можно не учитывать.

Стандартный шаблон матрицы угроз приведен в таблице ниже:

Катастрофи-ческие проблемы

Критические проблемы

Тяжелые проблемы

Незначитель-ные проблемы

Высокая вероятность

Высокая и катастрофи-ческие

Высокая и критические

Высокая и тяжелые

Высокая и незначитель-ные

Средняя вероятность

Средняя и катастрофи-ческие

Средняя и критические

Средняя и тяжелые

Средняя и незначитель-ные

Низкая вероятность

Низкая и катастрофи-ческие

Низкая и критические

Низкая и тяжелые

Низкая и незначитель-ные

Шаблон схож с шаблоном матрицы возможностей, отличается только дополнительной колонкой «Катастрофические проблемы» - т.к. некоторые виды угроз несут в себе разрушительные последствия, вплоть до банкротства компании и полной остановки бизнеса, поэтому учитывать их необходимо обязательно.

Поэтому угрозы из ячеек «Высокая и катастрофические», «Высокая и критические», «Средняя и катастрофические» являются критическими для бизнеса, и требуют обязательного учета и немедленного и непременного устранения.

Угрозы из ячеек «Высокая и тяжелые», «Средняя и критические», «Низкая и катастрофические» также должны обязательно учитываться, и непременно устраняться.

Угрозы из ячеек «Высокая и незначительные», «Средняя и тяжелые», «Низкая и критические» должны быть устранены во вторую очередь, но их устранение необходимо.

Угрозы из ячеек «Средняя и незначительные», «Низкая и тяжелые», «Низкая и незначительные» не требуют незамедлительного устранения, но должны находиться под постоянным контролем и перманентно отслеживаться. При увеличении вероятности наступления – устраняться.

Глава 2. Практическое применение SWOT-анализа


2.1 Проведение SWOT-анализа

Рассмотрим теоретические знания, полученные в первой главе, в рамках их практического использования на примере инновационной компании ЗАО «Крисмас+», производящей не имеющее аналогов в России и мире учебное оборудование и оборудование для химического экспресс-контроля различных сред. Эта компания существует уже много лет, сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015.

Миссия компании: «располагая высоким производственным и кадровым потенциалом, ЗАО «Крисмас+» следует своему основному курсу, направленному на создание конкурентоспособной и инновационной продукции, услуг и максимально полное удовлетворение потребностей клиентов.

Мы помогаем нашим клиентам в рациональном выборе, приобретении и эксплуатации лабораторного оборудования и приборов. Наша задача не только произвести и поставить, а также обеспечить профессиональную, информационную, методическую и сервисную поддержку.

В своей работе мы руководствуемся принципами взаимовыгодного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами – заказчиком, своими сотрудниками, акционерами, представителями надзорных и контролирующих организаций, общества в целом.»

Основные направления работы:

  • освоение производства нового лабораторного оборудования и средств экологического контроля с учетом требований и ожиданий потребителей;
  • поддержание и расширение взаимовыгодных партнерских отношений с потребителями, поставщиками и организациями, заинтересованными в нашей деятельности;
  • совершенствование системы подготовки и мотивации персонала в целях повышения производительности труда;
  • снижение затрат на производство продукции за счет непрерывного улучшения всех видов деятельности;
  • сохранение целостности и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов: ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 9001.

Методы компании:

  • проведение маркетинговых исследований поставщиков, потребителей, конкурентов;
  • использование научно-технических новшеств, ориентация на внедрение новых технологий;
  • систематическое и непрерывное обучение руководителей, специалистов и рабочих, занятых на производстве;
  • вовлечение всего персонала в процессы непрерывного совершенствования системы менеджмента и повышения качества продукции;
  • увеличение объемов производства и сокращение сроков поставки продукции;
  • повышение качества и конкурентоспособности продукции на основе изучения запросов потребителей и оценки их удовлетворенности для поддержания репутации надежного поставщика и перспективного партнера;
  • укрепление имиджа надежного и квалифицированного производителя и поставщика на рынке оснащения производственных, научных и учебных лабораторий;
  • разъяснение Политики в области качества и её реализация на всех уровнях от руководителей до исполнителей.

Руководство ЗАО «Крисмас+» берет на себя ответственность постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, определять, анализировать на пригодность и последовательно совершенствовать политику в области качества.

Руководство, чтобы компания была конкурентоспособной, а также, чтобы понимать ее роль и место на рынке и вообще во внешней среде, постоянно анализирует ситуацию как внутри компании, так и во внешнем поле. Для этого используются различные инструменты:

  • анализ влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность фирмы;
  • матрица Ардур Д. Литл;
  • матрица Ансоффа;
  • Benchmarking;
  • SWOT-анализ.

Рассмотрим подробнее последний из приведенных выше инструментов анализа: SWOT-анализ внешних и внутренних факторов среды. Факторы внешней среды представлены в таблице 1, факторы внутренней среды – в таблице 2.

Таблица 1.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

(Factors of external context)

ВОЗМОЖНОСТИ

(Opportunities)

УГРОЗЫ

(Threats)

  • Выделение значительных бюджетных средств в отдельных регионах на оснащение образовательных учреждений
  • Ориентация потребителей на отечественных производителей
  • Благоприятная конъюнктура рынка вследствие повышения курсов иностранных валют, и вследствие этого ухудшение конкурентоспособности иностранных производителей
  • Разработка на постоянной основе новых видов продукции, в том числе для новых сегментов рынка, в которых ранее продукция компании не была представлена
  • Неблагоприятные тенденции в экономике страны, уменьшение покупательской способности населения и организаций
  • Нестабильный курс иностранных валют
  • Увеличение количества закупщиков, приобретающих продукцию на условиях рассрочки платежа
  • Рост стоимости участия в ключевых выставках, значительно опережающий официальную инфляцию
  • Высокая конкуренция

Таблица 2.

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

(Factors of internal context)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

(Strengths)

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

(Weakness)

  • Безупречная репутация компании в течение 25 лет
  • Хорошая узнаваемость бренда в своем сегменте рынка
  • Один из лидеров своего сегмента рынка
  • Стабильный костяк коллектива и руководства, низкая текучесть ключевых кадров
  • Возможность минимального повышения стоимости продукции за счет оптимизации процессов в компании, направленных, в том числе, на уменьшение ее себестоимости
  • Диверсификация бизнеса, широкий ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг
  • Продажи не только собственной продукции, но и продукции сторонних производителей
  • Большой функциональный интернет-магазин, содержащий более 3000 товаров. Данный интернет-магазин – единственный в своем сегменте рынка
  • Широкая дилерская сеть (более 50 дилеров) не только в РФ, но и в ближнем зарубежье
  • Рекламные кампании, направленные на донесение информации до потенциальных потребителей различными путями, как традиционными (выставки, реклама в СМИ), так и современными (контекстная реклама, продвижение в соц. сетях и т.д.)
  • Наличие сертифицированной СМК сразу от нескольких организаций в течение 5 лет
  • Значительная часть производимого оборудования сертифицирована и занесена в госреестр РФ
  • Значительная часть продукции занесена в госреестры Украины, Беларуси, Казахстана
  • Наличие патентов на часть производимой продукции
  • Постоянное обучение персонала, тренинги, курсы повышения квалификации
  • Наличие продуманной системы мотивации
  • Наличие технических решений для полноценной удаленной работы всех сотрудников во время карантина COVID-19 или любой другой пандемии
  • Наличие технических и кадровых возможностей для онлайн-рекламы (виртуальные стенды продукции) и проведение интерактивных вебинаров с демонстрацией продукции и ее возможностей широкому кругу потенциальных потребителей
  • Наличие собственного учебного центра
  • Успешные попытки выхода на зарубежные рынки, в том числе в страны СНГ и дальнее зарубежье
  • Хорошая взаимозаменяемость кадров – в компании практически отсутствуют ситуации, когда какими-либо узкоспециализированными знаниями обладает единственный сотрудник: у каждого специалиста есть подмена на случай отпуска, болезни или ухода
  • Отсутствие достаточного контроля за выполнением персоналом своих обязанностей
  • Отсутствие разработанного плана общения отдела продаж с заказчиками посредством средств коммуникации
  • Отсутствие для отдела продаж разработанного плана конкурентных преимуществ компании и производимой продукции
  • Длительность разработки новой продукции
  • Отсутствие различных систем автоматизации стандартных действий (внедрение синхронизации интернет-магазина и 1С, внедрение Битрикс24)
  • Наличие разработанной, но плохо продающейся продукции