Файл: Игра как метод воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, функции и особенности игры в дошкольном возрасте
1.2. Функции игры дошкольников
1.3. Виды игр в дошкольной образовательной организации
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня воспитанности у детей среднего дошкольного возраста
Игры, направленные на воспитание дошкольников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ход игры. Перед игрой воспитатель читает детям художественное произведение «Ясочкин садик» Н. Забилы. По окончании чтения воспитатель достает куклу Ясочку и предлагает поиграть, потому что Яся уже приготовила для игры игрушки.
Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.
Игра может повториться на следующий день, при этом воспитатель организует на площадке домик для Ясочки. Чтобы девочке было комфортно в нем жить, в домике нужно навести порядок – помыть пол, вытереть пыль, повесить занавески. Можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в «семью»самостоятельно, следя за игрой и направляя детей.
В другой раз воспитатель предлагает новый сюжет «День рождения Яси». Перед этим целесообразно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (готовили подарки, приносили открытки. На празднике поздравляли именинника, водили хороводы, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.
В последующие дни дети уже самостоятельных могут в играх с куклами развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
Для дальнейшего развития игры в «семью» проводится беседа о младших братьях и сестрах. Организует чтение А. Барто «Младшим брат». В группу вносится новая кукла-пупс и все необходимое для ухода за ней. Детям предлагается сюжет – у них появился младший братик, надо маме помочь за ним ухаживать.В качестве логического завершения игры педагог предлагает «всей семье» идти обедать.
Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но при этом внимательно следит за развитием действий и умело использует ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.
Игра на социально-коммуникативное развитие 1. «Весёлый паровозик».
Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообщапреодолевать препятствия. Активизация словарного запаса(называние определений).
Ход: Ведущий является «паровозиком», который долженсоставить поезд из детей. Ребятам отводится роль«вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает ккаждому из «вагончиков» и знакомится с ним. Приназывании имени можно попросить ребят придумать длясебя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор,пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встаютдруг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В такомположении они преодолевают различные препятствия:
- «Нужно переехать через горы»: подняться и сойти со стула;
- «Въехали в тоннель»: проползти под столом;
- Пробраться через «дремучий лес»;
- «Непопасть в лапы диких животных»: тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу».
На протяжении всего упражнения дети не должныотцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет кфинишу в полном составе, награждается («Паровозик ивагончики были очень внимательными, заботились друг одруге и поэтому никого не потеряли в пути»).
Игра на социально-коммуникативное развитие 2. «Подари улыбку другу»
Цель: Активизация эмоциональнойпамяти. Развитие мимики. Воспитание дружеских качеств и положительного друг к другу отношения.
Описание игры:
1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару,покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг другапо голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другуюпару.
2.Детям предлагается повторять движения за словами:«Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучикисолнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правуюруку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, исобрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».
Дети зовут его по-разному, ребенок отгадывает по голосу ктоего зовет.
Таким образом, предложенные нами игры будут способствовать воспитанию и развитию детей средней группы в условиях дошкольной образовательной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы над темой исследования можно резюмировать, что цель достигнута: изучена возможность использования игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой важнейший вид деятельности ребенка. Игру возможно использовать в целях воспитания дошкольников, обучения по различным действиям с предметами, способам общения. Именно в игре ребенок развивается, у него формируются основные психические процессы, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на успешность продуктивной, учебной и трудовой деятельности, в взаимоотношениях с людьми.
Игра – наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Она украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребенка и является жизненно необходимой для его здоровья и физического развития.
Игра детей дошкольного возраста выполняет ряд важнейших функций, включая воспитательную;развлекательную;коммуникативную;развивающую.
Наиболее распространена классификация игра, предложенная С.Л. Новоселовой: самостоятельные игры (сюжетно-ролевые;режиссерские;театрализованные и т.д.), о инициативе взрослого (обучающие, досуговые), народные игры.
Наиболее часто используемые в дошкольных образовательных организациях игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические.
С целью определения сформированности нравственных норм была проведена диагностика в средней группе детского сада по методике «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой. В результате проведенной диагностики было выявлено, что у 6 детей высокий уровень сформированности нравственных норм, средний уровень – у 7 детей, еще у 2 – низкий уровень.
Нами были предложенные игры, которые будут способствовать воспитанию и развитию детей средней группы в условиях дошкольной образовательной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. № 544н. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальнойдействительностью. Средняя группа. / Н.В. Алешина. – М.: ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2002. – 128 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / общ. ред. А.В. Петровский. – М.: Просвещение. 1973. – 288 с.
5. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко. – Калуга: Адель, 1997 – 361 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
7. Дозорова М.А. «СемьЯ»: я+мама+папа+ 2бабшки+ 2 дедушки: Программа и материалы по социально–личностному развитию детейдошкольного возраста / М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А. Кроник. –М.: АРКТИ, 2008. – 160 с.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
9. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка / С.А.Козлова. – М.: ШкольнаяПресса, 2010. – 64 с.
10. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
11. Котова Е.В. В мире друзей: программа эмоционально- личностного развития детей / Е.В. Котова. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
12. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. –С.35.
13. Мулько И.Ф. Этика для детей 5 – 7 лет: Методическое пособие / И.Ф. Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2009 –96 с.
14. Новоселова С.О новой классификации детских игр / С.О. Новоселова. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84
15. Познаем, общаемся, играем: Методическое пособие /Сост. Н.А. Олюнина //Под научн.ред. Т.И. Софроновой. – Йошкар – Ола: ГОУ ЛПО (ПК) С «Марийский институтобразования», 2007. – 192 с.
16. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
17. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
19. Авдулова Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С.28–33.
20. Соколова Л.В., Тарасова Т.В. Игра как ведущий вид деятельности и средство воспитания дошкольников / Л.В. Соколова, Т.В. Тарасова Т.В. // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 205-208.
21. Собирова К.А. Игра как средство воспитания дошкольников / К.А. Собирова // Инновации в науке, обучении и технологиях. – 2019. – С. 38-39.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Стимульный материал для диагностики «Сюжетные картинки»
Приложение Б
Протокол диагностики «Сюжетные картинки»
№ |
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень |
1 |
София Р. |
3 |
Высокий |
2 |
Артур П. |
2 |
Средний |
3 |
Владимир Т. |
2 |
Средний |
4 |
Кира С. |
2 |
Средний |
5 |
Юлия П. |
1 |
Низкий |
6 |
Вероника В. |
3 |
Высокий |
7 |
Маргарита О. |
3 |
Высокий |
8 |
Алиса Б. |
2 |
Средний |
9 |
Саргылана И. |
3 |
Высокий |
10 |
Слава С. |
2 |
Средний |
11 |
Аламжи Б. |
2 |
Средний |
12 |
Артём Ф. |
1 |
Низкий |
13 |
Алекса Ф. |
3 |
Высокий |
14 |
Кирилл К. |
3 |
Высокий |
15 |
Екатерина Я. |
2 |
Средний |
-
Соколова Л.В., Тарасова Т.В. Игра как ведущий вид деятельности и средство воспитания дошкольников / Л.В. Соколова, Т.В. Тарасова Т.В. // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 205-208. ↑
-
Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с. ↑
-
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. ↑
-
Авдулова Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С.28–33. ↑
-
Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры / О.В. Солнцева. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с. ↑
-
Соколова Л.В., Тарасова Т.В. Игра как ведущий вид деятельности и средство воспитания дошкольников / Л.В. Соколова, Т.В. Тарасова Т.В. // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 205-208. ↑
-
Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко. – Калуга: Адель, 1997 – 361 с. ↑
-
Собирова К.А. Игра как средство воспитания дошкольников / К.А. Собирова // Инновации в науке, обучении и технологиях. – 2019. – С. 38-39. ↑
-
Д.Б. Эльконин Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с. ↑
-
Собирова К.А. Игра как средство воспитания дошкольников / К.А. Собирова // Инновации в науке, обучении и технологиях. – 2019. – С. 38-39. ↑
-
Д.Б. Эльконин Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с. ↑
-
Новоселова С.О новой классификации детских игр / С.О. Новоселова. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84 ↑
-
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с. ↑
-
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с. ↑
-
Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / общ. ред. А.В. Петровский. – М.: Просвещение. 1973. – 288 с. ↑
-
Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. –С.35. ↑