Файл: Игра как метод воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Функции игры дошкольников

Игра является основным видом деятельности детей, особенно, в дошкольном возрасте. В процессе игры происходит всестороннее развитие дошкольников[7].

Помимо развивающего значения, игры детей позволяют активно и продуктивно развивать и совершенствовать психические процессы, формировать личности ребенка. Игры направлены на то, чтобы разнообразить образовательно-воспитательный процесс в условиях детского сада, они позволяют детям получить радостные переживания. В игре дошкольники эмоционально обогащаются, улучшают настроение[8].

Среди задач, которые решаются в игре можно отметить следующие основные:

- развитие познавательной деятельности детей;

- формирование культурного поведения;

- обогащение представлений об окружающем мире;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие двигательной сферы[9].

Игра детей дошкольного возраста выполняет ряд важнейших функций:

- обучающую;

- развивающую;

- воспитательную;

- коммуникативную;

- развлекательную;

- релаксационную[10].

Опишем каждую более подробно. Так, Обучающая функция позволяет педагогу результативно решать конкретные задачи воспитания и обучения, направленные на усвоение определённых знаний, навыков и умений, посредством материала и правил игры, которые играющие в обязательном порядке должны соблюдать. Именно обучающие игры имеют весомое значение в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

За развитие ребенка и коррекцию каких-либо его качеств отвечает развивающая функция.

Воспитательная функция заключается в выявлении у дошкольников индивидуальных особенностей, позволяет своевременно устранять у воспитанников нежелательных проявлений характера.

В развитии потребности общаться, обмениваться знаниями и мнениями со сверстниками, состоит коммуникативная функция. Кроме того, она играет важное значение в умении детей дошкольного возраста устанавливать и налаживать дружеские отношения, реализовывать речевую активность.

Развлекательная функция способствует развитию двигательной активности детей, повышению эмоционально-положительного тонуса, питает яркими и неожиданными впечатлениями ум детей, создаёт эффективную среду для установления эмоционального контакта ребенка со взрослым.


В развитии творческих способностей заключается психологическая функция игры.

Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил дошкольников[11].

Именно разнообразием и полнотой функций игры обусловлен тот факт, что ее активно включают в педагогический процесс.

Таким образом, игра детей дошкольного возраста выполняет семь важных функций, которые способствуют и отвечают за всестороннее развитие дошкольников, позволяя охватить все стороны развития ребенка и становления полноценной личности.

1.3. Виды игр в дошкольной образовательной организации

Из более современных исследований можно представить классификацию игр по С.Л. Новоселовой, в основе которой распределение по тому, кто является инициатором игры.

Выделяют три класса игр:

1) самостоятельные игры – по инициативе ребенка (детей):

- сюжетно-ролевые;

- сюжетно-отобразительные;

- самостоятельные сюжетные игры:

- режиссерские;

- игра-экспериментирование;

- театрализованные.

2) возникающие по инициативе взрослого, который преследует воспитательные, либо образовательные цели:

игры обучающие:

- дидактические;

- сюжетно-дидактические;

- подвижные;

досуговые игры:

- игры-забавы;

- игры-развлечения;

- интеллектуальные;

- празднично-карнавальные;

- театрально-постановочные;

3) народные игры, инициаторами которых могут выступать как педагоги, так и более старшие дошкольники, исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым[12].

В.П. Кондрашов дополнил классификацию С.Л. Новоселовой и ввел еще два вида игр:

- профориентационные сюжетно-ролевые, в ходе которых имитируются какие-либо производственные ситуации;

- профориентационные сюжетно-дидактические, цель которых освоение отдельных несложных профессиональных умений[13].

А. В. Черная выделяет следующие группы игр:

1) игры, актуальные на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными:

- спортивные игры;

- игры с правилами;

- предметные игры с правилами;

- игры-экспериментирования;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры-забавы.

2) игры, традиции которых, переходя от старших к младшим, сохраняют свою актуальность в пределах первого или нескольких поколений детей. Такие игры – феномены современной детской субкультуры.


3) игры с «короткой традицией», возникающие в дворовых, школьных, уличных игровых сообществах. Существование таких игр поддерживается путем обогащения игрового репертуара местными вариантами правил известных игр[14].

В. А. Петровский дает свою классификацию игр:

- сюжетная игра;

- ролевая игра;

- игра по правилам;

- вещно-предметная деятельность[15].

В дошкольных учреждениях в условиях реализации ФГОС ДО, в основном, используются следующие игры: дидактические; сюжетные; ролевые; театрализованные; подвижные; конструктивные.

Каждый вид игры направлен на определенный аспект развития ребенка. Так, дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности. Они развивают мышление, наблюдательность, память, внимание, речь. Дидактические игры наиболее целесообразно применять в познавательном развитии дошкольников.

В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь и деятельность взрослых, взаимоотношения людей. В ходе игры дошкольник познаёт мир и усваивает общественный опыт, учится трудиться, воспитываются моральные качества, а также активно обогащается словарный запас. В социально-коммуникативной области сюжетно-ролевые игры занимают весомое место.

Подвижные игры направлены на физическое развитие, коррекцию недостатков в развитии.

Таким образом, существует много классификаций игр для детей дошкольного возраста, они основываются на различных критериях – по функциям, по целям, по историческим традициям. При этом наиболее часто используемые в дошкольных образовательных организациях игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика уровня воспитанности у детей среднего дошкольного возраста


В ходе анализа теоретической литературы было определено, что игра в дошкольном возрасте играет большую роль в воспитании детей дошкольного возраста, включая воспитание социо-коммуникативное и нравственное.

С целью определения сформированности нравственных норм была проведена диагностика по методике «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой[16].

Диагностика проводилась на базе детского сада №29 «Теремок».

Участвовали дети средней группы, в возрасте 4-5 лет – всего 15 детей, из них 9 девочек и 6 мальчиков.

Методика проведения: детям индивидуально предлагалось рассмотреть сюжетные картинки (Приложение А), на которых изображены фрагменты из жизни ребенка, в которых выражены положительные и отрицательные их поступки. Дошкольник должен был разделить картинки на 2 группы – в одной положительные поступки, в другой – безнравственные. Попутно ребенок должен был комментировать свой выбор.

В протокол заносились не только правильность выбора картинок, но также реакции ребенка на каждую картинку, кроме того, учитывалось то, как он объяснял картинку и давал оценку с моральной точки зрения на поступки детей. Протокол диагностики представлен в Приложении Б.

Обработка проводилась по критериям, предложенными Р.Р.Калининой (см. Таблицу 2.1.).

Таблица 2.1. – Критерии оценивания сформированности нравственных норм

Уровень

Количество баллов

Критерии оценивания

1

Крайне низкий

0

- раскладывает картинки по стопкам неверно,

- эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2

Низкий

1

- правильно раскладывает картинки,

- свои действия обосновать не может,

- неадекватные

эмоциональные реакции

3

Средний

2

-раскладывая картинки верно,

-обосновывает свои действия,

- эмоциональные реакции адекватны, однако слабо выражены

4

Высокий

3

- раскладывая картинки верно,

- свой выбор обосновывает,

- эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются также в мимике, активной жестикуляции

В результате проведенной диагностики было выявлено:

- у 6 детей высокий уровень сформированности нравственных норм,

- у 7 детей средний уровень,

- у 2 детей низкий уровень,

- детей с крайне низким уровнем выявлено не было.


Представим результаты в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2. Количественные результаты диагностикисформированности нравственных норм

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Крайне низкий

Количество детей

6

7

2

0

Процентное соотношение

40%

47%

13%

Наглядно результаты диагностики можно представить в виде диаграммы – Рисунок 2.1.

Рисунок 2.1. – Результаты диагностики сформированности нравственных норм

Таким образом, проведенная диагностика сформированности нравственных норм у детей средней группы ДОУ показала, что воспитание детей хотя и находится, в основном, на среднем уровне, все таки возможно более продуктивная деятельность педагога, включая игру как метод воспитания.

Игры, направленные на воспитание дошкольников

С целью всестороннего воспитания дошкольников можно применять различные игры, в том числе сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные.

Игра сюжетно-ролевая 1. Детский сад

Цель: расширить у детей знания о значении детского сада, знакомить с профессиями людей, которые работают в садике: воспитатель, няня, музыкальный руководитель, повар, воспитать у дошкольников желание подражать действиям взрослых – заботливо относиться к детям.

Оборудование: игрушки: куклы, мягкие игрушки, тетради, доска, книжки, музыкальные инструменты и т.д.

Ход игры: поиграть в детский сад предлагает воспитатель.Среди желающих выбираются Воспитатель, няня, музыкальный руководитель. Дети – это куклы и мягкие игрушки.

Сюжет игры дети выстраивают самостоятельно. Воспитатель следит за развитием игры, в нужный момент подсказывает, как верно поступить, направляет ход игры в позитивное и правильное русло, помогает выходить из сложных ситуаций.

Игра сюжетно-ролевая 2. Семья

Цель. Развивать положительные отношения между детьми. Прививать ценность семьи. Воспитывать коммуникативные качества, желание играть с товарищами.

Игровой материал: кукла, коляска, одежда для куклы, бытовые предметы и предметы-заместители, посуда, плита, диванчик и т.д.