Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
Введение
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно называть "бумажной информатикой".
Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин. Одним из примеров системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы.
При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, - остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. При переходе от автоматизации отдельных процессов предметной области к созданию автоматизированных информационных систем требуется не только взаимосвязь приложений, но и качественно новый подход к организации данных.
Задачи курсовой работы:
- получение представлений о методах и средствах проектирования современных ИС;
- приобретение навыков использования CASE-систем проектирования ИС;
- развитие самостоятельности при разработке ИС на базе программных продуктов AllFusion Process Modeler r7, AllFusion Data Modeler r7 и СУБД SQL Server 2005.
Курсовая работа состоит из следующих частей:
- Построение функциональной модели предметной области в программной среде AllFusion Process Modeler r7, что включает в себя 3 вида диаграмм:
- диаграммы IDEF0;
- диаграмма DFD;
- диаграмма IDEF3.
- Построение UML диаграмм в среде Pacestar UML diagrammer;
- Проектирование логической и физической модели данных в программной среде AllFusion Data Modeler r7;
- Разработка клиентского приложения ИС в среде Access с использованием БД, находящихся в СУБД MySQL Server 5.1.
Основная часть
1. Обеспечивающие подсистемы информационных систем
1.1 Понятие информационной системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.[1]
Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Давая определение информационной системы нужно учитывать, что в настоящее время даже среди специалистов нет четкого определения этого понятия. Кроме того, все они, пожалуй, слишком «тяжелы» для корректного восприятия неспециалистами в этой области.
Наконец, что более важно, все эти определения страдают двумя существенными недостатками: во-первых, они ориентированы на идеальные, «чистые» условия, так как в них говорится только об информации, непосредственно используемой для процессов управления, хотя для любого реального объекта присуща не только избыточная, но и подчас заведомо ненужная и, к сожалению, даже паразитическая информация, т.е. информация, оказывающая негативное влияние на функционирование информационной системы (требующая определенных затрат сил и средств на свое «обслуживание»); во-вторых, существующие определения информационных систем рассматриваются вне связи с организационными структурами системы управления, хотя между информационными процессами объекта и оргструктурой его аппарата управления существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние.
В самом общем случае, информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
1.2 Процессы в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 1), состоящей из блоков:
- ввод информации из внешних или внутренних источников;
- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
- обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Рис. 1. Процессы в информационной системе
1.3 Структура информационной системы
Обобщенная структура любой ИС может быть представлена двумя взаимодействующими частями:
- функциональная часть, включающая прикладные программы, которые реализуют функции прикладной области;
- среда или системная часть, обеспечивающая исполнение прикладных программ.
С этим разделением тесно связаны две группы вопросов стандартизации:
- стандарты интерфейсов взаимодействия прикладных программ со средой ИС, прикладной программный интерфейс (Application Program Interface - API);
- стандарты интерфейсов взаимодействия самой ИС с внешней для нее средой (External Environment Interface - EEI).
Эти две группы интерфейсов определяют спецификации внешнего описания среды ИС - архитектуру, с точки зрения конечного пользователя, проектировщика ИС, прикладного программиста, разрабатывающего функциональные части ИС.
Спецификации внешних интерфейсов среды ИС и, как будет видно далее, спецификации интерфейсов взаимодействия между компонентами самой среды, - это точные описания всех необходимых функций, служб и форматов определенного интерфейса. Совокупность таких описаний составляет эталонную модель открытых систем (Reference Open System Model).
Эта модель используется более 20 лет и определяется системной сетевой архитектурой (SNA), предложенной IBM в 1974 году. Она основана на разбиении вычислительной среды на семь уровней, взаимодействие между которыми описывается соответствующими стандартами и обеспечивает связь уровней вне зависимости от построения уровня в каждой конкретной реализации (рис.1). Основным достоинством этой модели является детальное описание связей в среде с точки зрения технических устройств и коммуникационных взаимодействий. Вместе с тем она не принимает в расчет взаимосвязь с учетом мобильности прикладного программного обеспечения.
Эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM) определяет разделение любой информационной системы на приложения (прикладные программы и программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизованные интерфейсы (API), которые являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия функциональных частей друг с другом и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.
Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС.
Содержание жизненного цикла разработки ИС сводится к выполнению следующих стадий:
Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) - системный анализ. Проводится исследование и анализ существующей информационной системы, определяются требования к создаваемой ИС, формируются технико-экономическое обоснование (ТЭО) и техническое задание (ТЗ) на разработку ИС;
Проектирование (техническое и логическое проектирование). В соответствии с требованиями формируются состав автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состав обеспечивающих подсистем (системная архитектура), проводится оформление технического проекта ИС;
Реализация (рабочее и физическое проектирование, кодирование). Разработка и настройка программ, формирование и наполнение баз данных, формулировка рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта;
Внедрение (опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ИС в эксплуатацию по подразделениям организации, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ИС;
Эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление недоработок и ошибок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).
Ниже рассматривается основное содержание стадий и этапов жизненного цикла ИС.
Системный анализ. Основными целями этапа являются:
- формулировка потребностей в новой ИС (определение всех недостатков существующей ИС);
- выбор направления и определение экономической обоснованности проектирования ИС.
Системный анализ ИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого объекта в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате этого этапа выявляются недостатки существующей ИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления (создается технико-экономическое обоснование проекта ИС). После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ИС определяются в терминах функций, реализуемых системой.
Этап проектирования предполагает:
- проектирование функциональной архитектуры ИС, которая отражает структуру выполняемых функций;
- проектирование системной архитектуры ИС (состав обеспечивающих подсистем);
- реализацию проекта.
Формирование функциональной архитектуры, которая представляет собой совокупность функциональных подсистем и связей между ними, является наиболее ответственным и важным этапом с точки зрения качества всей последующей разработки ИС.
Построение системной архитектуры на основе функциональной предполагает определение элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации.