Файл: РЕАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО СТАРТАПА В IT – ИНДУСТРИИ, ПОИСК И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
Данный метод финансирования основан на трех базовых принципах:
- принцип поэтапности;
- принцип беспроцентности;
- принцип тесного сотрудничества между венчурными капиталистами и создаваемыми с их участием предприятиями.
Прочими источниками привлечения финансовых средств являются:
- венчурные фонды, аккумулирующие денежные средства для инвестиций в проекты с высокой степенью риска;
- крауд-финансирование, предполагающее привлечение множества мелких инвесторов, получающих право на финансовое/нефинансовое вознаграждение по результатам реализации (чаще всего реализуется посредством интернет-площадок, где молодые компании размещают информацию о стартапе);
- IPO, представляющее собой проведение первичного открытого размещения акций компании на фондовом рынке.
Как бы удивительно это не прозвучало, но согласно данным выше упомянутого исследования «STARTUP BAROMETER 2018», порядка 70% всех стартапов без всякой поддержки из вне (рис.1.6).
Рисунок 1.6. Источники средств для запуска стартапа
Как видим, около 71% российских стартапов основаны на собственные средства основателей. В венчурной терминологии такие стартапы принято называть «venture baked», они не финансируются инвесторами. Лишь у 11% стартап-проектов имеются непрофильные частные инвесторы. Порядка 5% стартапов имеют бизнес-ангела, еще 3% привлекают к стартовому финансированию венчурные фонды.
С развитием бизнеса ситуация кардинально не меняется. Основными источниками финансирования по-прежнему остается начальное финансирование проекта, а также выручка от продаж (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7. Источники финансирования текущего развития стартапов
Порядка 14% всех респондентов сами дофинансировнали свой проект, еще 12% обратились к внешним инвестициям. В целом справедливо говорить, что лишь 30% стартап-проектов имеют внешних инвесторов, не являющихся основателями компаний. Тем не менее, подобная практика, как правило, не затрагивает крупные высокотехнологичные инновационные проекты, требующие серьезных финансовых вложений. Как показывает практика, в последние годы в России особую популярность набирает венчурное финансирование стартапов, а также различные формы государственной поддержки, особенно для вновь созданных инновационных стартапов.
В целом можно заключить, что выбор того или иного метода финансирования определяется предпринимателем (стартапером) и зависит от инвестиционной привлекательности и финансового потенциала стартапа, а также от развитости финансово-кредитной инфраструктуры в стране.
По сути каждый из описанных выше источников с той или иной долей условности может быть использования для финансирования российских стартапов. Их выбор зависит от характера стартап-проекта, его размахов и перспектив реализации.
В целом, можно сделать следующие выводы:
1). В качестве основной причины создания, успешного развития и дальнейшего существования стартапов выступает медлительность и неповоротливость крупных корпораций, успешно использующих уже имеющиеся продукты и практически не занимающихся разработкой и созданием новых.
2) В условиях российской действительности развитию и популяризации стартап-проектов способствует развитие и увеличение числа венчурных фондов, а также наращивание инвестиционных потоков в стране.
3). В российской стартап-индустрии на протяжении многих лет лидирующие позиции занимают проекты интернет-сферы. Их рыночная доля, по оценкам экспертов, достигает 90%;
4). Определяющая роль в успешности любого стартапа отводится бизнес-идее. Она обязательно должна быть востребованной со стороны рынка, то есть продукт (услуга) должен обладать реальным или потенциальным спросом;
5). Важная роль в развитии стартапов отводится финансам. Наиболее популярной формой финансирования стартапов остается самофинансирование;
6). Лишь 30% стартап-проектов имеют внешних инвесторов, не являющихся основателями компаний (не затрагивая крупные высокотехнологичные инновационные проекты);
7). Каждый стартап сопряжен с высоким уровнем риска. По статистике, свыше 90% всех стартапов перестают существовать. При этом основной причиной краха зачастую выступает не рыночная конкуренция, а самоуничтожение;
8). Выбор того или иного метода финансирования определяется предпринимателем (стартапером) и зависит от инвестиционной привлекательности и финансового потенциала стартапа, а также от развитости финансово-кредитной инфраструктуры в стране.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТАПА
Ключевая бизнес – идея стартапа
Идея стартапа. Концепция продукта
Название проекта: Корпоративный мессенджер Clover
Описание продута / услуги: Создание коммуникационной платформы – корпоративного мессенджера Clover с продвинутой аналитикой переписки внутри компании на базе научных исследований в области Natural Language Processing (обработка естественного языка).
С помощью данного товара / услуги покупатель решает проблему («боль»): цифровизации рабочего места для сотрудников. Продукт позволит оптимизировать процессы коммуникации внутри компании, выстроить взаимодействие между филиалами, даст возможность контроля, уведомления сотрудников, получения статистических и аналитических показателей, а также позволит избавиться от открытых, не безопасных иностранных мессенджеров, которые используются в работе (Telegram, WhatsApp и др.)
Таблица 1. Концепция продукта
1. |
Что представляет собой продукт / услуга? |
Корпоративный мессенджер |
2. |
Какую функция выполняет продукт / услуга? |
Создание коммуникационной платформы в предприятии |
3. |
Где товар будет использоваться? / Где услугу можно будет получить? |
Облачная версия для малого среднего бизнеса с низким порогом входа, on-premise версия для крупного бизнеса. |
4. |
Когда товар будет использоваться? / Когда услугу можно получить? |
Для начала использования продукта, необходимо его внедрение на базе предприятия-покупателя, интеграция с различными корпоративными системами (если используются). |
5. |
Есть ли необходимые дополнительные товары / услуги для использования разрабатываемого товара / услуги? |
Реализация 2-х типов решений: поставка решения/разработка под ключ on-premise системы корпоративной связи (цифрового рабочего места) для крупных предприятий и корпораций и облачная версия для малого среднего бизнеса с низким порогом входа. Для использования предполагается наличие средств коммуникации (ПК, мобильных устройств и т.п.). |
В целях поиска источников финансирования проекта предусматривается выход на краудфайдинг, поиск инвесторов, установления взаимосвязей.
Получение необходимой суммы планируется за счет финансирования на платформе краудфандинга – AngelList. Выбор данной платформы для поиск источников финансирования обоснован следующими факторами:
- данная платформа считается одной из самых известных платформ для стартапов и бизнес-ангелов;
- предоставляет информацию обо всех зарегистрированных там стартапах, вакансиях для соискателей и общую информацию об учредителях и созданной идее;
- каждый месяц платформа собирает миллионы долларов и часто участвует в развитии стартапов;
- действует на рынке уже 10 лет;
- число проектов: около 100 000.
Так как проект нацелен на развитие быстроразвивающегося направления бизнеса, предполагается получение необходимой суммы в течении прединвестиционного периода реализации проекта.
Команда стартапа
В данном случае, созданием рассматриваемого стартапа занимается уже заявившая о себе на рынке команда - Студия разработки программных продуктов ООО «ЭСК-тек» (ИНН: 7724424977) с опытом работы в РФ, США, странах Европы и АСЕАН. Год основания: ноябрь 2017.
Основатели – физ. лица – ключевые члены команды.
Финансовый результат: 2018 г. – 23 млн. рублей, 2019 г. – 71 млн. рублей.
Таблица 2 Команда
Название должности |
Функционал |
Входные компетенции (опыт) |
Руководитель проекта |
Управление бизнес-процессами проекта |
Основатель бизнес-идеи |
Программист |
Разработка, внедрение, сопровождение продукта |
Соответствующий уровень квалификации |
Менеджер по работе с клиентами |
Поиск, налаживание взаимосвязей с клиентами |
Опыт работы по работе с клиентами |
Дизайнер |
Создание современных интерфейсов учитывающих пользовательский опыт |
Соответствующий уровень квалификации |
Таблица 3 Распределение ключевого функционала
Функции |
Комментарий |
Кто выполняет |
Основатель (основатели) |
Владелец бизнеса |
|
Привлечение клиентов |
Менеджер по работе с клиентами, основатели |
|
Продажи |
Менеджер по работе с клиентами, основатели |
|
Разработка |
Программист |
|
Дизайн |
Дизайнер |
|
Операционные процессы |
Менеджер по работе с клиентами, основатели, дизйнер |
Ценностное предложение
Таблица 4. Ценностное предложение
Что является «головной болью» клиента? |
Обеспечение эффективной коммуникации среди сотрудников, безопасность корпоративной информации |
Как клиент решает эту проблему на данный момент? |
Не использует корпоративный менеджер, применяя стандартные решения / Использует продукт конкурентов |
Насколько он доволен решением? |
Потребность в получении услуг и продуктов высшего качества за приемлемую цену провоцирует клиента на поиск наиболее оптимального решения для его бизнеса |
Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? |
На рынке присутствуют программные продукты с аналогичными характеристиками |
Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? |
Наиболее целесообразный для клиента-корпоративного лица – использование предлагаемого продукта Для субъекта МСБ – поиск более дешевых решений |
Таблица 5
1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта/услуги |
- низкий порог входа для конечного пользователя |
- научный подход в формировании аналитики для руководства компании и HR служб на основе машинного обучения (анализ взаимодействия сотрудников, умный поиск по контексту, контроль распространения конфиденциальной информации и пр.) |
- локальная техническая поддержка и сервера |
- высокое качество звонков |
- возможность работы в сложных условиях доступа к интернету и пр. |
2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? |
- приемлемая цена, |
- простота интеграции, |
- удобный пользовательский интерфейс, |
- техническая поддержка |
- повышение эффективности управления благодаря продукту |
3. Напишите, к чему стоит стремится, чтобы удовлетворить потребности клиентов |
- постоянная работа над улучшением качества связи, особенно работы в сложных условиях доступа к интернету |
- совершенствование интерфейса |
- разработка дополнительного функционала |
- сопутствующий качественный сервис |
- возможность привлечения сотрудников других компаний (например, подрядчиков и партнеров) в единую среду коммуникаций с разграничением доступа |
Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличиях от конкурента вашего продукта |
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, УДОБСТВО ИСПОЛЬЗВАНИЯ, ЦЕНА, КАЧЕСТВО, ПОД КЛЮЧ, МУЛЬТИПЛАТФОРМЕННОСТЬ |
Ключевые фразы: цифровое рабочее место, безопасность корпоративной связи, оптимизация процессов коммуникации внутри компании, статистика и аналитика показателей, индивидуальные решения под ключ, соответствие цены и качества, доступность интерфейса для пользователей |
Сформулируйте ваше ценностное предложение, использую «ключевые слова» и «ключевые фразы», если это необходимо |
Ценностное предложение: Clover – цифровое рабочее место для вашего бизнеса. Clover – это безопасность корпоративной связи. С Clover вы получите оптимизацию процессов коммуникации внутри компании, эффективное выстраивание взаимодействие между филиалами, возможность контроля, уведомления сотрудников, статистики и аналитики показателей. |