Файл: Организация выставочно-ярморочной деятельности (Теоретические вопросы организации и развития выставочно-ярмарочной деятельности в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические вопросы организации и развития выставочно-ярмарочной деятельности в России
1.1 Ретроспектива развития выставочно–ярмарочной деятельности в России
Роль государства и профессиональных ассоциации в развитии выставочно-ярмарочной деятельности.
Глава 2. Анализ выставочно-ярмарочной деятельности на примере выставки «Невские берега».
2.1. Характеристика выставки «Невский берега».
2.2. Процесс организации работы на выставке
2.3 Оценка результатов выставки «Невские берега»
Введение
Актуальность исследования. Выставки и ярмарки — эффективный ресурс для организации и проведения социально-культурных и маркетинговых исследований, т.к. они дают заинтересованным организациям обширную прикладную информацию. Каждая ярмарка либо выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать в выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Каждая выставка - важная и, что ценно, емкая в плане материальных затрат как часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или, тем более, организатора.
Ценность исследований на ярмарках и выставках состоит в том, что они, с одной стороны:
- дают возможность получить богатый объем данных быстро и дешевле, нежели в обычных условиях;
- позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации, не ориентируясь на затратный и долговременный массовый сбор данных;
- поскольку многие выставки проводятся с определенной периодичностью и по конкретной тематике, они позволяют отслеживать динамику различных показателей, а число трендов может достигать значительной величины;
- исследования на выставках позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся лакуны и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными. Участники выставки образуют вполне конкретное сообщество и обладают огромным объемом самой разнообразной и надежной маркетинговой информации.
Объект исследования – Международный конгресс по медицинской косметологии «Невские Берега».
Предмет исследования – выставочно-ярмарочная деятельность.
Целью курсовой работы является: изучение выставочно-ярмарочной деятельности в России.
Задачами курсовой работы являются:
- ознакомление с историей выставочно-ярмарочной деятельности в России,
- анализ выставочно-ярмарочной деятельности на примере конкретной выставки;
- предложения о мероприятиях по совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности.
Актуальность выбранной темы курсовой состоит в том, что ярмарки являются незаменимыми помощниками каждого предпринимателя.
Проведение выставок-ярмарок очень эффективно влияет на деятельность предприятия, помогает установить более рациональные хозяйственные связи.
Методологической базой исследования являются труды в области выставочно-ярмарочной деятельности таких ученых как Некрылова А.Ф., Николаева М.А., Чеглов В.П.
В этой курсовой работе были использованы такие методы: эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдения, опыт, исследование) и теоретические (классификация, обобщение, анализ)
Исследование выставочно-ярмарочной деятельности состоит из:
- сбора информации на стендах выставки или ярмарочных павильонах как визуально, так и с помощью получения рекламно-информационных буклетов, прайс-листов, каталогов продукции, каталогов производителей, продавцов;
- изучения и обработки полученных материалов, а также хранение собранной информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, получение теоретически обоснованных и адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование.
Цель исследования ярмарочно-выставочной деятельности - создать информационно-аналитическую базу для принятия бизнес решений и разработки маркетинговой политики компании (о фирмах-конкурентах и их продукции, о потенциальных потребителях, о состоянии определенного сегмента рынка); ведения базы данных участников выставки, сопутствующих мероприятий (конференций, семинаров, концертов, мастер-классов), организаций, оказывающих дополнительные услуги (предоставление моделей, техническая поддержка, стендовики и т.д.).
Сбор информации о посетителях выставки является очень важным. Данную информацию гораздо труднее получить, чем информацию о самих выставках. Информация, полученная в ходе проведения выставочного мероприятия, позволяет произвести оценку эффективности мероприятия и участия в нем фирмы.
Глава 1. Теоретические вопросы организации и развития выставочно-ярмарочной деятельности в России
1.1 Ретроспектива развития выставочно–ярмарочной деятельности в России
Рынку необходимы самостоятельные, хозяйственно независимые организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники. Такими организациями являются ярмарки. Они дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, активизации хозяйственной инициативы сторон. На ярмарках имеются реальные возможности пропаганды надёжности изготовителя, его имиджа, уровня технического обслуживания. Результаты деятельности ярмарок позволяют изготовителям принимать решения о выпуске продукции, обновлении ассортимента и номенклатуры, повышении качества, улучшении дизайна.
Ярмарки представляют собой периодические мероприятия, проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для совершения покупок и продажи.
Ярмарочная торговля в России имеет достаточно древние исторические корни. В 1641 году по указу царя Михаила Федоровича была организована первая Российская ярмарка у стен Макарьевского монастыря, недалеко от Нижнего Новгорода. Среди участников ярмарочной торговли были богатые Российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента, которые предлагали для продажи меха, шёлка, жемчуг, золото, серебро, лён и другие редкие товары. После пожара гостиного двора с 1816 года ярмарочные торги перешли во вновь отстроенный каменный гостиный двор уже непосредственно в Нижнем Новгороде и с 1822 начинает работать Нижегородская ярмарка. Эпоха Петра 1 знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике; все это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу 1830-х годов в России насчитывалось более 1700 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, а к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше 600 ярмарок, на которые привозилось товаров на 11,5 миллиона рублей. В Харьковской губернии действовало в году 425 ярмарок, в Полтаве – 372. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки, бывало, до 135 398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба. В 1896 году под председательством крупного российского предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова открылась первая Всероссийская торгово-промышленная выставка.
В начале XIX века на Руси появляется ещё одна крупнейшая ярмарка - Ирбитская. В 1844 году произошел бурный рост золотодобывающей промышленности в Сибири, что стало мощным импульсом активизации ярмарочной торговли.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что политические события, происходящие в стране, всегда напрямую влияли на экономическую ситуацию, и, следовательно, ярмарочно-выставочная деятельность также подвергалась спадам и колебаниям. События 1917 года, Великая отечественная война 1941-1945 гг., послевоенная разруха, существенно повлияли на экономическое положение в стране и, как следствие, проведение ярмарок и выставок практически сошло на «нет».
Возрождение ярмарочной торговли в России можно отметить с 1991 года. В 1993 году Всероссийскому акционерному обществу "Нижегородская ярмарка" вручена высокая награда в Мадриде "Арка Европы Золотая Звезда", которая ранее вручалась лишь четырем компаниям планеты: Японии, Германии, Мексики и Испании.
Ярмарочная торговля в России, как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов.
Основные типы выставок
В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:
- ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот;
- ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции;
Перед ярмарками первого вида ставится широкий круг задач:
- усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований;
- внедрение в производство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов; одновременное определение продукции с моральным износом, экономически нецелесообразной в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемой к снятию с производства;
- работа, связанная с демонополизацией в сфере производства и обращения продукции;
- обязанности по обеспечению приоритета потребителей, усилению экономического воздействия на поставщика в случае нарушения им договорных обязательств; препятствие волевым приёмам и решениям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей.
Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов.
Получают распространение ярмарки, совмещающие реализацию как новой продукции, так и неиспользуемой, излишней. Такие ярмарки привлекательны для покупателей, но требуют более высоких затрат. В хозяйственной практике ярмарки организуются в двух направлениях:
- по закупке-продаже товаров народного потребления;
- по закупке-продаже товаров производственно-технического назначения.
По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций ярмарки подразделяются:
- международные ярмарки.
- всероссийские ярмарки соединяют интересы большого количеств предприятий, объединений с различными направлениями хозяйственной деятельности, специализации производства. На ярмарках сосредотачиваются товары весьма широкого профиля и ассортимента.
- зональные ярмарки привлекают к участию весьма значительное количество организаций, предприятий ряда близлежащих регионов. Ассортиментный состав предлагаемых товаров несколько уже.
- Региональные (областные, краевые, республиканские) ярмарки функционируют для оперативного удовлетворения потребителей необходимыми товарами. В организационном плане они более доступны для участников.
Гойхман О.Я. выделяет десять критериев для классификации ярмарок/выставок, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация выставок/ярмарок
Критерий |
Виды |
|
1 |
2 |
|
I По статусу |
всемирные - международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры (в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»); |
|
межрегиональные - демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов; |
||
II. По предмету и широте тематики |
межотраслевые; |
|
Ш. По времени проведения |
постоянно действующие; |
|
IV. По частоте повторения |
единовременные; |
|
V. По месту проведения |
проводимые в разных местах; |
|
VI. По географическому составу экспонентов |
в зависимости оттого, какие страны/регионы они представляют. |
|
VII. По отраслевому признаку |
универсальные — представлен весь комплекс услуг или товаров потребительского и промышленного назначения; |
|
VIII. По значимости мероприятия для экономики страны/ региона/ города |
федерального значения; местного значения. |
|
IX. По продолжительности функционирования |
постоянно действующие (от 6 месяцев до 1 года и более); |
|
X. По направлению работы |
ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов |