Файл: Мсфо (ias) 2 "Запасы" и фсбу 52019.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

Факультет Экономики и управления

Реферат

по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности»

на тему: «МСФО (IAS) 2 "Запасы" и ФСБУ 5/2019»

Выполнил: студент 4 курса, группы 4403

Дядык С. С.

Проверила: Кандидат экономических наук, доцент

Игнатенкова И. В.

Шифр № BO19EK005

Новосибирск 2023

Оглавление


Введение 3

1.Отличия МСФО от ФСБУ 4

2.Оценка запасов по ФСБУ «Запасы» 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15



Введение


Международные стандарты финансовой отчётности (International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых  национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Среди принципов можно выделить: принцип начисления, принцип непрерывности деятельности, осторожности, уместности и ряд других.

Международный стандарт финансовой отчетности 2 «Запасы» содержит нормы, касающиеся порядка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Положения стандарта регулируют правила выбора методов калькулирования оказывающих влияние на величину прибыли отчетного периода. В нем также даются рекомендации по распределению косвенных накладных расходов производственного характера; по распределению услуг комплексных производств и по разграничению затрат между капитализируемыми и не капитализируемыми в балансе.

  1. Отличия МСФО от ФСБУ


В современных условиях ведения хозяйственной деятельности возникла необходимость приведения российской системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Целью стандарта МСФО 2 «Запасы» является определение порядка учета запасов, при этом основным вопросом при учете запасов является определение суммы затрат, которая признается в качестве актива и переносится на будущие периоды до признания соответствующей выручки. Настоящий стандарт содержит указания по определению первоначальной стоимости и ее последующему признанию в качестве расходов, включая любое списание до чистой возможной цены продажи. Он также содержит указания относительно формул расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы.


Основополагающий принцип данного стандарта – оценка запасов производится по наименьшей из двух возможных величин – себестоимости и чистой возможной цене продажи [4]. Чистая возможная цена продажи относится к чистой сумме, которую рассчитывает выручить организация от продажи запасов в ходе обычной деятельности. Справедливая стоимость отражает цену таких запасов, по которой проводилась бы обычная сделка по продаже этих же запасов на основном (или наиболее выгодном) рынке между участниками рынка на дату оценки. Первая представляет собой стоимость, специфичную для организации, последняя – нет. Чистая возможная цена продажи запасов может отличаться от справедливой стоимости за вычетом затрат на их продажу.

В рассматриваемом стандарте МСФО 2 отражается включение в себестоимость запасов некоторых затрат, в частности имеются в виду расходы на заемные средства, однако в этом случае экономический субъект должен гарантировать использование запасов в течение длительного времени или же должен впоследствии их реализовать. В свою очередь, при определении себестоимости запасов по ФСБУ 5/2019 важно также ориентироваться на долгосрочную перспективу при приобретении (создании) запасов, поэтому в себестоимость запасов, которые были приобретены или созданы, необходимо включить затраты по возможной ликвидации и затраты по эксплуатации.

Следует указать на тот факт, что вступление в действие ФСБУ 5/2019 «Запасы», по сути, приводит к отмене нормативно-методических документов, которые до настоящего времени вместе с Положением по бухгалтерскому учету 5/01 использовались для ведения учетного процесса материальных запасов. Указанный факт предполагает, на наш взгляд, серьезную корректировку внутренней распорядительной документации организаций.

При этом сама идея формируется в установлении, по большому счету, новых параметров учетного процесса запасов в экономики, в наибольшей степени соответствующих требованиям Международного стандарта бухгалтерского учета 2 «Запасы», что в конечном итоге должно привести к повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Вместе с тем в налоговом учете сырья, материалов, комплектующих, канцелярских принадлежностей и прочих активов в связи со вступлением в силу ФСБУ 5/2019 ничего не меняется [7].



В ходе исследования рассмотрен ФСБУ 5/2019 «Запасы», разработанный на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», который был введен в действие на территории Российской Федерации в декабре 2015 года. ФСБУ 5/2019 «Запасы» является заменой Положению по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» и нацелен на сближение российского и зарубежного способов учета по части запасов в установлении, по большому счету, новых параметров учетного процесса запасов в экономики.

Проанализированы законодательные и нормативные акты [3, 6, 7, 8], а также научные труды отечественных экономистов разных областей, затрагивающие вопросы учета материально-производственных запасов в экономических взаимодействий, в частности, стандартизации учетного процесса [2, 5, 9], понимания порядка формирования учетной политики [4].

Запасы являются самой значительной статьей оборотных активов как производственных, так и коммерческих компаний, которые представляют собой второй по важности раздел полного бухгалтерского баланса.

ФСБУ 5/2019 «Запасы» устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организации. Запасами в данном случае считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более одного года.

Запасами, в частности, являются:

а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;

в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;

г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации;


д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;

е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи;

ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;

з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.

Разработка ФСБУ 5/2019 основывалась на положениях МСФО 2 с целью сближения международных и российских стандартов [5]. Этим и обусловлено наличие у обоих стандартов схожих характеристик, которые следует рассмотреть прежде, чем перейти к основным различиям. Первой наиболее очевидной общей чертой ФСБУ и МСФО является идентичный объект для применения, а именно запасы.

Однако МСФО 2 обращает внимание на рассмотрение не только материальных запасов, но и незавершенного производства, в связи с чем в российский стандарт ФСБУ была также внесена данная поправка.

Если говорить о принципах формирования себестоимости материально-производственных запасов, то можно заметить, что в данных стандартах указаны схожие правила формирования ее величины. Так, согласно международному стандарту в себестоимости запасов учитываются далеко не все расходы. Все скидки, различные уступки, торговые уценки и другие подобные статьи, как правило, не включены в состав себестоимости, поскольку не связаны с производством [2]. Их учет осуществляется отдельно. Сравнивая ФСБУ 5/2019 и МСФО 2, можно заметить схожее представление о себестоимости запасов по ФСБУ. В частности, стандарт не предусматривает включение в себестоимость материально-производственных запасов абсолютно всех понесенных затрат. Так, например, в расчет не берутся управленческие расходы организации [1].

В МСФО 2 «Запасы» отражается порядок учета всех запасов, за исключением следующих:

  • незавершенное производство, возникающее по договорам на строительство; - финансовые инструменты;

  • биологические активы, относящиеся к сельскохозяйственной деятельности, и сельскохозяйственная продукция в момент ее сбора.


Что касается последующей оценки запасов, то в обоих стандартах отмечаются схожие положения (трактовки). По рассматриваемым документам осуществлять оценку запасов необходимо либо по величине себестоимости материальных запасов, либо по чистой возможной цене продажи. Формулировка данного определения характерна, скорее, для международных стандартов. В российской практике определение было адаптировано и видоизменено в ФСБУ 5/2019 на понятие «чистая стоимость продажи». Таким образом, в обоих стандартах прописано применение правила наименьшей величины для оценки запасов [7].

В рамках рассмотрения темы стоит упомянуть создаваемый резерв под обесценение запасов. Данный резерв необходим организации в случае, когда фактическая себестоимость становится больше чистой стоимости запасов. Поэтому как ФСБУ 5/2019, так и МСФО 2 обязывают создавать необходимый резерв под обесценение материальных запасов в организациях.

Существенным аспектом при сравнении МСФО и ФСБУ является рассмотрение способов оценки запасов. Для удобства могут использоваться такие методы оценки стоимости запасов, как метод учета по нормативным затратам или метод учета по розничным ценам, если результаты их применения примерно соответствуют значению себестоимости. Нормативные затраты учитывают нормальные уровни потребления сырья и материалов, труда, эффективности и производительности. Они регулярно анализируются и при необходимости пересматриваются с учетом текущих условий. Метод розничных цен часто используется в розничной торговле для оценки запасов, состоящих из большого количества быстро меняющихся статей с одинаковой нормой прибыли, в отношении которых практически неосуществимо использовать прочие методы определения себестоимости. Себестоимость единицы запасов определяется путем уменьшения цены продажи данной единицы запасов на соответствующий процент валовой маржи. При определении величины используемого процента учитываются запасы, стоимость которых была уменьшена до уровня ниже их первоначальной цены продажи. Часто используется среднее значение процента для каждого отдела розничной торговли.

Особое внимание в стандартах уделено методам оценки себестоимости.

Себестоимость статей запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, а также товаров или услуг, произведенных и выделенных для конкретных проектов, должна определяться по себестоимости каждой единицы. Метод себестоимости каждой единицы предполагает, что понесенные затраты относятся на установленные единицы запасов. Этот порядок учета подходит для единиц, выделенных для конкретных проектов, вне зависимости от того, были ли они куплены или же произведены.