Файл: Рынок драгоценных металлов в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добытые из недр драгоценные металлы, исключая уникальные самородки, подлежат аффинажу.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством РФ (Приложение 1). Аффинажные организации должны обеспечивать максимально полное извлечение драгоценных металлов из сырья в соответствии с технологическими нормативами.

По разведанным запасам золота Россия занимает 4-е место в мире (после ЮАР, США и Канады) и первое место среди стран СНГ. Россыпи составляют 20 % запасов, рудные месторождения - 52 %, комплексные – 28 %.

Анализ российской минерально-сырьевой базы золота и золотодобычи показывает, что:

1. Ресурсы россыпного золота рассредоточены почти в 4000 мелких объектах на огромной территории от Урала до Камчатки.

2. Лишь 40 % добычи приходится на коренные месторождения с запасами, обеспечивающими ее современный уровень на 100 лет.

3. Попутная добыча из комплексных руд составляет примерно 20 % и полностью зависит от объема производства цветных металлов.

4. Около 75 % минерально-сырьевого потенциала золота (запасы и прогнозные ресурсы) России находится в неблагоприятных районах Сибири и Дальнего Востока, реализация его требует крупных инвестиций.

5. Производственные мощности старых рудников требуют реконструкции, технико-технологического обновления.

Понятие рынок драгоценных металлов и драгоценных камней впервые появилось в отечественной практике в 1993 году в связи с выходом Указа Президента РФ №2148 от 16 декабря 1993 года «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации».

Рынок драгоценных металлов, как и любой другой рынок, предполагает определенную институциональную и функциональную структуру. Российский рынок можно представить в виде первичного и вторичного рынков драгоценных металлов

Деление рынка драгоценных металлов на первичный и вторичный обусловлено, прежде всего, спецификой его функционирования, которая определяется составом участников и объектом сделок. Наиболее развиты сегменты первичного рынка. Это подтверждается фактическим отсутствием проблем с реализацией продукции добывающей и перерабатывающей промышленности. На вторичном рынке наибольшее развитие получили межбанковский, оптовый и экспортный рынки. В стадии развития находится розничный сектор, а биржевой только формируется.


 Участники первичного рынка драгоценных металлов – это субъекты добычи (производства) металлов (за исключением перерабатывающих предприятий, которые не являются самостоятельными участниками рынка), институциональные инвесторы и промышленные потребители. Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице Гохрана России, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России, специально уполномоченные банки. Промышленные потребители – российские и иностранные юридические лица. Объектом операций и сделок на первичном рынке выступает, как правило, металл в физической форме (слитки, порошки, гранулы, прокат) – первичный металл, добытый из недр, а также полученный в ходе переработки вторичного сырья (лома и отходов).

Первичный рынок в настоящее время может быть представлен тремя секторами: прямой внутренний, посреднический внутренний и прямой экспортный. Такое деление обусловлено возможностью участников рынка приобретать драгоценные металлы непосредственно у субъектов добычи и производства металлов.

Субъектами прямого первичного рынка выступают государственные органы, за исключением Банка России, специально уполномоченные банки и промышленные предприятия, так как они в соответствии с действующим законодательством могут напрямую приобретать металлы у производителей с целью создания стратегических и промышленных запасов. Кроме того, они могут использовать драгоценные металлы для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках (например, для получения займа). Названные банки приобретают металлы для формирования собственных активов и их реализации на вторичном рынке, а также выполняют клиентские поручения.

Промышленные потребители могут приобретать драгоценные металлы непосредственно у субъектов добычи (производства), однако на практике это происходит редко. В основном они покупают металл на вторичном рынке. Круг промышленных потребителей достаточно широк и зависит, прежде всего, от вида потребляемого металла. Увеличение промышленного потребления драгоценных металлов и выпуск готовой продукции с целью ее дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках будут способствовать решению важной проблемы современного периода – уходу страны от сырьевой направленности.

Субъект посреднического первичного рынка – Банк России, что объясняется следующим обстоятельством: законодательно он не имеет право проводить операции напрямую с производителями металлов и свои права на покупку может реализовать только через посредничество специально уполномоченных банков. Приобретенные драгоценные металлы Банк России направляет на формирование золотых резервов страны, на чеканку монет с последующей их реализацией коммерческим банкам, а также на операции, осуществляемые на внешнем и внутреннем рынках.


Появление третьего сектора обусловлено возможностью добывающих компаний самостоятельно экспортировать драгметаллы, поэтому субъектами прямого экспортного рынка выступают иностранные юридические лица. 

Динамичное развитие всех сегментов вторичного рынка драгоценных металлов, несомненно, способствует развитию рынка в целом и имеет важное значение для экономики страны. Вторичный рынок представлен более широким кругом участников по сравнению с первичным рынком: практически, это все субъекты первичного рынка (за исключением субъектов добычи и производства), промышленные потребители, институциональные и частные инвесторы. Объектом сделок вторичного рынка могут выступать металлы не только в физической форме (слитки, монеты и т.д.), но и в обезличенном виде (обезличенные металлические счета, ценные бумаги), что позволяет значительно расширить диапазон деятельности участников рынка. Ограниченность финансовых инструментов, используемых в настоящее время на этом рынке, значительно сужает его объемы. Поэтому возможности безналичного обращения металлов могут существенным образом способствовать как увеличению внутреннего спроса на металлы, так и более динамичному развитию рынка в целом.

Основная задача вторичного рынка – формирование внутреннего спроса на драгоценные металлы. В настоящее время внутреннее предложение по всем видам металлов значительно превышает спрос, что является главной проблемой в развитии самого рынка и требует скорейшего решения. В структуре вторичного рынка драгоценных металлов можно выделить следующие сегменты: межбанковский, оптовый, розничный, биржевой и экспортный рынки.

Наиболее активно в структуре вторичного рынка развивается межбанковский рынок, субъектами которого выступают коммерческие банки и Банк России, а объектом – драгоценные металлы в форме слитков и монет. Здесь с использованием металлов могут проводиться различные виды операций: кассовые (текущие) операции, срочные операции, типа «своп», депозитные операции и т.д.

Выделение оптового рынка в структуре вторичного обусловлено составом участников – промышленными потребителями, которые представлены предприятиями среднего и малого бизнеса, а также предпринимателями без образования юридического лица, которые используют драгоценные металлы для изготовления своей продукции. Субъектами оптового рынка являются и институциональные инвесторы. Для расширения их состава можно привлекать инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и т.п., которые, мобилизуя значительные средства юридических и физических лиц на достаточно продолжительный срок, могли бы сыграть существенную роль в развитии рынка.


К субъектам розничного рынка драгоценных металлов относятся частные инвесторы, тезавраторы и спекулянты, у которых цели совершения операций с металлами различны: тезаврация, инвестирование, получение прибыли, хеджирование, использование в качестве сувенира, оригинального подарка и т.д.

Попытки организации биржевой торговли предпринимались неоднократно, однако до сих ни один из имеющихся проектов не реализован, несмотря на то, что развитие биржевого рынка может дать только положительный эффект: прежде всего повысится ликвидность финансовых активов в драгоценных металлах, что, в свою очередь, будет способствовать повышению внутреннего спроса. Объектами торговли могут выступать металлы в физической (наличной) форме – слитки, монеты, а также в «бумажной» (обезличенной) форме – металлические счета, ценные бумаги.

Субъектами экспортного сегмента вторичного рынка в основном выступают коммерческие банки и промышленные предприятия, в отдельных случаях – государственные органы, включая Банк России. Объекты торговли – это металлы в физической форме (слитки, монеты), а также продукция промышленных предприятий.

2.2 Проблемы и перспективы развития рынка драгоценных металлов в РФ.

Можно выделить основные причины, препятствующие развитию рынка драгоценных металлов:

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- неразвитость отдельных сегментов вторичного рынка;

- низкая ликвидность финансовых активов в металлах;

- отсутствие ценных бумаг, номинированных в драгоценных металлах или обеспеченных ими;

- ограниченность использования обезличенных металлических счетов;

наличие налога на добавленную стоимость на слитки и памятные монеты;

- отсутствие полностью сформированной рыночной инфраструктуры и биржевого оборота металлов;

- сохранение повышенной экспортной ориентации рынка на фоне ограниченного внутреннего спроса. 

Значительное место в развитии рыночного обращения драгоценных металлов отводится банковскому сектору. Либерализация отечественного рынка позволила российским банкам стать полноправными участниками всех его секторов. Используя драгоценные металлы при совершении различных видов банковских операций и сделок, коммерческие банки имеют возможность, с одной стороны, аккумулировать свободные денежные средства, а с другой – инвестировать их в развитие отраслевого сектора рынка. Однако количество банков, имеющих право совершать операции и сделки с драгоценными металлами, пока незначительно – около 14% от их общего количества. Это объясняется, прежде всего, внутренними причинами банковского сектора, а именно: достаточно дорогой вид бизнеса, который не каждый банк может себе позволить; отсутствие необходимых специалистов в штате банка; неразвитость филиальной сети у большинства банков. Исключение здесь составляют Сбербанк России, Альфа-банк, Росбанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, ИБГ «НИКойл», Мастер-банк и «Зенит».


Как было указано выше, основная проблема, препятствующая более динамичному развитию рынка, – несовершенство нормативно-правовой базы.

В новой редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ драгоценные металлы исключены из состава валютных ценностей, что значительно упрощает порядок их обращения и снимает многие проблемы с правом владения и распоряжения. Снятие с драгоценных металлов статуса валютных ценностей юридически переводит их в статус обычных товаров, которым ст. 8 Конституции РФ гарантирует свободный оборот и свободное перемещение по всей территории Российской Федерации. Если теперь драгоценные металлы – это просто товар, то, согласно ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности», банкам запрещено заниматься торговой деятельностью. Такое положение ставит банки в тупик, и для того чтобы разрешить данную проблему, необходимо в правовом порядке отнести драгоценные металлы в банковских операциях и сделках к группе финансовых активов.

Первоочередная задача в области правового регулирования рынка – разработка и принятие новой редакции Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В ней должны устанавливаться только специфические правовые основы регулирования отношений, возникающие в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов.

Отсутствие в Гражданском кодексе понятия «обезличенный металлический счет» создает определенные трудности, прежде всего, в установлении правоотношений между банками и владельцами данных счетов и соответствующим образом требует также своего разрешения.

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предусматривает гарантии для владельцев денежных средств, размещенных в банке на основании договора банковского счета, к которым относятся металлические счета. Однако применение закона к страхованию металлических счетов вызывает определенные затруднения. Если рассматривать металлические счета ответственного хранения, то на них действие закона не распространяется. Однако есть еще обезличенные металлические счета, открытие которых возможно двумя способами: путем внесения денежных средств и путем внесения определенного слитка. Если руководствоваться законом, то получается, что на счета, открытые денежными средствами, будет распространяться гарантия, а на счета, открытые металлом, – нет. Такое разграничение неправомерно, закон необходимо дополнить положением, предусматривающим гарантию лицам, открывшим металлический счет и путем внесения металла в слитках.