Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Данный шаг направлен в сторону централизации российской правовой системы, унификации и единообразия правоприменения для обеспечения верховенства Конституции РФ.
Для организации конституционного контроля следует вырабатывать критерии конституционного контроля.
Обоснование необходимости толкования норм права
Необходимость толкования правовых норм образуется, во-первых, в связи с тем, что нормы права носят обобщающий и абстрактный характер и не всегда ясна их суть (содержание), в то время как реальные общественные отношения всегда определены и имеют ряд индивидуальных признаков.[43]
Тем самым, в каждом отдельном случае реализации норм права нужно выявить, относится ли данная ситуация к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме, или нет. Во-вторых, встречающиеся иногда в правоприменительной практике недочеты законодательной техники рождают юридические коллизии, что также способствует образованию необходимости в толковании правовых норм.
Можно назвать множество причин, вызывающих необходимость в толковании[44].
Объективные причины – это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие (рис. 1).
Рис. 1. Объективные причины необходимости толкования норм права
Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены (рис. 2).
Рис. 2. Субъективные причины необходимости толкования норм права
Таким образом, существуют как объективные, так и субъективные основания необходимости толкования норм права.
Глава 2. Виды и способы толкования правовых норм
В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным[45].
Официальное толкование-разъяснение:
- дается уполномоченным на то органом;
- формулируется в специальном акте;
- формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:
- на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
- профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
- доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.
Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права – интерпретационных актах.
Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.
Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.
По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.
Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.
Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.
По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.
Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.
По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.
Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
Способы толкования правовых норм
Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования[46]:
- филологический;
- систематический;
- логический;
- исторический.
Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.
Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.
Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.
Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.
Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.
Органы государственной власти при толковании юридических норм руководствуются в своей деятельности следующими главными правовыми принципами, прописанными в Конституции РФ. Эти принципы имеют непосредственно действенное значение. Они имеют универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее влияние на все области общественных отношений. Общеобязательность таких принципов заключается как в приоритетности перед другими правовыми предписаниями, так и в распространении их действия на все субъекты права.
Для правоприменительной практики существенное значение имеет конституционный принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. «Права и свободы человека и гражданина выступают непосредственно действующими. Они определяют сущность, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции).
В своей деятельности органы государственной власти, должностные лица должны исходить из принципа конституционной законности, который закреплен в части 2 статьи 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Принцип законности в деятельности органов государственной власти, должностных лиц помогает охране прав и свобод человека и гражданина, усилению правового порядка.
Если речь идет о законодательстве федеративного государства, то при толковании коллизионных норм, регулирующих вертикальные связи, функционирует принцип единства политического и правового пространства. Если имеются противоречия между федеральными законами и законами субъектов в составе Федерации, то используются нормы федерального закона. Так, Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края установил, что ряд статей Устава Алтайского края не соответствует Конституции России.
При толковании правовых норм также следует опираться на конституционное положение, закрепляющее приоритет международного права перед нормами международного законодательства, что имеет особенно важное значение, когда речь заходит о защите прав и свобод личности.
Толкование нормы права содержит два основных элемента: понимания и объяснения смысла нормативного предписания. Понимание характеризует гносеологическую природу толкования, ориентированного на познание права. Оно является мыслительным процессом, происходящим в сознании субъекта, интерпретирующего норму права.
Понимание правовых норм имеет место во всех ситуациях, когда субъекты права раскрывают содержание юридических норм «для себя» с целью их осуществления, то есть устанавливают свои права и обязанности, заключенные в правовой норме, а объяснение ‑ в тех случаях, когда правоприменитель доводит до всех субъектов права достоверное содержание текста закона (нормы), которое хотел выразить законодатель.
Понимание и объяснение ‑ это две переплетенные стороны единого процесса интерпретации правовых норм. Интерпретатор, прежде чем объяснить содержание правовой нормы другим, должен понять ее суть для себя. Это необходимо для того, чтобы наполнение нормативно-правового акта было понятно другим субъектам осуществления права.[47] Перед тем как применить ту или иную юридическую норму, правоприменитель должен четко иметь в голове, какое правовое содержание было вложено законодателем в юридические определения, а также языковую и логическую схему определенной правовой нормы. Помимо того, следует определить место данной юридической нормы в системе права и, в ряде ситуаций, исторические, экономические и политические причины создания этой правовой нормы.
Систематическое толкование выступает необходимым условием правильной квалификации юридических дел. Без систематического метода толкования нереально уяснить содержание большинства норм Особенной части какого-либо кодекса вне связи с содержанием норм Общей части. Например, статья 143 Уголовного кодекса РФ предопределяет ответственность за нарушение правил охраны труда. Но в этой статье ничего не сказано о том, в чем этот порядок заключается. Таких правил много, они содержатся в законах и других нормативных актах, и их нельзя не брать во внимание при толковании статьи 143 Уголовного кодекса РФ.
Примером логического толкования является формулирование правовой нормы, компоненты которой содержатся в разных статьях нормативно-правового акта, а то и в различных нормативно-правовых актах. К примеру, статья 105 Уголовного кодекса РФ говорит, что «убийство, то есть умышленное причинение смерти другому лицу, - наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет». Наказывается не само убийство, а лицо, совершившее его. Субъект данного состава преступления определен в Общей части Уголовного кодекса РФ: «уголовной ответственности подлежит только дееспособное физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным Кодексом». Дело в том, что не всегда внутренняя структура норм права схожа с ее внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Компоненты правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут быть в других статьях нормативного акта либо в иных нормативных актах.