Файл: Реферат по дисциплине Нормативы по защите окружающей среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО науки и высшего ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра транспортных технологических процессов и машин

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Нормативы по защите окружающей среды

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема работы: Утилизация АКБ

Выполнил: студент гр. НТС-20 Курочкина А.К.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)

Дата:

Проверил

руководитель работы: доцент Сумманен А.В.

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2023


Содержание




Введение 3

Утилизация гелевых  аккумуляторов 5

Утилизация щелочных аккумуляторов 8

Утилизация AGM 12

Утилизация EFB 13

Заключение 15


Введение


Утилизация аккумуляторов – направление деятельности по сокращению количества батарей, выбрасываемых как ТБО (твердые бытовые отходы). Поскольку АКБ имеют в составе ряд токсичных химикатов, то их утилизация аналогично бытовым отходам – запрещена.

Появление современных технологий переработки отработанных АКБ обеспечивает решение нескольких актуальных проблем, одни из которых:

  • возвращение в промышленность исчерпаемого природного ресурса. Тем самым вторичная переработка восполняет мировые запасы свинца.

  • уменьшение токсического влияния свинца на окружающую среду.

Полученные пластиковые гранулы и лом свинца заново используются в изготовлении новых аккумуляторных батарей.

Для организаций утилизация АКБ происходит с предоставлением всей необходимой документации.


Как рассчитывается цена за АКБ?

Прием б/у аккумуляторов на утилизацию осуществляется по цене за 1 кг. Конечная стоимость формируется в зависимости от общего количества, типа батарей и некоторых других условий в индивидуальном порядке/


Обратите внимание, наша компания за один раз осуществляет вывоз как небольших партий (от 1-2 тонн), так и достаточно крупных (20 тонн). При этом  высоко оцениваются партии от 1 тонны. Если же объем средний или большой (от 10-15 тонн), в этом случае можно рассчитывать на максимально возможную цену.

Из обычной АКБ обычно получают:

  • Стальной лом.

  • Полимерные гранулы.

  • Медные компоненты.

  • Электролит.

  • Свинец, свинцовые соединения.

Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.

Работы проводятся в следующей последовательности:

Сначала сливается и перерабатывается химическим образом электролит (его нейтрализуют для дальнейшей утилизации в стоки либо регенерируют для получения сернистой кислоты, пригодной для повторного использования).

  • Дробление (с помощью дробильного оборудования для разрушения изделия).

  • Фильтрация (чтобы отсеять кислотно-свинцовую пасту).

  • Разделение полимеров и металлов.

  • Переработка полимерных компонентов.

  • Очистка металлов.

  • Получение свинца.

  • Очищение и плавка свинца.

Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.


Почему нельзя выбрасывать АКБ в обычный мусор?

Многие люди не знают, куда можно сдать старый аккумулятор авто, поэтому выбрасывают его в мусор. Это категорически неправильное решение, потому что подобные изделия относятся ко второму классу опасности – при простом выбросе на свалку они наносят окружающей среде серьезный вред.

В составе автомобильных и обычных АКБ содержатся:

  • Ртуть.

  • Никель.

  • Свинец.

  • Кадмий.

  • Щелочные вещества.

  • Кислотные вещества.

Во время пребывания на свалке в течение нескольких лет металлическая оболочка АКБ начинает постепенно разъедаться коррозией, в результате чего тяжелые металлы, щелочи и кислоты попадают в грунт и атмосферу, просачиваются в грунтовые воды. Подсчитано, что одна маленькая батарейка способна загрязнить около 15 кв. м. грунта.

Утилизация гелевых  аккумуляторов


     После окончания срока службы гелевые аккумуляторные батареи или выбрасываются потребителями, или (это в редких случаях) отправляются на пункты по переработке и утилизации. Повреждение корпуса в таких аккумуляторах не приносит значительного влияния на его работу, кроме того, структура электролита позволяет осуществлять его размещение в разных плоскостях и в любом месте устройства. 


     Указывать о вреде отработанного аккумулятора для окружающей среды является немного излишним, поскольку сами потребители должны знать насколько опасен электролит, используемый в аккумуляторах, его отработанное состояние, которое содержит множество токсических соединений и сами пластины аккумуляторной батареи изготовленные из свинца. Попадание этих веществ в почву может не только нанести экологическое загрязнение, но и попасть в грунтовые воды, а оттуда к нам на стол в виде продуктов питания. Именно поэтому утилизировать аккумуляторы просто необходимо и в обязательном порядке. 
     Утилизация этого типа аккумуляторных батарей осложняется тем, что в составе электролита используется немного другая кислота, так же как и добавки к ней. Производство этого типа аккумуляторов довольно трудоемкое и дорогостоящее, которое определяет область применения их преимущественно в блоках питания в устройствах бесперебойников.     Принимаются такие аккумуляторы в расчете на их вес, поскольку гелеобразный электролит делает их намного тяжелее, чем обычные. Стоит также отметить и то, что для пунктов приема этих батарей важны их марка, страна производитель и уровень засоренности. Поскольку отделение электролитной массы является намного более трудоемким и дорогим процессом, то и цена на приемке таких батарей немного ниже, чем в обычных аккумуляторных батарей. 
     Процесс утилизации таких аккумуляторов производится по обычной схеме утилизации кислотных аккумуляторов с разницей в используемом для этого оборудовании и процесса отделения глеевого электролита от пластин батареи.

 

Утилизация щелочных аккумуляторов



Щелочные аккумуляторы получили свое название благодаря типу электролита, используемому в самих батареях. Щелочь, по сравнению с кислотой, имеет немного другие свойства и при этом требует пластины другого состава (никель-кадмиевый сплав или никель-железный). Сфера использования этих аккумуляторов отличная от автомобильной индустрии, поскольку в подавляющем большинстве эти батареи устанавливаются на электричках, троллейбусах, метро и силовых тягачах. Своей конструкцией они могут быть и негерметичны, при этом есть риск испарения электролита в результате перегревания батареи.
Из-за того, что такие аккумуляторы используются в транспорте, принадлежащем государственным структурам, они поступают на утилизацию в полном объеме, хотя есть и такие области, которые не сдают отработанный материал по известным только им причинам. Так же как и свинцовые аккумуляторные батареи, щелочные элементы питания могут принести вред окружающей среде и здоровью человека. Именно поэтому их следует отправлять на вторичную переработку.

Оборудование для утилизации щелочных аккумуляторов отличается от того, на котором производится переработка кислотных батарей. Первое отличие – это слив и нейтрализация или последующая переработка щелочного электролита. Его сбор и нейтрализация являются довольно трудоемким и дорогостоящим процессом, ровно так же, как и переплавка пластин батареи. В силу того, что в пластинах содержится не чистые элементы, а их сплавы, технология переработки должна соединять в себе, как химические, так и механические технологии разделения этих компонентов.
Печи, в которых переплавляются свинцовые пластины не подходят для переплавки никельсодержащих пластин, поскольку этот метал невозможно отделить таким способом. В то же время некачественное отделение компонентов пластин щелочных аккумуляторов может очень сильно повлиять на качество исходного продукта. В результате такого подхода полученное вторичное сырье будет непригодным для дальнейшего использования в производстве новых щелочных аккумуляторов.
Важным моментом утилизации щелочных батарей является и наличие в компании утилизатора соответствующего разрешения на проведение подобной деятельности, поскольку сам процесс утилизации является опасным для человека. Неправильное или некомпетентное проведение всех необходимых операций по утилизации несет в себе угрозу как для сотрудников производства, так и для окружающей среды, поскольку такие организации не занимаются нейтрализацией или переработкой электролита, а просто его сливают.
Проблема переработки аккумуляторов этого типа заключается в том, что на одном и том же оборудовании для утилизации и переработки нельзя совершать это с разными типами аккумуляторных батарей, поскольку содержащиеся элементы в основе пластин и электролита требуют разных условий как переплавки, так и изъятия. Кроме того, технология, как производства, так и переработки именно щелочных аккумуляторов намного более дорогостоящая, чем их свинцово-кислотных аналогов.
Стоит отметить также и объем поступления аккумуляторных батарей на переработку, что для щелочных элементов питания является намного меньшим значением. Поскольку служба работы аккумуляторов на основе щелочного электролита намного больше, чем у свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, то они и реже поступают в пункты приема. Такая же ситуация и на рынке – в подавляющем большинстве представлены именно свинцово-кислотные аккумуляторы .

Кроме того, стоит отметить, что в большинстве случаев в нашей стране щелочные аккумуляторы не поступают на переработку по причине осуществления активной деятельности многочисленных скупщиков цветного и черного металлолома. Большинство тех, кто имеет на эксплуатации аккумуляторные батареи разного типа не идет сдавать их в специальные приемники для последующей переработки, а несет отработанные элементы питания им. Таким образом, и без того небольшой поток в приемнике аккумуляторов на щелочном электролите в реальном времени еще меньше.
Причины, по которым необходимо именно сдавать на переработку щелочные аккумуляторные батареи, а не просто их выбрасывать или передавать сборщикам цветных и черных металлов, разные – от экологических до экономических. Щелочной аккумулятор, размеры которого представляют собой внушительные данные, обладают некоторыми негативными факторами при эксплуатации: не герметичность батареи (конструктивная особенность этого типа аккумуляторов) представляет экологическую опасность даже во время работы, поскольку водный электролит, находящийся в банках устройства, имеет свойство испаряться, унося с собой в атмосферу очень вредные соединения, разного рода туман щелочных растворов и вредные примеси.
Стоит отметить и свойство щелочного раствора более высокой концентрации покидать банки и «выползать» из-под пробок батареи. Если такие аккумуляторные батареи вскрывать без сторонней помощи и не в специально отведенных для этого местах, то есть риск выброса в окружающую среду и попадания на предметы одежды и быта едких и агрессивных веществ.
Сдача аккумуляторных батарей в специальные приемники, из которых они дальше поступают на переработку, положительно влияет на несколько факторов: последующее снижение стоимости щелочных аккумуляторных батарей (сырье для переработки и последующего использования имеет несколько более низкую себестоимость уже в новых батареях), экологически высокая безопасность (вскрытие аккумуляторов производится исключительно в специальных условиях, обеспечивающих от пролива электролита на почву, попадания его элементов в грунтовые воды, испарения летучих токсических соединений в атмосферу и т.д.), упрощенный механизм избавления от отработанного сырья с последующим поощрением от пунктов-приемников.
Для улучшения состояния на данный момент области переработки щелочных аккумуляторов просто необходимо проводить акции на уровне государственного или хотя бы регионального масштаба. Причина этого заключается в том, что у нас в стране еще не установилось четкое осознание экологической опасности выброса такого рода мусора, возможности сдачи на соответствующие пункты-приемники и реальной выгоды в таком образе поведения пользователей щелочных аккумуляторных батарей.